Законодательство довольно надежно защищает интересы всех заинтересованных сторон. Сегодня на рынке лизинговых услуг работает почти 15 млрд. долларов. Причем, каждый год он растет в среднем на 20—40\%. Для сравнения: в 2005 году объем нового бизнеса составил 8 млрд. долларов.
Слово «лизинг» появилось в русском языке в середине 1990-х, пополнив лексикон заимствованных слов вроде «франчайзинг», «аутсорсинг» и «рекрутинг». Тогда над словом «лизинг» не потешался только ленивый — почему-то считалось оно неблагозвучным, хотя происхождение у него вполне благопристойное: в английском языке «to lease» означает «сдавать или брать в аренду». Шутки над лизингом кончились, и случилось это скоро, как только бизнесмены оценили налоговые преимущества, которые можно получать, используя лизинговые схемы.
Лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально- технической базы любого предприятия, производства. С момента введения в действие «Закона о финансовой аренде (лизинге)» в 1998 году, считающегося, кстати, одним из самых совершенных в Европе, рынок лизинговых услуг стал приобретать цивилизованные очертания.
Светлана Багаутдинова, директор Казанского филиала ЗАО "ЦЕНТР-КАПИТАЛ":
— Лизинг- это предоставленный государством системный инструмент, стимулирующий вложения в производственные фонды. Основное преимущество лизинга перед кредитом — это существенная экономия по налогу на прибыль, в то время как погашение кредита возможно лишь за счет чистой прибыли. Кроме того, законодательство позволяет при передаче имущества в лизинг в 3 раза уменьшить размер налога на имущество, которое по окончании договора лизинга передается лизингополучателю с балансовой стоимостью, практически равной нулю, то есть налог на имущество и после завершения договора лизинга начисляться не будет. Еще один плюс лизинга в том, что НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, будет возвращен предприятию по мере их начисления.
Лизинговые компании начали активно бороться за малого и среднего клиента. Однако оценивать финансовое состояние потенциальных потребителей им мешает то, что многие небольшие предприятия до сих пор ведут двойную бухгалтерию. Малый и средний бизнес только начинает привыкать к лизингу и осознавать его преимущества. Сегодня картина такова, что многие предприятия этого сектора приобретают легковой автотранспорт в кредит на частное лицо, но постепенно все-таки приходят к тому, что лизинг оказывается выгоднее.
Леонид Каплин, начальник отдела договорных отношений ЗАО «РТЭК-Лизинг»:
— С региональными компаниями работать проще, чем с компаниями федеральными. К примеру, при достаточно одинаковых условиях по лизингу, решение каких-либо вопросов всегда происходит непосредственно на месте и в связи с этим экономится время. Лизинг — удобный и доступный финансовый инструмент. Это особенно ощутимо для предприятий, которые по каким-либо причинам не могут получить кредит. В лизинг брать выгоднее экономически, с учетом налоговой оптимизации, чем брать кредитные деньги.
Сектор малого и среднего бизнеса для лизингодателей имеет большой потенциал. Единственное препятствие для развития лизинга на этом рынке — то, что многие небольшие фирмы часто ведут двойную отчетность, а официальная ее часть не позволяет им получить одобрение от лизинговой компании. Однако постепенно и это препятствие преодолевается. Лизингодатели стали предъявлять к будущим партнерам менее жесткие требования. А некоторые компании даже принимают в расчет неофициальные доходы клиентов. Представители среднего и малого бизнеса со своей стороны также постепенно двигаются в сторону легализации. Тот, кто не платит налогов, не может долго держаться на плаву, поэтому доля легальных бизнесменов постепенно увеличивается. Статистика, в том числе и иностранная, также подтверждает то, что лизинг для малого и среднего бизнеса имеет значительные перспективы роста.
Доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США и Германии колеблется от 50\% до 54\%, в Японии она составляет 52 — 55\%, в Италии и во Франции — около 60\%. В России в валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9\% в 2001 году до 15\% в 2006 году. «Это говорит о том, что потенциал сегмента малого и среднего бизнеса в России неисчерпаем», — уверен начальник бюро розничных продаж ОАО «Лизинговая компания КАМАЗ» Дмитрий Терентьев. А значит, с расцветом малого и среднего бизнеса получат дополнительные доходы все организации, которые этот сектор обслуживают, в том числе и лизингодатели.
Следует отметить возросший интерес представителей малого и среднего бизнеса к лизингу недвижимости. У небольших компаний очень велика потребность в коммерческой площади, но недостаточно собственных средств для ее приобретения. Всегда будут существовать сегменты, где лизинг более удобен в силу его особенностей и благодаря услугам, которые его сопровождают. Лизингодатели не только могут подогнать под каждого конкретного клиента условия договора, проконсультировав его, но и предоставить определенные скидки. Лизингодатель может передать имущество в финансовую аренду, даже не приняв первоначального взноса, который составляет обычно 30\% от стоимости предмета лизинга. Этот взнос оплачивается клиентом до приобретения имущества лизинговой компанией у поставщика и подтверждает платежеспособность потенциального лизингополучателя. Но если есть дополнительный залог, лизингодатель может снизить первоначальный платеж почти до нуля.
Что касается сегмента малого и среднего бизнеса, то основная доля сделок приходится на автотранспорт и напоминает схемы потребительского кредитования. Автотранспорт нуждается в постоянной модернизации и замене на более высокоэкономичные образцы. Именно в этом большой потенциал для развития бизнеса лизинговых компаний.
Кроме того, по мере роста государственной поддержки малого и среднего бизнеса необходимость в автотранспорте и оборудовании будет только увеличиваться.
Светлана Багаутдинова:
— Лидером роста на лизинговом рынке по итогам 2006 года, впрочем, и 2005 года тоже, стал сегмент транспорта: железнодорожного, автомобильного, авиационного. Это связано с тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги. Например, нашей компанией в сегменте автолизинга сформирован и активно реализуется продукт «Операционный лизинг с опцией аутсорсинга», который востребован, прежде всего, большими компаниями и представительствами западных фирм, имеющими крупные корпоративные парки. В рамках продукта, наша компания не только приобретает и передает в лизинг автотранспорт, но администрирует и обслуживает переданный автопарк.
Большинство клиентов лизинговых компаний вполне устраивают стандартные программы. Ведь на этом этапе развития компании бизнесменов зачастую интересует лишь финансирование, а сложных сделок они не заключают. Однако из-за нарастающей конкуренции в этом секторе клиенты стали разборчивее и требуют дополнительных скидок, а также более качественного и комфортного обслуживания. Поэтому лизингодатели развивают свою продуктовую линейку за счет дополнительных услуг, таких как, например, флит-менеджмент, представляющий собой реализацию программ финансирования и полносервисного сопровождения автопарков. Это очень перспективный инструмент. Пока услуги полнооперационного лизинга (флит-менеджмента) еще не получили широкого распространения в России — их оказывают всего несколько компаний. Однако все еще впереди: сегмент лизинга малого и среднего бизнеса будет расти, а вместе с этим будут постепенно внедряться новые инструменты.
Сейчас все большую популярность получают комплексные программы. Если клиент хочет начать производство какой-либо продукции, лизингодатель предоставляет ему возможность оптимизации расходов на развитие, приобретение и ввод в эксплуатацию всего необходимого оборудования, автотранспорта и недвижимости в комплексе. В этом случае лизингополучателю не надо распыляться в поисках наиболее подходящих лизинговых программ по разным направлениям, а сосредоточить свое внимание на дальнейшем планировании бизнеса.
Еще одним последствием нарастающей конкуренции за небольшие предприятия стало движение лизингодателей в регионы. «На сегодняшний день очевидна тенденция, когда крупные игроки рынка стремятся не упустить время и занять свое место в регионах либо путем открытия своих филиалов, либо с помощью покупки местных лизинговых компаний», — отмечают специалисты. Однако причиной региональной «оккупации» рынка финансовой аренды является не только «теснота» в столичном регионе, но и явные перспективы развития среднего и малого бизнеса в провинции. Лизинговые компании видят это и стараются любой ценой отвоевать свою нишу. При этом крупные игроки рынка финансовой аренды планомерно снижают тарифы и сроки заключения сделок.
Александр Карамов, главный специалист ООО «Лизинговая компания малого бизнеса РТ»:
— Лизинг — финансовая аренда — позволяет предпринимателям обновлять основные фонды со значительной, по сравнению с банковским кредитом или финансированием из собственных средств, выгодой. За последние 3−4 года количество заявок от предприятий, удовлетворённых лизинговыми компаниями, увеличилось с 10 до 50\%. На сегодняшний день в России доля лизинга в общем объёме инвестиционных инструментов составляет 6\%, в то время как в отдельных странах с развитой экономикой — 60\%. Это говорит об огромном потенциале развития лизинга в Российской Федерации. Можно уверенно констатировать, что финансовая аренда (лизинг) стала наконец реальным инструментом приобретения основных средств не только для крупных компаний и внутрихолдинговых структур, но и для достаточно широкого круга потребителей.
Использованные материалы:
- Людмила Танавская «Что делают банки на рынке лизинговых услуг?», «Коммерсант- деньги»;
- Булат Сруров «Лизинговые компании малого бизнеса РТ обнародовали первые итоги своей деятельности», «Татар- информ».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: