Летом 2008 года на очередном заседании Дискуссионного клуба «Деловой квартал» работодатели сетовали на то, что соискатели диктуют свои условия, и руководство компаний вынуждено постоянно мотивировать сотрудников, чтобы повысить их производительность и лояльность. Сейчас ситуация обратная: в результате оптимизации штатов кандидатов стало гораздо больше, чем вакансий. Но стало ли проще найти хороших сотрудников?
Выросло количество соискателей, но не качество предложений
Сегодня кадровые агентства фиксируют прирост как резюме, так и вакансий. Например, на портале HeadHunter по сравнению с январем вакансий стало примерно на 6% больше. Положительная динамика наметилась в таких отраслях, как IT, медицина и фармацевтика, строительство и недвижимость, транспорт и логистика, производство, особенно производство продовольственных товаров. Здесь нужны как рядовые специалисты, так и узкоквалифицированные. Увеличивается спрос на hr-специалистов.
Отчасти в тех же областях растет и количество резюме. Работу ищут строители, логисты, водители, кадровики. Например, в сфере транспорта и логистики число резюме на HeadHunter с января по февраль выросло примерно на 40%. Настолько же увеличилось число соискателей на должности в административном персонале (офисные сотрудники, бухгалтерия) и автомобильном бизнесе. Большое количество соискателей в сфере маркетинга, рекламы, PR, банковском и финансовом секторе.
Сложность в том, что по оценке кадровиков, разрыв между компетенциями соискателей и запросами работодателей сегодня велик как никогда. Компании ищут недорогих, высококвалифицированных специалистов, способных поддержать предприятие во время кризиса. А большинство кандидатов попали под сокращение, потому что не обладают большими знаниями и опытом. «У работодателей есть иллюзия, что сейчас хороших кандидатов на рынке стало больше, но это не так, — говорит исполнительный директор CLC Company Галина Маштакова. — Хороших специалистов компании удерживают».
В конце прошлого года без работы осталось множество юристов, кадровики отмечали резкий всплеск резюме. Сегодня юридические компании буквально завалены работой, но взять дополнительных сотрудников из высвободившихся специалистов не могут. «Изменился спрос, сейчас требуются более сложные юридические услуги, — поясняет управляющий партнер Казанского юридического центра Джаудат Латыпов. — А высвобождались специалисты, выполняющие простые, типовые операции. Мы просматриваем множество резюме, но у кандидатов нет навыков, которые сегодня нужны клиентам».
Вместе с этим участники Дискуссионного клуба отметили, что уровень кандидатов все-таки стал выше. «Когда был дефицит на рынке труда, приходили такие люди, которые совершенно не соответствовали требованиям, — вспоминает директор казанского филиала ТД „Проплекс“ Валерий Ларин. — Это я говорю как человек, который довольно долго собирал команду. Складывалось ощущение, будто кадровые агентства вообще не могли отказать соискателям, брали всех, кто приходил».
Конечно, в новых условиях кадровые агентства не могут сослаться на дефицит и советовать брать тех, кто есть — согласились с бизнесменом hr-специалисты. Но сейчас на то, чтобы выбрать достойного кандидата, требуется огромное количество времени.
Директор филиала компании HeadHunter в Верхне-Приволжском округе Надежда Борисова рассказала, что любая информация о вакансиях привлекает ажиотажный интерес. «На портале появилось новое объявление, и уже через 15 минут было 40 просмотров и семь откликов, — привела пример г-жа Борисова. — В итоге на каждую вакансию приходит сотня резюме, из них только десять соответствует запросу, и пятерых кандидатов можно пригласить на собеседование. Обработка информации занимает массу времени».
Соискателям нужно переучиваться и расширять географию поиска работы
В начале февраля в Торгово-промышленной палате РТ состоялся круглый стол «Ситуация на рынке труда в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» с участием чиновников и предпринимателей. Представители власти признали, что несовпадение спроса и предложения на рынке труда — результат диспропорции образования и неправильного выбора профессий.
Генеральный директор компании ADVANCE Recruiting services Светлана Ганеева уверена, что решением может быть переобучение специалистов. При этом кадровики подчеркивают, что кардинально поменять сферу де ятельности смогут лишь единицы, да и то не факт, что при трудоустройстве они получат преимущество перед теми, кто имеет опыт подобной работы.
Федеральная программа опережающего обучения, в которой примет участие и наша республика, в большей степени направлена на повышение квалификации специалистов. «Допустим, на вашем предприятии работает токарь третьего разряда, а вам нужен пятого — на это федеральные деньги могут быть выделены», — поясняет Галина Маштакова. Кроме этого, на поддержку можно рассчитывать при обучении новых специалистов, которые в будущем будут востребованы на предприятии. Если и будет кардинальное переобучение сотрудников за счет федеральных средств, то только на уровне рабочих специальностей.
Светлана Ганеева предлагает еще один выход для соискателей — расширять географию поиска работы. Если раньше Казань могла обеспечить работой приезжих, то сегодня наоборот — казанцы готовы рассмотреть вакансии на предприятиях, находящихся неподалеку от города, а то и переехать в другой населенный пункт.
Представители бизнеса уверены, что хороший сотрудник в любом случае без работы не останется. «Я вчера вел переговоры с одним из соискателей, — рассказал Джаудат Латыпов. — Он работает в сфере недвижимости: ранее продавал элитные дома в загородных поселках, теперь перешел в эконом. Сегодня у предприятий этого сегмента появилась уникальная возможность принять специалистов более высокого уровня, которые до сих пор были им недоступны».
Казанский бизнес охотнее «режет» зарплаты, чем сокращает коллектив
Предприниматели говорят, что до 2009 года зарплаты повышали каждый год, но это было больше доброй традицией, нежели отражением реального роста производительности сотрудников. Кадровики подтверждают, что рынок заработных плат был перегрет, ежегодно доходы росли в среднем на 20%.
Руководство и собственники предприятий уверены, что сегодня каждый сотрудник наконец-то осознает, что его зарплата напрямую связана с прибылью, которую он приносит компании. Валерий Ларин рассказал, что раньше оплата труда на его предприятии была привязана к выполнению плана продаж. Чтобы достичь нужного показателя, продавцы часто повышали скидку покупателям. Теперь зарплата зависит от прибыли. «Валовые продажи ушли на второй план, — констатирует Валерий Ларин. — Зарплаты будут расти, но индивидуально, а не общим потоком».
Заместитель генерального директора «КАН-Авто» Сергей Чернов, рассказал, что в их компании также стремятся к повышению отдачи от каждого сотрудника. «Мы провели описание рабочих мест и составили портрет специалиста, включающий профессиональные и личные качества человека, — поделился г-н Чернов. — Это позволило оптимизировать штат: часть сотрудников сократить, часть — перераспределить внутри компании и наложить на них дополнительные перекрестные обязанности». Итогом оптимизации стало то, что все рабочее время сотрудники заняты делом. Объем производительности растет, а фонд заработной платы остается соразмерным числу работающих людей. Снижение продаж и подобные действия компаний привели к тому, что сегодня на автомобильном рынке Казани нет вакансий.
По прогнозу мэрии Казани, в этом году зарплаты горожан снизятся на 13‑15%. Это подтверждают и действия бизнесменов, которые между сокращением штата и понижением зарплат чаще всего выбирают второе.
Заместитель директора по кадровым вопросам ЗАО «КУБ» Наталья Амирзянова рассказала, что будет переводить часть сотрудников на полставки и соразмерно рабочему времени снижать заработную плату. «Сегодня для людей главное — просто иметь работу, — поддерживает коллегу директор ПКФ „Зенит“ Майя Фахрутдинова. — Когда у нас стоял вопрос: сократить сотрудников или уменьшить зарплату, я порезала зарплаты. Причем большинство сотрудников приняли это с пониманием».
Что касается соискателей, то по результатам интернет-опроса HeadHunter почти половина кандидатов пока не готовы снизить зарплатные ожидания, а треть — никогда не снизят, так как знают себе цену. В реальности сотрудники, имеющие зарплату 120‑150 тыс. рублей, сейчас приходят на должности с доходом 20‑30 тыс. рублей. «Недавно мы изучали резюме управленца из Ижевска, который в прошлом году руководил представительством финансовой компании, а сейчас работает начальником склада в одной из оптовых компаний, — рассказала Надежда Борисова. — Когда люди остаются без работы, они готовы и к снижению зарплаты, и к понижению в должности».
Работодателям и коллективу нужно поддержать друг друга
Практика экономить за счет снижения зарплат, а не за счет сокращения сотрудников свойственна российским компаниям. Западные фирмы и их представительства чаще всего расстаются с персоналом, обеспечивая сотрудников всеми гарантированными законом выплатами.
В российском подходе есть положительная сторона: руководство компаний не хочет оставлять людей на улице и раскалывать коллектив. В то же время зачастую вынуждает сотрудников принимать условия, при которых не гарантированы права сотрудников. «Если раньше работодатели были готовы платить белую зарплату, обеспечивать соцпакет, то сейчас стараются не брать на себя лишних обязательств, — отмечает Джаудат Латыпов. — Возвращается практика зарплат в конвертах. Риски сотрудников растут, а возмущаться потом будет сложнее».
Hr-специалисты говорят, что вернется понятие «черного менеджмента». Когда сотрудников берут на испытательный срок без оклада, обещают хорошую зарплату, а по итогам испытания говорят, что сотрудник не подходит. «Я думаю, это ярко проявится в период кризиса, непорядочных работодателей станет больше», — считает Галина Маштакова.
Разумный подход к нынешней ситуации — повышать лояльность к работодателю. Для этого есть масса способов: дать хорошую рекомендацию, помочь с трудоустройством, направить на временную работу в компанию, реализующую срочный проект
Участники Дискуссионного клуба сошлись на том, что сейчас очень важна взаимная честность работодателей и сотрудников. «Мы сейчас все время говорим о людях и забываем об организациях, ведь их-то кризис тоже коснулся! — не скрывал эмоций Валерий Ларин. — Оптимизация и сокращение нужно для того, чтобы сохранить костяк коллектива, который потом будет прирастать людьми и ассимилировать их к себе».
Несмотря на то, что аналитики в прогнозах продлевают кризис как минимум до конца 2010 года, казанские компании отмечают рост клиентской активности. Работодатели уже сегодня говорят о недостатке рабочей силы и формируют базу соискателей, чтобы в случае необходимости оперативно пополнить свои команды.
В итоге дискуссии участники клуба сошлись на том, что нынешнее время показательно как для компаний, так и для специалистов. От того, как они проявят себя в этом году, будет зависеть их посткризисное будущее.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: