Как отмечает S&P, в кратко- и среднесрочной перспективе кредитоспособность будет определяться, в первую очередь, взаимодействием двух факторов: политики государства, стремящегося укрепить свой контроль над этим ключевым сектором, и растущим интересом ведущих нефтяных корпораций мира. В долгосрочной перспективе наиболее важный фактор кредитоспособности российских нефтяных компаний — эволюция институциональной среды в стране, указывает агентство. Хотя российская нефтегазовая отрасль обладает рядом чрезвычайно благоприятных характеристик для поддержания кредитоспособности в долгосрочной перспективе — доказанные запасы превышают 50 млрд барр., а разведка на огромных территориях еще только предстоит, — в кратко- и среднесрочной перспективе уровень кредитоспособности сдерживается вследствие трудных условий ведения бизнеса, непрозрачности и непредсказуемости в сферах законодательства, регулирования, а также корпоративного управления.
Страновые риски особенно ощутимы в нефтегазовом секторе, стратегическое значение которого для российской экономики (в 2003 г. он обеспечивал 20% ВВП и 58% экспорта) выражается в сильной взаимозависимости между финансовыми показателями правительства и нефтегазовой отрасли, указывает агентство. Это приводит к более высокому налоговому бремени по сравнению с международными конкурентами и к угрозе того, что политические и личные мотивы могут превалировать над экономическими.
«Дело ЮКОСа», в рамках которого ЮКОС, одна из крупнейших российских нефтяных компаний, сталкивается с растущими налоговыми претензиями и с угрозой вынужденной продажи своего ключевого прибыльного актива под давлением государства, демонстрирует риски недостаточной защиты прав собственности вследствие слабости судебной системы, очевидно выборочного применения законодательства и норм регулирования, а также непредсказуемости принятия решений различными органами власти России, отмечает S&P.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: