Таковы результаты исследования потребительской активности населения «Праздничное настроение — 2008», проведенного аудиторской компанией Deloitte (Делойт).
Общие расходы в праздничный сезон 2008 года
№ | Страна | Подарки, | Еда, | Развлечения, | Общие затраты, |
1 | Ирландия | 668 | 422 | 264 | 1 355 |
2 | Великобритания | 511 | 215 | 204 | 930 |
3 | Испания | 357 | 367 | 186 | 910 |
4 | Италия | 315 | 233 | 67 | 616 |
5 | Бельгия | 300 | 226 | 72 | 597 |
6 | Румыния | 290 | 185 | 110 | 585 |
7 | Швейцария | 267 | 204 | 109 | 580 |
8 | Португалия | 257 | 211 | 99 | 567 |
9 | Россия | 300 | 143 | 94 | 537 |
10 | Франция | 291 | 159 | 77 | 527 |
Конечно, стоит учесть, что опрос проводился в начале октября, когда о массовых увольнениях еще не было слышно. На тот период информация о финансовом кризисе на Западе вовсе не уменьшила оптимизма наших сограждан. Абсолютное большинство опрошенных россиян (71\%) ответили, что не чувствуют влияния финансового кризиса на материальное положение своей семьи, тогда как в среднем по европейским странам, принявшим участие в исследовании, от 40\% до 60\% опрошенных уже ощутили первые проявления экономической нестабильности.
Несмотря на небольшое снижение оценок собственной покупательной способности по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в целом большинство опрошенных россиян считают, что они могут потратить столько же, сколько в прошлом году (46\%), а некоторые располагают даже большими ресурсами (21\%). Даже в том случае, если бюджет придется сократить, российские потребители скорее сэкономят на покупках к праздничному столу, нежели на подарках для своих родных и друзей, в отличие от европейцев, которые в свою очередь планируют существенно пересмотреть бюджет в отношении подарков.
Средняя сумма, которую планируют потратить россияне на новогодние покупки, включая расходы и на еду, и на подарки, и на развлечения, составляет 537 евро, что на 12\% больше по сравнению с данными прошлогоднего исследования. По общей сумме расходов на праздники Россия вошла в одну группу с такими странами, как Франция, Бельгия и Швейцария и оставила уже далеко позади Германию и Голландию. Наши соседи из Украины готовы потратить на праздники более чем в два раза меньше россиян: 235 евро. Лидером опроса остается Ирландия, жители которой готовы потратить в среднем 1355 евро на рождественские покупки.
Если же говорить о выборе подарков, то результаты исследования опровергают мнение о России как о «самой читающей стране в мире». Книга в качестве «подарка мечты» оказалась у россиян лишь на 8-м месте, в то время как в шести из семнадцати стран, участвовавших в опросе, именно пища для ума стоит на первом месте среди тех подарков, которые хотели бы получить их жители. Самым же предпочитаемым подарком для нас оказались наличные деньги или их эквивалент в виде подарочного сертификата (так ответили 36\% опрошенных). Страсть к «хрустящим бумажкам» с нами разделяют жители Германии и Франции. На втором месте в этом году косметика и парфюмерия, третье место в списке предпочтений занимают одежда и обувь, значительно поднявшаяся в списке с пятого места в прошлом году.
Как обычно, желаемое несколько расходится с действительным, преимущественно по двум пунктам: материальному (то есть желание получить подарок в денежном эквиваленте гораздо выше, чем намерение его подарить — 36\% против 19\%) и продуктовому (то есть желание получить к празднику конфеты или бутылку шампанского выражают гораздо меньше людей, чем готовность сделать именно такой подарок — 12\% против 28\%). Путешествие в качестве новогоднего подарка остается несбыточной мечтой 16\% россиян, поскольку преподнести поездку в дар собирается только 4\%.
Более половины европейцев совершают свои рождественские покупки в периоды скидок или распродаж, которые проходят в течение года и непосредственно перед праздниками. Данная практика все чаще используется в странах Западной Европы, где более 40\% опрошенных ответили, что пользуются этой возможностью. Россияне, как правило, начинают думать о покупке подарков ближе к середине декабря, а покупают подарки чаще всего в последнюю неделю, а то и в последние дни перед праздниками.
В сервировке праздничного стола 64\% россиян и 53\% европейцев проявляют завидный консерватизм, утверждая, что останутся верны определенным брендам при выборе продуктов. При этом наиболее важным критерием, как для нас, так и для жителей Европы, остается соотношение цена/качества.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: