Октябрьские споры по поводу проблем с банковской ликвидностью оказались особенно масштабными: поднимались вопросы о доверии в банковском сообществе, о необходимости существенных реформ в системе кредитования, о правомерности поведения крупнейших участников рынка, которые, получая государственную поддержку, не спешили делиться средствами со своими коллегами по цеху. Последнее, в частности, происходило по нескольким причинам. Во-первых, власти, выделяя ресурсы, не предложили действенных механизмов контроля за дальнейшим продвижением средств по вертикали. Во-вторых, получившие крупные вливания банки не имели однозначных гарантий их возврата со стороны других участников рынка.
В этой связи финансовым регуляторам перед выделением ресурсов было бы нелишним разработать систему их распределения далее по цепочке, а также гарантировать возврат средств банками-заемщиками банкам-кредиторам. Позднее, конечно, гарантии появились, однако в некоторых случаях время уже было упущено.
Гораздо более глобальная задача не только на настоящий момент времени, но и на перспективу — это восстановление и поддержание доверия на рынке. Причем это касается не только межбанковских отношений, но и взаимодействия банков с вкладчиками, поскольку резкий отток пассивов кредитной организации способен привести к дисбалансу в её ликвидности.
Опасения того, что развитие ситуации пойдет по непредвиденному сценарию, вынуждает банки, скапливая избыточную ликвидность на «черный день», прибегать к созданию так называемых «подушек безопасности». Как показала практика, усиление этих процессов происходит непосредственно во время и в течение некоторого периода после ухудшения положения, в том числе и на рынке МБК.
Еще одна предпосылка потери взаимного доверия — это снижение доступности зарубежных заимствований. Если бы у банков не было проблем с получением дешевых средств, они бы не осторожничали, а, напротив, стремились к получению сверхприбылей на межбанке. Тем более этому способствуют высокая концентрация ресурсов в руках крупных участников рынка и краткосрочность предложения ресурсов. В этой связи рынок МБК можно даже назвать спекулятивным. Подтверждений этому опять-таки далеко искать не надо.
Уже с сентября ставки на рынке МБК заметно пошли вверх. Если в середине сентября ставки на кредиты сроком 1−7 дней составляли 7−8%, то через месяц они выросли до 18−21%. Сейчас они держатся на уровне 8−11%, тогда как в декабре 2007 года колебались в районе 3−4%.
У многих банков не осталось фактически иного выхода, кроме как рассчитывать на помощь Центробанка. Благо, как выяснилось, их ожидания не были напрасными. Банк России расширил ломбардный список, вместе с Минфином РФ активно стал проводить кредитные аукционы, снизил ставки зачисления средств в Фонд обязательных резервов.
Но все эти меры не помогли решить главной проблемы нашего рынка — неустойчивости, которая приводит к хождению по кругу: избыточная ликвидность, имеющаяся у ведущих банков, в трудные времена обычно идет не на МБК, а остается на балансе, что автоматически приводит к быстрому росту ставок по заимствованиям на межбанковском рынке.
В дополнение к этому доминирующее положение «коротких» кредитов и отсутствие четкой системы взаимоотношений между различными уровнями системы (крупными, средними и мелкими банками) приводят к тому, что мы каждый раз наступаем на одни и те же грабли.
Между тем для преодоления этих проблем бросаться из одной крайности в другую тоже не стоит: было бы неразумно раздавать «длинные» кредиты ненадежным заемщикам. Поэтому банки-кредиторы, стремясь к минимизации рисков, предпочитают работать с постоянным кругом проверенных партнеров.
Определенные трудности связаны и с относительной молодостью российской банковской системы. Но это не освобождает её от необходимости участвовать в глобальных процессах и их как позитивного, так и негативного влияния. Наоборот, появляется задача адаптации к требованиям времени, которая выражается в потребности в появлении новых инструментов работы на рынке, в укреплении доверия, во внедрении и совершенствовании системы риск-менеджмента.
Только комплексный подход с учетом мирового опыта и наших собственных ошибок будут в будущем способствовать большей устойчивости и надежности банковской системы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: