Новости
18 Июня 2016, 13:20

Рынок «сувенирки» в РТ: покупаем то, что производят или производим то, что покупают?

73% туристов повторно приезжают в Татарстан. Но уже на третий раз их нечем удивить: сувениры для них бесполезны, а фотографий достопримечательностей у них уже накопилось слишком много. Современные туристы стали слишком требовательными. TatCenter вместе с представителями туротрасли попытался разобраться, как можно угодить возвращающимся в республику гостям.

За последние два года среди россиян очень сильно возрос интерес к путешествиям внутри страны. Вместе с этим эксперты в туристической области начали активно проводить исследования и опросы. Например, специалисты отметили следующий тренд: те, кто путешествует не реже трех раз в год, тратит на сувениры от 3 до 6 тыс. рублей. А туристы, выезжающие за пределы своего родного города 1−2 раза в год, всего лишь 1500 тыс. рублей. Но даже в рядах экономичных путешественников начали появляться придирчивые. Сувенирная продукция должна не отставать от моды, только это мода пока мало проявляется в Татарстане. Производители и власть не могут сойтись во мнении, что производить: модное или историческое?

«Не так просто посадить за один стол производителей и дизайнеров»

Татарстан обладает всеми качествами для того, чтобы создать что-то уникальное, подходящее под любого туриста сувенирный продукт. Однако не так просто «посадить за один стол» производителей и дизайнеров.

«У нас есть большой пласт культурный, начиная от орнаментов, заканчивая Булгаром. Есть молодые дизайнеры, которые придумывают много нового. На мой взгляд, есть большое будущее в связи диалогов этих идей. Возможно, будет тяжело посадить их за один стол. Хотя на этом стыке можно было бы создать что-то уникальное и развить рынок, который есть уже сейчас», — рассказывает Наталья Горелик, гостья из Москвы, занимающаяся анализом рынка сувенирной продукции в РТ.

Наталья отмечает, что по сравнению с другими регионами у Татарстана есть своя культурная база, и ему есть, куда расти. Проблема лишь в том, что на полках лежит неинтересный товар. Все копируется из одного ларька в другой, не хватает выкладки и структурности. Нет понимания того, что покупать.

Совместно с проектом Visit Tatarstan комитетом по туризму РТ был создан собственный арт-совет, в состав которого вошли видные деятели туротрасли. Все имена, прозвучавшие в этой статье, как раз задействованы в этом совете.

Арт-совет создан для того, чтобы скоординировать республиканских производителей в реализации сувенирной продукции нового поколения.

Так, зампред госкомитета РТ по туризму Лиана Саетова добавила, что главной задачей сейчас является создание конкуренции китайской продукции. А еще лучше — избавиться от нее вообще.

По данным торгово-промышленной палаты РТ, сегодня в республике порядка 200 предпринимателей занимаются производством изделий народных промыслов и сувенирной продукции. Основная масса производителей сосредоточена в Казани.

«Те, кто распечатывает на магнитиках цветные фотографии на принтере, — не занимаются производством сувенирной продукции. А для тех, кто создает свой уникальный продукт, должна быть создана хорошая инфраструктура», — считает председатель комитета Торгово-промышленной палаты РТ Артур Мустаев.

Ежегодно министерством культуры выделяется 3,6 млн рублей для поддержки 12 предпринимателей, занимающихся реализацией сувенирной продукции — примерно по 300 тыс. рублей на каждого предпринимателя. Это, поясняет Мустаев, слишком мало, учитывая то, что керамическая печь стоит намного дороже.

«Производители хотят работать, люди хотят покупать — дайте денег и хороших дизайнеров», — выступил представитель ТПП РТ.

Горелик, в свою очередь, добавила, что хорошие молодые дизайнеры есть, их нужно просто искать.

Покупаем то, что производят или производим то, что покупают

Гость из Великобритании, участвовавший в разработке визуального стиля Visit Tatarstan Алекс Грант уверен: сувенирная продукция должна содержать «татарстанскость».

«Интерес современного путешественника не зациклен на идее сфотографироваться у фонтана или около Кремля. Он хочет окунуться, приобщиться к жизни, которая здесь была и есть сейчас. Производителей, прежде всего, должна интересовать аутентичность, а не нафталиновая этика», — сказал Грант.

Присутствующие на встрече производители, взглянув друг на друга, так и не поняли, что им производить — историческое, основанное на базе культурных ценностей, или современное, подходящее под реалии нынешнего общества.

Гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ» Оксана Саргина смогла убедить гостей, сказав, что можно синтезировать эти позиции, которые впоследствии смогли бы дать неплохие «плоды».

А чего хотят туристы?

Современные люди становятся сложнее. Их психика более абстрактна, и им нужен особый продукт, которого сейчас практически нет.

Заместитель гендиректора Центра развития туризма РТ Александра Павловская представила небольшое исследование, которое многое расставило по своим местам и которое в дальнейшем помогло бы российским производителям. В частности, Павловская вывезла своеобразную формулу:

Сложные средние путешественники = новая ниша

Несмотря на то, что в последнее время производители стараются ориентироваться на нового потребителя, покупательский контингент по-прежнему остается различным. Так, например, в ходе исследования выяснилось, что пенсионеры по-прежнему покупают предметы культа (иконы, украшения), а студенты промо-сувениры и местные украшения.

В основном из путешествий привозят:

  • Магниты;
  • Тарелочки;
  • Открытки;
  • Колокольчики;
  • Детские игрушки.

Многие признались, что не привязываются к конкретному виду изделий, а покупают то, что в «душу западет». Между тем, немало и таких, кто отмечает скудное разнообразие продукции — товаров много, но все они однотипные.

Особую категорию составили иностранные туристы, которые при наличии денег не знают, что привезти на родину в качестве сувенира. Им нужно что-то «более русское», матрешка с Путиным, например.

Эксперты порекомендовали казанским производителям уделить внимание тому, чего в столице действительно нет. Так, в Казани мало съедобных сувениров, нет собственного меда, статуэток в виде Зиланта и различных украшений. Казалось бы, такие простые вещи. Специалисты советуют отойти от тривиальных магнитиков и начать новую эру сувенирной продукции, как Visit Tatarstan, например.

Как дела у Visit Tatarstan?

В настоящий момент турайдентика проходит регистрацию товарного знака. И как сообщила порталу TatCenter.ru Оксана Саргина, в бюджет в 2,2 млн проект уложился. На сегодняшний день продукцию Visit Tatarstan можно уже купить у частных лиц, их можно найти в интернете.

«Мы решили пойти по пути не торопясь. У нас не горит, решили пойти постепенно, чтобы арт-совет придумал что-то новое», — поделилась Саргина.

Окончательно проект реализуется к концу текущего года. К этому времени производители, которые хотят использовать визуализацию Visit Tatarstan, могут заключить договор на обмен в 5\% от выручки с продаж.

Главное — не перепутать айдентику Visit Tatarstan с брендами «Наследие Татарстана» и «Казань». Татарстанские дизайнеры должны определиться, чему отдать предпочтение.

Мария Андреева

Источник фото: Штаб. Резиденция креативных индустрий

Новости
22 Ноября 2024, 13:45

Объем выдачи льготной ипотеки в РТ снизился на 32%

Республика заняла седьмое место среди регионов России по этому показателю.

В октябре 2024 года в Татарстане было выдано ипотечных кредитов на сумму 6,15 млрд рублей. Это на 32% меньше, чем в сентябре, согласно данным РБК.

Республика заняла седьмое место среди регионов России по наибольшему сокращению объемов выдачи льготной ипотеки. Сильнее всего выдача ипотечных кредитов по всем льготным программам снизилась в октябре в Якутии. За ней следуют Калининградская область, Республика Чувашия и Пензенская область.

Напомним, Казань попала с число российских регионов с самой «длинной» ипотекой в России.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: