По мнению экспертов, изменения в законодательстве приведут к ужесточению санкций против монополистов.
В закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было внесено около 200 поправок, изменения претерпели около 50 статей закона. Без изменений остается сумма, на которую можно делать закупки без применения данного закона — 60 тысяч рублей. Теперь заказчик по согласованию с исполнителем при изменении потребности в товарах или услугах может изменить количество товаров или объем работ не на 5%, как раньше, а более чем на 10% от предусмотренных контрактом. Также упростилась процедура указания сведений в извещении открытого конкурса — теперь нет необходимости указывать источник финансирования заказа, форму и сроки оплаты, представлять краткие характеристики товаров и услуг. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту производится с помощью аукциона.
Еще одно нововведение — заказчик может внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие при условии, что срок подачи заявок будет продлен не менее чем на 20 дней с момента опубликования внесенных изменений в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте. Изменение предмета конкурса не допускается. Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок. Открытый аукцион в электронной форме раньше проводился в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышала 500 тысяч рублей. Сейчас цена контракта изменена — она не должна превышать один миллион рублей.
Александр Груничев, руководитель Татарстанского Управления Федеральной антимонопольной службы:
— Что касается закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», могу однозначно констатировать значительное ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь недобросовестным компаниям, игнорирующим антимонопольные нормы, придется платить до 15% выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. Должностным лицам в таком случае грозит штраф до 200 МРОТ. Отмечу, что в случае картельного сговора компания, первой добровольно раскрывшая факт сговора и заявившая о нем в антимонопольную службу, избежит предусмотренных санкций.
Павел Сигал, председатель регионального отделения «ОПОРА России»:
— Федеральная антимонопольная служба в последнее время, на мой взгляд, стала одной из наиболее эффективных служб государства. Впервые был создан общественно-консультативный совет на высшем уровне. За несколько лет значительно увеличилась прозрачность закупок. По этому показателю Татарастан занимает на данный момент первое место в России. Но это не значит, что мы должны «почивать на лаврах» этой прозрачности. В Татарстане есть, над чем работать.
Ольга Чиркова, заместитель генерального директора Агентства по развитию предпринимательства РТ:
— Безусловно, для малого и среднего бизнеса изменения в антимонопольном законодательстве станут подспорьем. Как правило, суть большинства нарушений в этой сфере сводится к тому, что крупные предприятия диктуют свои условия, а предприниматели не могут в одиночку противостоять этому. Крупным предприятиям проще всего в такой ситуации было заплатить штраф и дальше нарушать законодательство. С увеличением штрафов, общим ужесточением санкций ситуация, на мой взгляд, может измениться.
На Съезде предпринимателей Республики Татарстан, состоявшемся в Казани в декабре, высказывались предложения включать ассоциации предпринимателей в состав конкурсных комиссий, а также привлекать предпринимателей к разработке конкурсной документации. Сейчас заказчики зачастую формулируют такие специфические условия конкурса, что под эти условия подходит только одно конкретное предприятия. Речь о конкуренции (а значит, и о конкурсе) здесь уже не идет. Полагаю, изменения в законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поможет продвинуться в решении этой проблемы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: