Новости
11 Марта 2009, 10:31

С оффшорами надо не бороться, а сотрудничать

В условиях кризиса аналитики не исключают того, что число оффшорных зон в мире может сократиться. Дело в том, что гнев ряда развитых стран, в частности Германии и Франции, обрушился в связи со спекулятивным характером современного финансового рынка не только на производные инструменты, хедж-фонды, но и на налоговые анклавы.

Довольно решительно в этом направлении настроен и американский президент Барак Обама. Он предлагает принять внесенный ранее в Конгресс законопроект «О предотвращении злоупотреблениями налоговыми гаванями» и установить более суровые требования для тех налогоплательщиков, которые используют оффшорные юрисдикции, ввести запреты на патенты США для изобретений, созданных для снижения, избежания или получения отсрочки по уплате налоговых обязательств. Также в данном документе предусмотрена необходимость облагать налогами те оффшорные трасты, которые используются для приобретения недвижимости, ювелирных изделий и предметов искусства для граждан США.

На фоне таких настроений есть даже инициатива вынести на обсуждение «G20» вопрос об ужесточении контроля за оффшорами. Если эта идея встретит поддержку большинства участников апрельского Саммита, то уже через некоторое время мы все сможем стать свидетелями перекраивания привычного нам механизма действия некоторых финансовых институтов.

Оффшоры под микроскопом

Оффшоры, или оффшорные зоны, (от англ. offshore — «вне берега», «вне границ») представляют собой независимые государства или определенные их территории, обладающие некоторой автономией, законодательство которых предполагает частичное или полное освобождение от налогообложения зарегистрированных в пределах их юрисдикций компаний, собственниками которых являются иностранные граждане.

Оффшорами также называют и сами фирмы, которые зарегистрированы в оффшорных зонах, но в пределах которых они не имеют права вести хозяйственную и коммерческую деятельность. Такое ограничение вводится с целью недопущения ухудшения конкурентных позиций местных фирм, на которые не распространен льготный налоговый режим.
Вторая особенность оффшорных компаний заключается в том, что их владельцы должны быть нерезидентами оффшорной территории. Поэтому и послабления касаются только деятельности, осуществляемой вне оффшорной территории.

Оффшорные компании имеют ряд преимуществ. Во-первых, простота регистрации. Зарегистрировать оффшорную компанию намного легче, чем открыть представительство в другой стране. Кроме того, став владельцем оффшора, предприниматель может сделать его центром своего международного бизнеса, что обеспечит большую гибкость и конфиденциальность его деятельности. Это касается как использования оффшорных счетов в иностранном банке в процессе управления финансовыми ресурсами, так и возможности иметь расчетные счета в кредитных организациях разных стран и в разных валютах, что ускоряет оперативность использования денежных средств.

Во-вторых, низкая налоговая нагрузка, которая и вовсе может сводиться к уплате ежегодного фиксированного сбора, обычно не зависящего от активности коммерческой деятельности оффшорной компании. Разумеется, будущему владельцу оффшора при его создании не обойтись без регистрационной платы и агентского гонорара фирме, которая отвечает за юридическую чистоту регистрации. Отдельно также оплачивается и выдача банковской или страховой лицензии при их необходимости, но эти затраты осуществляются однократно.

В-третьих, невысокий размер минимального уставного капитала и даже возможность регистрации бизнеса в некоторых оффшорах без него, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, право на свободный вывоз капитала, слабый валютный контроль. И наконец, самый значительный плюс заключается в том, что деятельность оффшорного бизнеса часто, по сути, никому не подотчетна.

Оффшорные компании открываются не только с целью сокращения налогового бремени. Иногда они используются как сейф для перевода, хранения и свободного использования заработанного ранее капитала без риска нарушения конфиденциальности операций.

Порой к созданию оффшора прибегают предприниматели, которые уже имеют зарубежный бизнес. Цели их просты — сократить налоговые платежи, облегчить документооборот, ускорить процесс прохождения финансовых потоков. Также в ряде случаев оффшорная компания может стать посредником в отношениях местной фирмы и её зарубежного партнера. Кроме того, оффшоры нередко открываются как вспомогательные отделения компании-резидента, в которых создается и оседает часть её прибыли.

В целом же оффшор — это удобный и выгодный способ осуществления операций в экономически и политически стабильных странах, предоставляющих такую возможность.

Оффшоры бывают разные

Оффшорными зонами в большинстве своем обычно являются островные государства. Причина этого кроется в том, что собственного потенциала для развития у них немного. Природные ресурсы либо отсутствуют, либо незначительны, внутренние рынки обычно тоже развиты слабо, что объективно приводит к зависимости от экспорта, туристической активности иностранцев и их капитала. Одним из способов привлечения капитала и становится создание льготных условий ведения бизнеса. Хотя, безусловно, знака равенства между островами и оффшорами ставить нельзя.

Деятельность оффшорных зон традиционно регулируется Международным валютным фондом (МВФ) и центральными банками разных стран. Согласно данным, которые приводит активный исследователь оффшоров Александр Захаров, по состоянию на 1 ноября 2008 года в мире насчитывается 60 налоговых гаваней и оффшоров.

Все существующие на сегодня оффшорные зоны можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это небольшие (обычно островные) государства с достаточно устойчивой политической обстановкой, но со сравнительно невысоким уровнем развития экономики: Багамские, Британские Виргинские, Маршалловы, Сейшельские острова и др. В этих зонах довольно слабы или отсутствуют требования к отчетности, обычно не ведется реестр акционеров и управляющих оффшорных фирм, высока степень конфиденциальности.

Во-вторых, это государства, на территории которых, помимо оффшорных фирм, действуют и так называемые оншорные (традиционные), которые не имеют никаких налоговых послаблений. Здесь, как правило, контроль более жесткий: ежегодно проводится аудит и сдается отчетность компаний, а также ведется реестр собственников. К таким территориям относят Гибралтар, Ирландию, Кипр, Люксембург и т. д.

В-третьих, это такие страны, как Великобритания, Канада, США, которые по сути своей не являются оффшорами, но предоставляют большое выбор организационно-правовых форм бизнеса, среди которых можно найти и относительно дешевые налоговые режимы. Подобные условия в принципе можно встретить во многих государствах.

Что касается основных сфер деятельности оффшорных компаний, то они могут быть самыми разными: это банковская и страховая деятельность компании, торговые и инвестиционные операции и т. п.

Любопытно при этом, что нередко у оффшорных территорий есть определенная специализация. Так, Коста-Рика, например, стала пристанищем для владельцев интернет-казино, в которых, правда, местным жителям запрещено делать ставки. Каймановы острова, Лихтенштейн, Швейцария, Люксембург, Сингапур и Бахрейн являются известными в мире банковско-финансовыми центрами. Именно здесь скапливаются счета вкладчиком из стран с высоким налогообложением и жестким валютным законодательством.

Средоточием страховых компаний стали Бермуды и Багамы, а также острова Мэн, Тернси и Кайкос. А «удобными флагами» для оффшорного бизнеса обычно считаются государственные символы Белиза, Гибралтара, Либерии, Мальты и Кипра. Холдинговые компании в свою очередь могут рассчитывать на определенные привилегии в Лихтенштейне, Швейцарии, Люксембурге и Нидерландах.

История оффшорного бизнеса в России весьма специфична. На территории нашего государства больше прижились свободные экономические зоны, главное отличие которых от оффшорных компаний заключается в запрете вторым осуществлять производственную деятельность. Разумеется, Россия не единственная страна, где требования к оффшорным территориям ужесточаются. Но у нас изменения носят часто тотальный характер.

Булат Бакеев, заместитель декана финансово кредитного факультета Казанского государственного финансово-экономического института, к.э.н.:

Оффшоры не криминальные структуры, а общепризнанные независимые государства, которые вольны самостоятельно определять свой налоговый статус. Они юридически чисты. И воздействовать на них можно только увещеванием, в эффективности которых я не уверен. Мнение же руководителей других стран, даже если они входят в «G20», здесь мало что значит, ведь у многих стран с оффшорным статусом нет других источников дохода, и отказаться от единственного или наиболее значимого средства к существованию им будет сложно.

Все, что могут сделать со своей стороны другие страны, например Россия, для усложнения взаимоотношений с резидентами оффшорных стран, они уже сделали: и по линии Банка России, и по линии Министерства финансов, и по линии Федеральной службы по финансовому мониторингу. Каких-то принципиальных изменений в данной сфере ожидать сложно.

В будущем оффшоров во время и после кризиса я не предвижу фундаментальных изменений. Еще раз подчеркну, что это — нормальный инструмент международного движения капиталов, и с ним надо не бороться, а учиться сотрудничать.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: