В начале недели 9 — 13 мая рынок нефтяных фьючерсов сохранял «бычий» настрой, основанный на ожиданиях, что во втором полугодии резерв мировых нефтедобывающих мощностей приблизится к нулю, поскольку спрос на нефть значительно повысится в связи с ростом мировой экономики и сезонными факторами. В тон «бычьим» ожиданиям рынка прозвучали в начале недели заявления представителей ОПЕК, выразивших озабоченность в отношении баланса спроса и предложения в IV квартале. Министр нефти Катара Абдулла аль-Аттийя (Abdullah al-Attiyah) заявил, что к концу года у ОПЕК может не остаться резерва нефтедобывающих мощностей. Министр нефти Алжира Чакиб Хелил (Chakib Chelil) высказал предположение, что даже если ОПЕК будет работать на полную мощность, этого может оказаться недостаточно в IV квартале, если заблаговременно не будут созданы крупные товарные запасы нефти.
На создание таких запасов направлена текущая политика ОПЕК. Опасаясь нежелательных скачков в ценах на нефть в разгар летнего автомобильного сезона и в зимний отопительный период, ОПЕК увеличила нефтедобычу весной, несмотря на пониженный сезонный спрос. Следствием высокой нефтедобычи ОПЕК в условиях пониженного сезонного спроса стало устойчивое увеличение товарных запасов нефти в США, которые являются крупнейшим мировым потребителем топлива.
В среду 11 мая были опубликованы очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в Америке. По данным министерства энергетики США, на неделе, закончившейся 6 мая, товарные запасы нефти увеличились на 2,7 млн баррелей до 329,7 млн баррелей. Это на 30,3 млн баррелей или на 10,1% больше, чем в то же время прошлого года. По словам министерства энергетики, при данном объеме «товарные запасы нефти находятся выше верхней границы среднего диапазона для этого времени года» и являются самыми большими запасами c марта 2002 г.
Уровень поставок нефти на американские НПЗ составил на прошедшей неделе 15,360 млн. баррелей в день, против 15,392 млн. баррелей в день на предыдущей неделе. Коэффициент использования производственных мощностей американских НПЗ повысился до 91,8%, против 91,7% на предыдущей неделе. Производство бензина увеличилось до 8,863 млн баррелей в день, по сравнению с 8,752 млн баррелей в день на предыдущей неделе. Уровень импорта бензина на прошедшей неделе составил 1,098 млн баррелей в день, повысившись по сравнению с предыдущей неделей (1,047 млн баррелей в день). Уровень импорта бензина в Америку превысил 1 млн баррелей в день пятую неделю подряд, что произошло впервые за всю историю.
Товарные запасы бензина увеличились на прошедшей неделе на 200 тысяч баррелей до 213,7 млн баррелей. Это значение на 11,1 млн баррелей или на 5,5% больше, чем в то же время прошлого года, и находится чуть ниже верхней границы среднего диапазона. Спрос на бензин понизился на прошедшей неделе до 9,175 млн баррелей в день, против 9,024 млн баррелей в день на предыдущей неделе. За последние четыре недели средний спрос на бензин в США составлял 9,169 млн баррелей в день, что было на 0,9% выше, чем в тот же период прошлого года. В предыдущем отчете министерства энергетики, который относился к неделе, закончившейся 29 апреля, средний спрос на бензин за четырехнедельный период составлял 9,147 млн баррелей в день и был также на 0,9% выше соответствующего прошлогоднего показателя.
Спокойная ситуация с бензином на текущий момент и новое увеличение товарных запасов нефти, 12-е за последние 13 недель, ослабили действие «бычьего» фактора, связанного с ожидаемой напряженностью в балансе спроса и предложения во втором полугодии. Кроме того, участники рынка отреагировали на доклад Международного энергетического агентства, МЭА, вышедший в среду. Эксперты МЭА указали на признаки замедления роста спроса на нефть в США и Китае и понизили прогноз по спросу на нефть в Европе. Правда, МЭА повысило оценки роста спроса во многих странах Азии, в странах, входивших в Советский Союз, и на Ближнем Востоке. В результате, майский прогноз МЭА по росту мирового спроса на нефть в 2005 г. составил 1,78 млн баррелей в день (2,2%), по сравнению с 1,77 млн баррелей в день в апрельском докладе. Но повышение общего прогноза, будучи незначительным, не перевесило «медвежьего» впечатления, которое произвели на рынок слова МЭА о замедлении роста спроса в США и Китае — у главных «локомотивов» роста мирового потребления нефти. По итогам торгов в среду июньские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне опустились на 1,36 долл. до 50,07 долл. за баррель. Июньские фьючерсы на нефть Light Sweet на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX упали на 1,62 долл. до 50,45 долл. за баррель.
Падение цен усилилось на следующий день. По итогам торгов в четверг июньские фьючерсы на нефть марки Brent на бирже IPE упали на 1,73 долл. до 48,34 долл. Июньские фьючерсы на нефть Light Sweet на бирже NYMEX обвалились на 1,91 долл. до 48,54 долл. Помимо фактора крупных товарных запасов нефти в Америке, давление на рынок нефтяных фьючерсов оказал резкий рост курса доллара, последовавший за публикацией позитивных экономических данных в США. В среду министерство торговли США сообщило об уменьшении торгового дефицита в марте. В четверг то же министерство доложило о значительном росте розничных продаж в апреле. В результате, доллар существенно повысился по отношению ко всем ведущим мировым валютам. Поскольку расчеты на товарных рынках ведутся в американской валюте, укрепление доллара является негативным фактором для цен на сырьевые товары. Кроме того, укрепление доллара повышает привлекательность долларовых активов, таких как казначейские облигации, и снижает интерес к вложениям в товарные фьючерсы как в объект биржевой игры. Эти обстоятельства ослабляют стимулы для спекулятивной покупки товарных фьючерсов, в том числе нефтяных контрактов.
В ходе торгов в пятницу июньские фьючерсы на нефть Light Sweet в Нью-Йорке упали на 79 центов до 47,75 долл. Таким образом, фьючерсные цены на нефть на бирже NYMEX оказались ниже 48 долл. впервые после 18 февраля. Но здесь фьючерсы нашли поддержку, стали сокращать потери и вышли в плюс. По итогам торгов 13 мая июньские фьючерсы на нефть Light Sweet повысились на 13 центов до 48,67 долл. Июньские фьючерсы на нефть марки Brent в Лондоне поднялись на 32 цента до 48,66 долл.
Ближайшая перспектива рынка нефтяных фьючерсов определится в продолжающемся противоборстве «текущих» и «долгосрочных» факторов. К первым относятся высокий уровень нефтедобычи ОПЕК, крупные товарные запасы нефти в США и относительно спокойная ситуация на американском бензиновом рынке в настоящий момент. Под «долгосрочными» факторами понимается ожидаемый рост спроса на нефть во втором полугодии в сочетании с малым резервом нефтедобывающих мощностей в мире. Действие второй группы факторов усиливают политические риски и риски терактов в ряде нефтяных держав.
Многое будет зависеть от динамики спроса на бензин в США в летний автомобильный сезон и уровня его производства. Если спрос на бензин резко вырастет, американские НПЗ существенно увеличат загрузку производственных мощностей, что вызовет двойной «бычий» эффект — сокращение товарных запасов нефти и возбуждение на рынке бензиновых фьючерсов. В этом случае цены на нефть вернутся на уровни 55 долл. и выше. Но если повышение спроса на бензин окажется умеренным, хотя бы ввиду высоких цен на этот вид топлива, то на рынке нефтяных фьючерсов, скорее всего, продолжится позиционная борьба с переменным успехом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: