Предложение Минтрансу РФ внести изменения в сертификационные требования к авиакомпаниям размещено на сайте Росавиации. Это ведомство заявляет, что компании, имеющие менее 20 однотипных лайнеров, могут выполнять только региональные и чартерные рейсы. По расчетам специалистов, таким количеством воздушных судов оперируют 15 крупнейших российских авиакомпаний, выполняющих девяносто процентов всех авиаперевозок страны. А всего в России насчитывается 150 авиакомпаний. Однако аналитики утверждают, что 20 однотипных самолетов в своем парке имеют вовсе не 15 перевозчиков, а всего четыре. Это «Аэрофлот», «Трансаэро», «Utair» и «Сибирь» (S7 Airlines).
Татарстанские авиаперевозчики предполагают, что поводом для столь неожиданных идей Росавиации послужил крах авиакомпании «Континент» (которая начала осуществлять магистральные перевозки лишь несколько месяцев назад), а также «Крас Эйр». Но авиаторам непонятно, почему банкротство этих небольших компаний и невыполнение ими своих обязательств перед пассажирами должны приводить к запрету работы десятков добросовестных перевозчиков.
— Я занимаюсь межрегиональными перевозками, но вынужден распродавать самолеты «Л-410», так как от их эксплуатации убытки, — говорит владелец и глава ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Межрегиональные перевозки должны дотироваться федеральным бюджетом, но дотаций давно уже не выделяют. А если значительно повысить тарифы, то кто тогда будет летать? В результате сокращения до минимума количества авиакомпаний контролирующим органам проще будет проводить мониторинг, но надо думать еще и о последствиях. Сейчас только благодаря небольшим компаниям установлены доступные для пассажиров цены на авиабилеты.
Председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким предполагает, что ужесточение сертификационных требований приведет к большим проблемам с межрегиональными перевозками прежде всего на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
— Туда крупные авиакомпании не любят летать, полеты осуществляют в основном авиаперевозчики, у которых как раз и нет 20 однотипных самолетов, — говорит Азат Хаким. — Что касается наших местных компаний, то возможность пополнить свой парк есть только у «Ак Барс Аэро». Я думаю, что к тому времени, когда Минтранс РФ примет решение, «Ак Барс Аэро» купит самолетов столько, сколько надо для регулярных рейсов.
А вот по мнению руководителя Татарстанского управления Росавианадзора Минтранса РФ Шавката Умарова, ужесточение сертификационных требований вызвано прежде всего тем, что маленькие компании порой не в состоянии обеспечить безопасность пассажиров и хороший сервис, а также выплачивать достойную зарплату пилотам.
— Но я думаю, что масштабная акция по изменению правил пассажирских перевозок не будет проводиться одномоментно — в короткие сроки. Перевозчикам дадут время на приобретение однотипных лайнеров, — надеется Умаров.
Между тем аналитики считают, что воплощение идеи Росавиации приведет к уничтожению конкуренции в авиаперевозках и установлению монополии крупнейших авиакомпаний, прежде всего Аэрофлота. Следствием образовавшейся монополии станет повышение цен и сокращение рейсов. Такая же ситуация с недоступностью авиатранспорта была в 90-е годы прошлого века.
Газета «Вечерняя Казань»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: