Новости
18 Октября 2013, 11:15

Сбербанк России: «у нас высокая скорострельность пулемета по малому бизнесу »

За год отделению «Банк Татарстан» Сбербанка России удалось увеличить прибыль на 76% - на 1 октября показатель достиг 7,87 млрд. рублей. На рост прибыли повлияли полученный процентный доход по кредитам, реорганизация бизнеса и активная работа с предприятиями региона, в том числе с малыми. Последним, как оказалось, в банке уделяется особое внимание.

Прибыль отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России на 1 октября текущего года составила 7,87 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 3,4 млрд. рублей или на 76%. Об этом накануне в ходе пресс-конференции заявил управляющий Сбербанка в Татарстане Рушан Сахбиев.

Решающим фактором, который повлиял на рост прибыли, по словам Сахбиева, стал рост объемов бизнеса, — за прошедший период банк получил процентный доход по выданным кредитам на 30% или на 2,8 млрд. рублей больше, чем за прошлый год. При этом увеличение доходов произошло не за счет роста процентных ставок по кредитам, а за счет выросших объемов кредитования. Немалую роль в увеличении прибыли сыграла и масштабная реорганизация, которая вылилась в оптимизацию штата и филиальной сети.

«Работа с малым бизнесом — приоритетное направление»

В Татарстане одним из приоритетных направлений для Сбербанка остается работа с предпринимателями — представителями малого и среднего бизнеса (МСБ).

«С начала года кредитный портфель юрлиц вырос на 19 млрд. рублей. За девять месяцев „Банк Татарстан“ выдал представителям МСБ более 3 тысяч кредитов на общую сумму 8,4 млрд. рублей. Более 4 тысяч предпринимателей республики открыли в банке новые расчетные счета», — сообщил Рушан Сахбиев.

Согласился с коллегой из Татарстана и заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России Тимофей Письмеров, который в рамках пресс-конференции, провел вебинар, где были озвучены промежуточные итоги работы с сегментом МСБ.

Работу с малым бизнесом Письмеров назвал «фабрикой»: за последние годы Сбербанк сделал большой шаг навстречу предпринимателям, разработав уникальную линейку продуктов и услуг.

«Поддержка малого бизнеса для Сбербанка была и остается одним из приоритетных направлений. Цифры говорят сами за себя: мы предоставляем предпринимателям более 100 млн. кредитных средств ежедневно, то есть каждый день порядка 60 предпринимателей получают в Сбербанке финансовую поддержку для развития бизнеса, — отметил Тимофей Письмеров и добавил, что банк не просто дает деньги в долг, а помогает клиентам „расти“. — За последний год 50 представителей малого предпринимательства перешли в сегмент „средний бизнес“».

В Татарстане Сбербанк — абсолютный лидер по объему финансирования субъектов МСБ — юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Так, на 1 октября совокупный портфель кредитов малому бизнесу составил 11,5 млрд. рублей (7,9 млрд. рублей на аналогичную дату прошлого года). При этом средний размер кредита МСБ в банке составляет 3,5 млн. рублей, а средний срок кредита — 2 года.

На сегодняшний день в республике действует 43 точки по обслуживанию предпринимателей, где с бизнесменами работают порядка 180 сотрудников Сбербанка. Банк активно работает с МСБ и в интернете — предпринимателям, зарегистрированным на портале «Деловая среда», предоставляется персональный менеджер, который трудится в формате 24/7. Открыть счет или получить кредит в банке просто. Отказывают в финансировании, по словам Сахбиева, не часто и, как правило, некачественным заемщикам с «плохой деловой репутацией». Сюда можно отнести судимость, неуплату налогов и несвоевременную выплату зарплаты работникам.

«Сбербанк — рознично-оптовый продавец кредитов»

Сегодня продуктовая линейка Сбербанка, ориентированная на МСБ, разнообразна.

Активно работает технология «Кредитная фабрика», которая подразумевает ускоренную процедуру рассмотрения заявки. На 1 октября в рамках программы банком выдано уже 1369 кредитов. В целом же по данной программе отделение «Банк Татарстан» ежедневно выдает в среднем 10 кредитов на сумму 9 млн. рублей.

Действует и программа «Бизнес-старт», ориентированная на открытие собственного бизнеса по франшизе. Как отметил Рушан Сахбиев, благодаря ей только в сентябре в Татарстане открылись два магазина одежды известных брендов, трудоустроены порядка 25 сотрудников, а в бюджет республики до конца года будет перечислено порядка 200 тысяч рублей.

Добавим, что в Сберба
нке для представителей МСБ существует и возможность рефинансирования задолженности в других коммерческих банках. По словам Рушана Сахбиева, за период август — сентябрь по акции, которая продлится до 1 января 2014 года, в Сбербанке перекредитовались порядка 15 заемщиков на сумму более 150 млн. рублей. Напомним, что в рамках акции Сбербанк предлагает рефинансировать обязательства по оборотным, инвестиционным кредитам и проектному финансированию на срок от 3 месяцев до 10 лет. При этом действует ставка от 10%, а сумма предоставляемого кредита стартует от 3 млн. рублей. Кредиты предоставляются ИП и юрлицам с годовой выручкой не более 400 млн. рублей.

Активно работает Сбербанк с промплощадками Татарстана — ОЭЗ «Алабуга», технопарками «Химград», КИП «Мастер», «Камские поляны» и IT-Парком. Для этих целей специально был разработан новый продукт — «Индустриальный парк» на финансирование создания, развития площадки для промышленных и инновационных производств. Срок кредитования по продукту увеличен, а доля собственного участия заемщика в проекте, напротив, снижена. В рамках программы предусмотрены индивидуальные ставка и график погашения, также существует возможность отсрочки погашения основного долга по кредиту и комплексное обслуживание компании и резидентов парка. В настоящее время в банк на получение нового кредита поданы заявки от трех индустриальных парков, на общую сумму 2,05 млрд. рублей.

«Влияние банков на восстановление бизнеса в „Новой Туре“ преувеличено»

Прокомментировал Рушан Сахбиев и итоги кампании по поддержке предпринимателей — погорельцев «Новой Туры».

Напомним, пожар в «Новой Туре» произошел 13 мая этого года, в результате чего пострадало около 70% торговых площадей технополиса. Однако, по словам банкира, от пожара досталось не только предпринимателям. Пострадали и микрофинансовые организации республики, поскольку большинство заемщиков — погорельцев кредитовались именно в МФО, а не в банках.

«По „Новой Туре“ ситуация абсолютно нормальная. Как показала практика, порядка 90% предпринимателей — заемщиков „Новой Туры“ кредитовались в микрофинансовых организациях. По всем кредитам заемщиков Сбербанка, которые являются погорельцами „Новой Туры“, проведена реструктуризация. Такое решение было принято кредитным комитетом Центрального аппарата Сбербанка в Москве. Мы реструктуризировали более 15 кредитов. Договоры пролонгированы. Сроки погашения этих кредитов отодвинуты на год, — заявил Рушан Сахбиев. — Так что сегодня значимость влияния банков на восстановление нормализации бизнеса в „Новой Туре“ несколько преувеличена».

Юлия Амочаева

Мнения
08 Июля 2020, 08:00
Маркетплейсы в Татарстане

Малый торговый бизнес не сможет встроиться в e-commerce

Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова — о бурном росте e-commerce, трендах развития отрасли и помощи государства в виде прямого запрета на офлайн-торговлю.

За последние полгода онлайн-продажи в России выросли по некоторым оценкам на 40−50%, но это произошло на фоне снижения розничного товарооборота. Это временное явление, обусловленное прямым вмешательством государства в дела бизнеса и рынок. Это последствия прямого запрета офлайн-торговли в ряде сегментов и ограничения потребителей в передвижении.

Инструмент влияния государства в этой сфере был применен впервые, его использование сопровождалось осложнением коммуникаций и игрой спекулянтов на нефтяном и валютном рынке.

Оценить последствия примененных решений мы сможем не ранее осени. Но уже сейчас можно выделить несколько устойчивых трендов, которые будут определять развитие торговой сферы в ближайшем и отдаленном будущем.

Ускорение роста продаж в онлайне.

Крупные компании наперебой рапортуют о росте оборота в три, два, полтора раза… Но это, скорее, мнимый рост. Да, выручка в период пандемии в онлайн-каналах выросла в среднем до двух раз, при этом доля онлайн-сегмента в целом остается ниже 5%. И рост носит во многом искусственный характер — он будет скорректирован после снятия всех ограничений.

Усиление крупных игроков.

Сейчас отмечается «прорывной» характер изменений в развитии инфраструктуры доставки товаров до потребителей и технологий отслеживания товародвижения. Wildberries, Ozon, Alibaba смогли сформировать универсальный ассортимент и составить конкуренцию федеральным торговым сетям. Подготовлена технологическая база и инфраструктура для консолидации рынка онлайн-продаж. Разрыв в потенциале крупных онлайн-ритейлеров и малых/средних предпринимателей стал непреодолимым. И, самое главное, сделал невозможным справедливую конкуренцию.

Анализ показывает, что уже в мае 2020 года большинство средних и малых онлайн-предприятий, как перекупщики, столкнулись с нехваткой товара. И были вынуждены перейти на режим заказа и трехдневной поставки до 80% ассортимента.

В ближайшей перспективе малый и средний бизнес из этой сферы будет «выдавлен», а сохранившийся — встроится в торговые системы на условиях франшизы.

Попытки замены агрегаторов.

Крупные торговые офлайн-системы активизировали развитие собственных интернет-магазинов, а некоторые еще — создание альтернативных маркетплейсов («Сафмар», «Детский мир»). При этом рост онлайн-продаж отстает от аналогичного показателя агрегаторов в два раза.

Объяснение простое: политика агрегаторов пока более понятна ограниченным в дееспособности предприятиям торговли и промышленности. Большинство предприятий торговли, внедомашнего питания предпочли заключить договора именно с агрегаторами (в их числе «Ашан», «Азбука Вкуса» и др.). Использование магазинов в формате пунктов выдачи оказалось неэффективно.

Исходя из этого, онлайн-канал будет рассматриваться офлайн-ритейлерами скорее как необходимый в чрезвычайных обстоятельствах, позволяющий «перехватить» покупателя на онлайн-рынке.

«Раздувание» клиентской базы.

Произошло «вынужденное» расширение клиентской базы онлайн-компаний, но большая часть перешедших в онлайн-каналы продаж покупателей сделала это временно. Лишь незначительная часть «перебежчиков» останется в онлайне, остальные будут время от времени делать заказы.

После снятия ограничений офлайн-торговля восстановится на 80−90%, в зависимости от специализации и степени дальнейшего вмешательства государства на рынке.

Выводы. Происходящие процессы обозначили не проблему исчезновения офлайн торговли, а проблему балансирования офлайн- и онлайн-торговли, встраивания в изменившуюся реальность малого и среднего бизнеса.

Какие услуги e-commerce определяют будущее влияние на рынок

Я бы говорил о расширении форматов доставки товаров. Мы видим, что развитие в условиях пандемии получил формат самовывоза. Здесь, прежде всего, стоит отметить развитие инфраструктуры агрегаторами Wildberries, Ozon, а также отдельными игроками офлайна («Ситилинк», «Онлайнтрейд»). Важно, что эта сеть уже покрыла мегаполисы и города-миллионники.

Разрешение работы ПВЗ-онлайн-компаний (пунктов выдачи интернет-заказов) в условиях запрета работы офлайн вынудило подключиться к онлайн-инфраструктуре подавляющее большинство (не менее 90%) игроков непродовольственного сегмента, внедомашнего питания и сферы услуг, пусть на не очень выгодных условиях. И этот канал останется в будущем. А вот сфера услуг не нашла себя в изменившейся реальности.

Заложена база по продвижению онлайн-продаж в регионы России и сельские территории через организацию пунктов выдачи интернет заказов в отделениях почты России, развитие сетей постаматов, размещенных в магазинах федеральных и региональных продовольственных сетей («Пятерочка», «Магнит»).

Нельзя говорить, что офлайн-торговцы переходят в онлайн

Ведь закрытые по решению государства ритейлеры сохранили при активации онлайн-каналов всего от 20 до 30% объема продаж. Ключевое изменение: в стране сложился ряд омниканальных торговых компаний, которые интересны государству. В их основе находятся как торговые офлайн-сети, так и изначально онлайн-компании с сетями офлайн-пунктов выдачи.

Контакт «покупатель — продавец» исчезает и заменяется на контакт «покупатель — автоответчик» («электронный помощник»), что снижает качество обслуживания и лишает процедуру покупки ряда традиционных смыслов.

Что потеряли/ что приобрели?

Пожалуй, ситуация близка к потере малого, а в перспективе и среднего торгового бизнеса. Уже сокращены возможности покупателя выбрать продавца и в перспективе у нас сохранится 5−7 вариантов выбора в продовольственной торговле и внедомашнего питании. В сфере услуг укрепятся сетевые игроки.

Удар нанесен по отечественным оптовикам и дистрибуторам, ассортимент уже сильно сузился, качество товаров будет снижаться.

В числе приобретений — только возможность облегченного выхода малого и среднего производителя на потребительский рынок через агрегаторов, минуя оптовиков и розничные торговые сети. Но при условии ценовой конкурентоспособности, которая сегодня не очевидна ввиду политики государства по ослаблению рубля. Покупатель приобрел неочевидную возможность с большей выгодой и удобством приобрести товар, теряя на его качестве и рискуя сложной процедурой возврата и замены товара.

Россия повторяет путь экономически развитых стран, но в условиях так и не сложившегося малого торгового бизнеса. Последний в силу своей разобщенности оказался не готов к вызовам дня и, вероятно, не сможет в своем большинстве встроиться в изменившуюся реальность.

Вячеслав Чеглов,
профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: