Новости
26 Апреля 2007, 10:39

Рынок лизинговых услуг: от оптимизации налогообложения до рациональной прибыли

Сегодня доля лизинга в общем объеме инвестиций в России составляет 6%, в валовом внутреннем продукте (ВВП) — 1%. По данным ведущих рейтинговых агентств, в 2006 году рост основных показателей рынка лизинга был максимально большим за последние 5 лет.

Законодательство довольно надежно защищает интересы всех заинтересованных сторон. Сегодня на рынке лизинговых услуг работает почти 15 млрд. долларов. Причем, каждый год он растет в среднем на 20—40\%. Для сравнения: в 2005 году объем нового бизнеса составил 8 млрд. долларов.

Слово «лизинг» появилось в русском языке в середине 1990-х, пополнив лексикон заимствованных слов вроде «франчайзинг», «аутсорсинг» и «рекрутинг». Тогда над словом «лизинг» не потешался только ленивый — почему-то считалось оно неблагозвучным, хотя происхождение у него вполне благопристойное: в английском языке «to lease» означает «сдавать или брать в аренду». Шутки над лизингом кончились, и случилось это скоро, как только бизнесмены оценили налоговые преимущества, которые можно получать, используя лизинговые схемы.

Лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально- технической базы любого предприятия, производства. С момента введения в действие «Закона о финансовой аренде (лизинге)» в 1998 году, считающегося, кстати, одним из самых совершенных в Европе, рынок лизинговых услуг стал приобретать цивилизованные очертания.

Светлана Багаутдинова, директор Казанского филиала ЗАО "ЦЕНТР-КАПИТАЛ":

— Лизинг- это предоставленный государством системный инструмент, стимулирующий вложения в производственные фонды. Основное преимущество лизинга перед кредитом — это существенная экономия по налогу на прибыль, в то время как погашение кредита возможно лишь за счет чистой прибыли. Кроме того, законодательство позволяет при передаче имущества в лизинг в 3 раза уменьшить размер налога на имущество, которое по окончании договора лизинга передается лизингополучателю с балансовой стоимостью, практически равной нулю, то есть налог на имущество и после завершения договора лизинга начисляться не будет. Еще один плюс лизинга в том, что НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, будет возвращен предприятию по мере их начисления.

Лизинговые компании начали активно бороться за малого и среднего клиента. Однако оценивать финансовое состояние потенциальных потребителей им мешает то, что многие небольшие предприятия до сих пор ведут двойную бухгалтерию. Малый и средний бизнес только начинает привыкать к лизингу и осознавать его преимущества. Сегодня картина такова, что многие предприятия этого сектора приобретают легковой автотранспорт в кредит на частное лицо, но постепенно все-таки приходят к тому, что лизинг оказывается выгоднее.

Леонид Каплин, начальник отдела договорных отношений ЗАО «РТЭК-Лизинг»:

— С региональными компаниями работать проще, чем с компаниями федеральными. К примеру, при достаточно одинаковых условиях по лизингу, решение каких-либо вопросов всегда происходит непосредственно на месте и в связи с этим экономится время. Лизинг — удобный и доступный финансовый инструмент. Это особенно ощутимо для предприятий, которые по каким-либо причинам не могут получить кредит. В лизинг брать выгоднее экономически, с учетом налоговой оптимизации, чем брать кредитные деньги.

Сектор малого и среднего бизнеса для лизингодателей имеет большой потенциал. Единственное препятствие для развития лизинга на этом рынке — то, что многие небольшие фирмы часто ведут двойную отчетность, а официальная ее часть не позволяет им получить одобрение от лизинговой компании. Однако постепенно и это препятствие преодолевается. Лизингодатели стали предъявлять к будущим партнерам менее жесткие требования. А некоторые компании даже принимают в расчет неофициальные доходы клиентов. Представители среднего и малого бизнеса со своей стороны также постепенно двигаются в сторону легализации. Тот, кто не платит налогов, не может долго держаться на плаву, поэтому доля легальных бизнесменов постепенно увеличивается. Статистика, в том числе и иностранная, также подтверждает то, что лизинг для малого и среднего бизнеса имеет значительные перспективы роста.

Доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США и Германии колеблется от 50\% до 54\%, в Японии она составляет 52 — 55\%, в Италии и во Франции — около 60\%. В России в валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9\% в 2001 году до 15\% в 2006 году. «Это говорит о том, что потенциал сегмента малого и среднего бизнеса в России неисчерпаем», — уверен начальник бюро розничных продаж ОАО «Лизинговая компания КАМАЗ» Дмитрий Терентьев. А значит, с расцветом малого и среднего бизнеса получат дополнительные доходы все организации, которые этот сектор обслуживают, в том числе и лизингодатели.

Следует отметить возросший интерес представителей малого и среднего бизнеса к лизингу недвижимости. У небольших компаний очень велика потребность в коммерческой площади, но недостаточно собственных средств для ее приобретения. Всегда будут существовать сегменты, где лизинг более удобен в силу его особенностей и благодаря услугам, которые его сопровождают. Лизингодатели не только могут подогнать под каждого конкретного клиента условия договора, проконсультировав его, но и предоставить определенные скидки. Лизингодатель может передать имущество в финансовую аренду, даже не приняв первоначального взноса, который составляет обычно 30\% от стоимости предмета лизинга. Этот взнос оплачивается клиентом до приобретения имущества лизинговой компанией у поставщика и подтверждает платежеспособность потенциального лизингополучателя. Но если есть дополнительный залог, лизингодатель может снизить первоначальный платеж почти до нуля.

Что касается сегмента малого и среднего бизнеса, то основная доля сделок приходится на автотранспорт и напоминает схемы потребительского кредитования. Автотранспорт нуждается в постоянной модернизации и замене на более высокоэкономичные образцы. Именно в этом большой потенциал для развития бизнеса лизинговых компаний.
Кроме того, по мере роста государственной поддержки малого и среднего бизнеса необходимость в автотранспорте и оборудовании будет только увеличиваться.

Светлана Багаутдинова:

— Лидером роста на лизинговом рынке по итогам 2006 года, впрочем, и 2005 года тоже, стал сегмент транспорта: железнодорожного, автомобильного, авиационного. Это связано с тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги. Например, нашей компанией в сегменте автолизинга сформирован и активно реализуется продукт «Операционный лизинг с опцией аутсорсинга», который востребован, прежде всего, большими компаниями и представительствами западных фирм, имеющими крупные корпоративные парки. В рамках продукта, наша компания не только приобретает и передает в лизинг автотранспорт, но администрирует и обслуживает переданный автопарк.

Большинство клиентов лизинговых компаний вполне устраивают стандартные программы. Ведь на этом этапе развития компании бизнесменов зачастую интересует лишь финансирование, а сложных сделок они не заключают. Однако из-за нарастающей конкуренции в этом секторе клиенты стали разборчивее и требуют дополнительных скидок, а также более качественного и комфортного обслуживания. Поэтому лизингодатели развивают свою продуктовую линейку за счет дополнительных услуг, таких как, например, флит-менеджмент, представляющий собой реализацию программ финансирования и полносервисного сопровождения автопарков. Это очень перспективный инструмент. Пока услуги полнооперационного лизинга (флит-менеджмента) еще не получили широкого распространения в России — их оказывают всего несколько компаний. Однако все еще впереди: сегмент лизинга малого и среднего бизнеса будет расти, а вместе с этим будут постепенно внедряться новые инструменты.

Сейчас все большую популярность получают комплексные программы. Если клиент хочет начать производство какой-либо продукции, лизингодатель предоставляет ему возможность оптимизации расходов на развитие, приобретение и ввод в эксплуатацию всего необходимого оборудования, автотранспорта и недвижимости в комплексе. В этом случае лизингополучателю не надо распыляться в поисках наиболее подходящих лизинговых программ по разным направлениям, а сосредоточить свое внимание на дальнейшем планировании бизнеса.

Еще одним последствием нарастающей конкуренции за небольшие предприятия стало движение лизингодателей в регионы. «На сегодняшний день очевидна тенденция, когда крупные игроки рынка стремятся не упустить время и занять свое место в регионах либо путем открытия своих филиалов, либо с помощью покупки местных лизинговых компаний», — отмечают специалисты. Однако причиной региональной «оккупации» рынка финансовой аренды является не только «теснота» в столичном регионе, но и явные перспективы развития среднего и малого бизнеса в провинции. Лизинговые компании видят это и стараются любой ценой отвоевать свою нишу. При этом крупные игроки рынка финансовой аренды планомерно снижают тарифы и сроки заключения сделок.

Александр Карамов, главный специалист ООО «Лизинговая компания малого бизнеса РТ»:

— Лизинг — финансовая аренда — позволяет предпринимателям обновлять основные фонды со значительной, по сравнению с банковским кредитом или финансированием из собственных средств, выгодой. За последние 3−4 года количество заявок от предприятий, удовлетворённых лизинговыми компаниями, увеличилось с 10 до 50\%. На сегодняшний день в России доля лизинга в общем объёме инвестиционных инструментов составляет 6\%, в то время как в отдельных странах с развитой экономикой — 60\%. Это говорит об огромном потенциале развития лизинга в Российской Федерации. Можно уверенно констатировать, что финансовая аренда (лизинг) стала наконец реальным инструментом приобретения основных средств не только для крупных компаний и внутрихолдинговых структур, но и для достаточно широкого круга потребителей.

Использованные материалы:

  • Людмила Танавская «Что делают банки на рынке лизинговых услуг?», «Коммерсант- деньги»;
  • Булат Сруров «Лизинговые компании малого бизнеса РТ обнародовали первые итоги своей деятельности», «Татар- информ».
Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: