Новости
31 Октября 2005, 14:08

Рынок бытовой техники и электроники вынужден стать «белым»

Сегодня, по мнению экспертов, развитие рынка аудио, видео, бытовой техники достигло того состояния, когда его участники способны всерьез задумываться не только о получаемой прибыли. А например, о том, чтобы, наконец, сказать контрафактной продукции однозначное — «нет».

Российский рынок аудио-видео-бытовой техники в настоящее время занимает второе место по темпам роста после пищевой отрасли. Цифры, озвученные на проходившей в конце октября в Казани Всероссийской конференции региональных торговых операторов, это подтверждают. Так, объем розничного рынка РФ в этой сфере вырос с 150 млрд. долларов в 2000 году до почти 375 млрд. долларов в 2004. Более того, продолжает расти. Причем, по словам Натальи Моржовой, руководителя отдела исследования розничной торговли электробытовой техники института маркетинговых исследований Gfk Русь, «двигателем» этого роста является не Москва, как принято думать, а регионы.

— Объясняется это довольно просто. В регионах, где достаток населения еще очень сильно отличается от доходов в столице, и «насыщенность» семей холодильниками или стиральными машинами до сих пор остается ниже средней (в Москве, насыщенность этими предметами семейного пользования равна почти 100\%), рост продаж продолжается. Поэтому сегодня сети бытовой техники и электроники делают главную ставку на регионы.

Как заметила Наталья Моржова, за первое полугодие 2005 года рост продаж крупной бытовой техники в Москве за год составил всего 0,3\%, тогда как в регионах — 26\%, малой бытовой техники — 5\% и 42\% соответственно, мобильных телефонов — 6\% и 37\%.

Специалисты отмечают, что даже после прихода крупных ритэйлеров в Казань, перераспределения рынка между его участниками не произошло. Как заметил Александр Пляцевой, директор Ассоциации РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники), внедрившиеся в республике столичные сети не отнимали долю у сильных региональных участников рынка, исчезли лишь те, кто был не способен работать в условиях усилившейся конкуренции. Специалисты компании «DOMO» тоже с этим согласились — у них после прихода федеральных сетей, напротив, наблюдалось увеличение прибыли и рост продаж. Очевидно, «ненасыщенность» товарами бытовой техники у жителей республики очень велика.

В целом, как отметил Александр Пляцевой президент Ассоциации РАТЭК, сегодня денежные потоки на рынке бытовой техники и электроники распределяются следующим образом:

  • 30\% приходится непосредственно на электронику (около 5 млрд. долларов),
  • 25\% на крупную бытовую технику (4, 625 млрд. долларов),
  • 25\% — на компьютеры (4 625 млрд. долларов),
  • 5\% — на мелкую бытовую технику (925 млрд. долларов),
  • остальное — на средства связи.

Из факторов, оказывающих влияние на рынок, специалистами назывались:

  • рост цен на нефть,
  • высвобождение капитала,
  • увеличение заработной платы бюджетникам,
  • заключительный этап переговоров по вступлению РФ в ВТО,
  • приход иностранного капитала

О том, что иностранный капитал активно «осваивает» российские просторы, говорят многие факты. Например, Electrolux собирает свои стиральные машины в Санкт-Петербурге и в Московской области, там же работает LG, BSH делает холодильники в Санкт-Петербурге. На заключительной стадии переговоров находятся намерения фирмы Dixons сотрудничать с Эльдорадо.

Однако, несмотря на то, что иностранный капитал активно приходит на территорию РФ, в отношениях между ритэйлерами страны и производителями не все гладко. Основной проблемой, препятствующей развитию эффективных отношений между мировыми производителями и отечественной розницей, по мнению большинства экспертов, можно считать почти полное отсутствие прямого импорта. Как отметил директор по логистике компании «МИР» Алексей Курушин, сегодня в Россию прямые поставки не осуществляет практически ни один иностранный производитель электроники и бытовой техники. Есть только фирма — Gilette, поставляющая продукцию под марками Gillette и Brawn (мелкая бытовая техника), самостоятельно осуществляющая импорт своей техники в нашу страну. Российский склад этой компании уже довольно давно работает в Санкт-Петербурге.

Как отмечают эксперты, причины такого положения дел вряд ли кроются в политике мировых производителей — утвердиться на огромных просторах РФ посредством прямого импорта не отказался бы ни один иностранный производитель. Однако, это не просто. По словам Максима Апетьяна, директора по логистике компании Scarlett, созданию открытых складов электроники и бытовой техники мировыми производителями в РФ препятствует несколько проблем. Например, непредсказуемость политики российского государства в вопросе импортно-экспортных операций, отсутствие юридических гарантий по отношению к владельцам точек — стоков.

Кроме того, существует проблема с таможней и складами. По мнению Алексея Курушина, директора оп логистике компании «МИР», складская инфраструктура в России бедна. Так, если в Москве ритэйлер еще может найти подходящий вариант, то в регионах ситуация значительно сложнее. Там зачастую предлагаются бывшие складские или переоборудованные производственные помещения, да и их найти бывает непросто. В скором будущем «складской» вопрос станет еще более острым, потому что строительство новых складов в регионах не ведется совсем. Строить же собственные склады ритэйлерам пока совершенно невыгодно — затраты на строительство не окупятся.

Впрочем, как замечают специалисты, подвижки в решении этих проблем есть. То, что в Европе происходило в течение многих десятков лет, Россия пытается «спрессовать» в течение 10−20 лет. Сегодня в РФ стало появляться все больше компаний, бизнес которых — логистика и управление цепочками поставок.

Александр Пляцевой, президент Ассоциации РАТЭК:

 — Прогноз, который с учетом всех важных моментов действительности можно сделать сегодня на дальнейшее развитие рынка бытовой техники и электроники, думаю, будет выглядеть следующим образом. Во-первых, продолжится концентрация бизнеса. Это будет выражаться либо в процессах слияния крупных компаний, либо в поглощении крупными сетями региональных, либо разовьется франчайзинг. Кроме того, будет иметь место дальнейшая диверсификация бизнеса (покупка логистических компаний). Во-вторых, будет расти доля прямого импорта зарубежных производителей. В-третьих, произойдет консолидация мелких участников рынка, например, в закупочные союзы. И, наконец, придут крупные зарубежные ритэйлеры, а также произойдет повышение издержек бизнеса по причине легализации и полного перехода на «белый» принцип работы.

Мысль «нужно стать «белыми» звучала главной нотой прошедшей конференции. Ведь, по мнению большинства экспертов, только этот путь поможет сохранить конкурентоспособность отечественным ритейлерам. Особенно, в преддверии вступления России в ВТО.

Новости
18 Мая 2022, 13:46

В апреле инфляция в Татарстане разогналась до 18,59%

В марте она составляла 18,08%.

По данным ЦБ РФ, в апреле 2022 года инфляция в Татарстане достигла 18,59%, против 18,08% — в марте текущего года.

Цены на продовольственные товары выросли на 21,45%, непродовольственные — на 20,45%, на услуги — на 12,01%.

Больше всего из продуктов подорожал сахар (+75,75%), макаронные и крупяные изделия (+34,37%), плодоовощная продукция (+32,85%). Из непродовольственных товаров цены сильнее всего выросли на легковые автомобили (+44,14%), строительные материалы (+37,41%), моющие и чистящие средства (+32,43%). Среди услуг наибольший рост цен продемонстрировали экскурсионные услуги (+38,85%).

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: