Как свидетельствует статистика ЦБ, на сегодняшний день эмиссию платежных карт осуществляют порядка 700 кредитных организаций. С большим отрывом от конкурентов лидирует по количеству «пластика» в обращении стал банк «Русский Стандарт», количество карт которого составило 11,7 млн. штук. Второе место досталось «Росбанку», объем карт в обращении которого превысил 3,5 млн. штук. Замыкает тройку лидеров «Банк Уралсиб» — 1,7 млн. карт.
1 | Русский Стандарт | 11 663.0 | |||
2 | Росбанк | 3 582.0 | |||
3 | ХКФ-Банк | 3 052.6 | |||
4 | Банк Уралсиб | 1 680.0 | |||
5 | Транскредитбанк | 1 390.0 | |||
6 | Альфа-Банк | 1 321.3 | |||
7 | Внешторгбанк | 1 209.1 | |||
8 | Промышленно-строительный банк | 1 142.4 | |||
9 | Внешторгбанк 24 | 862.0 | |||
10 | Возрождение | 777.0 | |||
11 | Сибакадембанк | 568.0 | |||
12 | Промсвязьбанк | 460.5 | |||
13 | Ханты-Мансийский Банк | 416.4 | |||
14 | Банк Санкт-Петербург | 391.5 | |||
15 | МДМ-Банк | 360.7 | |||
16 | Райффайзенбанк | 358.9 | |||
17 | Запсибкомбанк | 329.6 | |||
18 | АК БАРС | 306.0 | |||
19 | Импэксбанк | 289.1 | |||
20 | Собинбанк | 286.5 | |||
21 | Омскпромстройбанк | 274.1 | |||
22 | Инвестсбербанк | 274.0 | |||
23 | Севергазбанк | 242.8 | |||
24 | Экспобанк | 240.0 | |||
25 | Северная Казна | 240.0 | |||
26 | Югбанк | 212.4 | |||
27 | Газбанк | 184.4 | |||
28 | НБ Траст | 176.8 | |||
29 | Союз | 174.4 | |||
30 | Финансбанк | 167.2 | |||
31 | Зенит | 160.0 | |||
32 | МИнБ | 157.4 | |||
33 | Юниаструм банк | 156.9 | |||
34 | Международный Московский Банк | 150.0 | |||
35 | Уралтрансбанк | 148.0 | |||
36 | Московский Банк Реконструкции и Развития | 145.2 | |||
37 | Кредитуралбанк | 138.0 | |||
38 | Левобережный | 127.3 | |||
39 | МДМ-Банк СПб | 121.4 | |||
40 | Бинбанк | 106.5 | |||
41 | Примсоцбанк | 102.6 | |||
42 | Авангард | 96.9 | |||
43 | Липецккомбанк | 95.0 | |||
44 | Всероссийский банк развития регионов | 91.5 | |||
45 | Центр-инвест | 84.1 | |||
46 | Агропромкредит | 83.3 | |||
47 | Связь-Банк | 81.1 | |||
48 | Автовазбанк | 75.9 | |||
49 | Углеметбанк | 67.3 | |||
50 | ПСКБ | 65.4 | |||
51 | Ухтабанк | 63.6 | |||
52 | Русь банк | 59.3 | |||
53 | Тольяттихимбанк | 57.0 | |||
54 | Оренбург | 53.1 | |||
55 | Русский Банк Развития | 51.9 | |||
56 | Автоградбанк | 49.6 | |||
57 | Московский кредитный банк | 48.2 | |||
58 | Спурт | 47.0 | |||
59 | Омск-Банк | 46.8 | |||
60 | БСЖВ | 39.3 | |||
61 | РосЕвроБанк | 38.0 | |||
62 | Абсолют Банк | 36.5 | |||
63 | Социнвестбанк | 35.0 | |||
64 | Агроимпульс | 33.7 | |||
65 | Ижкомбанк | 33.4 | |||
66 | Ижладабанк | 33.0 | |||
67 | Инвесткапиталбанк | 32.2 | |||
68 | Русь | 31.9 | |||
69 | Драгоценности Урала | 31.2 | |||
70 | Спецсетьстройбанк | 28.6 | |||
71 | Экспресс-Волга | 24.6 | |||
72 | Восточно-европейская финансовая корпорация | 21.5 | |||
73 | Форштадт | 13.6 | |||
74 | Центркомбанк | 10.5 | |||
75 | Евротраст | 9.5 | |||
76 | Оргрэсбанк | 9.3 | |||
77 | Столичное кредитное товарищество | 8.0 | |||
78 | Экстробанк | 7.9 | |||
79 | Балтинвестбанк | 6.3 | |||
80 | Банк Жилищного Финансирования | 6.0 | |||
81 | Алмазэргиэнбанк | 5.0 | |||
82 | НЗБанк | 3.0 | |||
83 | Башкомснаббанк | 1.9 | |||
84 | Уралприватбанк | 1.8 | |||
85 | Пушкино | 1.1 | |||
86 | Ами-банк | 1.0 | |||
87 | Интеграл | 0.4 | |||
88 | Национальный резервный банк | 0.3 |
Со стороны потребителей возрос не только интерес к этому продукту в целом, но и, как отмечает начальник управления развития бизнеса и поддержки продаж департамента пластиковых карт «Внешторгбанка 24» Мария Зенина, основной тенденцией полугодия стал «грамотный подход клиента к выбору карточного продукта». Поэтому теперь для более требовательных и изысканных клиентов банки разрабатывают новые продукты, начиная от индивидуального дизайна кредитной карты и заканчивая различными бонусными программами. Клиент непосредственно «может принять творческое участие в ее создании, выбрав изображение из каталога или предоставив в банк любое другое понравившееся изображение», — добавляет начальник управления продаж розничных пластиковых продуктов «Юниаструм банка» Сергей Покусин.
Что касается новых «пластиковых» программ, то здесь банки также стараются применить творческий подход. К примеру, совместая программа банка и сети универсамов «Патэрсон», которая позволяет накапливать премиальные бонусы при оплате товаров и услуг с помощью карты в любом магазине в России и за рубежом. Накопленные бонусы клиент в дальнейшем может использовать при оплате покупок в вышеупомянутой сети супермаркетов.
Многие банки стараются популяризировать карты на волне бурного роста потребительского кредитования. «Как правило, карта используется в качестве создания технологической основы целого ряда столь популярных в настоящее время кредитных банковских продуктов — автокредитов, потребительских и ипотечных кредитов. При этом, помимо стандартных расчетных функций, она предоставляет возможность мобильного и удобного для клиента способа управления денежными средствами, в том числе погашения кредита», — комментирует начальник управления банковских карт и комиссионного бизнеса «Бинбанка» Юрий Татаринов.
По данным агентства «Рус-Рейтинг», объем кредитов, выданных по пластиковым картам, вырос с начала 2006 года на 26%, но объем невозврата таких кредитов в абсолютном выражении с начала 2006 г. удвоился и уже составляет не меньше 14%. Для сравнения, в рамках потребительского кредитования, где можно говорить о достаточно высоком уровне развития рынка, эта доля составляет 21%.
Наступление «пластиковой эры» еще впереди. Основная доля платежных карт в карманах населения приходится на дебетовые карты, распространение же кредитных карт только начинает набирать обороты. Например, в портфеле платежных карт «ВТБ-24» на кредитные приходится всего 13%, а в «Юниаструм банке» немного больше — 14,5%.
Самыми «зарплатными» банками «РБК.Рейтинг» признало «НБ Траст», «Омскпромстройбанк» и «Агропромкредит». Доля таких карт в портфеле этих банков составляет 99−100%. Наоборот, самым «розничным» банком стал банк «Русский Стандарт», карты которого в рамках потребительского кредитования занимают 99,5%. Вторым по рознице стал «Экстробанк» (76%) и замыкает тройку «потребительских» банков МБРР (71%).
Доля безналичных расчетов по платежным картам крайне мала. Причины все те же: не везде установлено специальное оборудование и зачастую неумение персонала им пользоваться удлиняет процесс оплаты товаров и услуг. Плюс к этому элементарное отсутствие привычки оплачивать товары безналичным путем. Юрий Татаринов из «Бинбанка», однако, отмечает, что «доля безналичных операций постепенно увеличивается. Способствует этому тот факт, что появляется все больше возможностей для проведения платежей (оплата сотовой связи, интернет-провайдеров, коммунальных и других услуг), а также все большее распространение кредитных карт, платежная активность которых выше чем по „зарплатным“ картам, изначально позиционировавшимся как средство получения наличных денег».
При сохранении существующих темпов роста рынок пластиковых карт по итогам 2006 года может достичь, по оценкам «РБК.Рейтинг», 70 млн. карт. При этом доля кредитных карт будет увеличиваться. В ответ на более внимательное отношение клиентов к выбору банковских карт будет улучшаться качественное обслуживание со стороны банков.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: