Новости
02 Декабря 2005, 14:56

Рынок бутилированной воды

Рынок бутилированной воды растет стремительными темпами. Если еще несколько лет назад люди реагировали на продажу воды как герои Дж. Родари из «Приключения Чипполино»: «Скоро и воздух будут продавать!», то сегодня они редко соглашаются пить воду из крана.

Состояние рынка

Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды сегодня является одним из самых быстрорастущих. По данным Союза производителей безалкогольных напитков России темпы его роста в последние 4 года держатся на уровне 20\%, а объемы в денежном выражении по итогам 2004 года составили $ 730 млн. По мнению экспертов Союза, в краткосрочной перспективе этот сегмент вырастет еще как минимум на 50\%, но даже в этом случае его потенциал не будет исчерпан: в России ежегодно среднестатистический потребитель выпивает 15 л бутилированной воды, тогда как в Польше — 40, в Чехии — 50, а в Западной Европе в среднем 70 л. Значительные темпы роста, как считают сами производители бутилированной воды, вызваны ростом доходов граждан и развитием культуры потребления.

Марина Абрамова, начальник отдела продаж производственно-торгового предприятия «Хотнинская серебряная вода»:

— Сейчас население уже готово приоборетать нашу продукцию, хотя раньше недоумевало: «Как можно покупать воду?» Сегодня люди понимают, что из крана течет вода некачественная, и дело не в том, что она плоха на водоканале, а в том, что она становится такой, пока доходит до населения по старым и ржавым трубам. Сегодня бутилированную воду покупают не только богатые люди, но и пенсионеры, средний класс. 1,5 года назад бутилированную воду пили только 3\% населения, сегодня этот показатель гораздо выше.

Высоко оценивая перспективы роста рынка питьевой бутилированной воды, производители отмечают недостаточную, хотя и растущую с каждым годом, потребительскую культуру населения. Далеко не все покупатели четко отличают питьевую воду от минеральной, лечебно-столовой. Еще реже покупатели видят разницу между питьевой природной водой (добытой из-под земли) и водой, очищенной искусственно. Эксперты считают, что развитие рынка будет зависеть еще и от того, насколько потребители смогут разобраться в качестве и различиях предлагаемой воды.

На потребительском рынке Татарстана представлено много марок бутилированной воды, как местных, так и российских производителей: «AquaMinerale», «Кристальная», «Раифский источник»,«Олероли», «Кристальная», «Хотнинская серебряная», «Аква-вита». «Аквавиталь», «Святой источник», «Лукошко здоровья» и другие. Неудивительно, потребителю сложно разобраться в этом многобразии. Между тем, по данным лабораторных исследований, проведенных в рамках сравнительной экспертизы Национального фонда защиты потребителей, сегодня в стране производится и реализуется немало питьевой воды, не соответствующей санитарным требованиям к качеству. Этим летом главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко вынес постановление «Об усилении надзора за производством и оборотом минеральной и питьевой воды».

Технологии очистки воды

Качество воды во многом зависит от источника, из которого добывается вода и способа ее очистки.

Евгений Федоров, директор компании «Акватэк»:

— В период весеннего сезона вода, добываемая из скважин, меняется по качеству, что влияет на конечный продукт. Бывает, что производителям не всегда удается отследить качество воды. Нельзя сбрасывать со счетов недобросовестных производителей, для которых вода — просто способ добывания денег. Бывают случаи, когда воду в бутыли заливают прямо на колонках у дороги. А некоторые производители, декларируя о том, что привозят воду из Нижнего Новгорода, Челябинска или Подмосковья, на самом деле заливают в бутыли воду в каком-нибудь районе Татарстана.

Есть два вида очистки: европейская и американская. Первая подразумевает очистку воды только от вредных примесей, при второй вода дистиллируется, а затем насыщается необходимыми минералами.

Суфия Зиганшина, управляющая компанией ООО «Ашдвао»:

По американской технологии очистки воду сначала пропускают через механические фильтры, затем — ионно-обменный смягчитель, т. е. ионы жестких солей частично заменяются на ионы мягких. Далее идет молекулярная очистка от вирусов, бактерий, пестицидов, гербицидов, фенолов и радиоактивных элементов при помощи мембраны. Затем система инжектора насыщает воду элементами, которых не хватает в данном регионе: в нашем случае йодом и фтором. И последнее — дезинфекция путем озонирования. По европейской технологии вода не деструктуризируется, из нее убираются только лишние соли. Вода проходит осторожную очистку, но в ней остаются природные элементы, а не искусственные. В России большинство производителей бутилированной воды предпочитают европейскую технологию.

Природная вода берется из скважин. Ее состав где-то хуже, где-то лучше, а где-то — «идеален». Производитель может изменять состав так, чтобы он был оптимальным для человека: обессоливать, умягчать, добавлять ионы серебра, йод или фтор.

Анатолий Иванов, профессор кафедры коммунальной гигиены КГМУ:

— Природная вода всегда лучшей той, что очищена от всего и затем насыщена необходимыми элементами. Есть даже способ улучшения качества состава питьевой воды, когда ее полностью фильтруют, а потом закачивают под землю ниже по течению подземного источника, откуда она взята. И вода насыщается природными, а не искусственно полученными солями, макро и микроэлементами.

Игорь Саляхутдинов, генеральный директор ООО «Раифская вода»:

— Главное не испортить воду, которую дала нам природа. По моему мнению, изменение элементов воды отрицательно сказывается на организме человека.

Состав воды

Если говорить о пользе для здоровья, а не о безвредности, как это было принято раньше, Анатолий Иванов напоминает: некоторые элементы человек получает в основном из воды. Без них организм не может нормально функционировать, а восполнить их из другого источника крайне трудно. Речь идет о магнии, фторе, селене. А вот йод, кальций и другие элементы, которыми «хвастаются» некоторые виды питьевой воды, человек получает в основном через пищу, а не воду.

Суфия Зиганшина:

— Обязательное требование — вода должна иметь правильное соотношение солей. При ее ежедневном употреблении в организме идет расшлаковка и балансировка поступающих веществ. Потребителю необходимо обращать внимание на химический анализ воды: соотношение бикарбонатов, сульфатов и хлоридов. Бикарбонатная вода (в которой больше бикарбонатов) содержит необходимые для человека микроэлементы. «Cocacola», «Pepsi» и «Fanta» — сульфатные или хлоридные.

Как рассказала Марина Абрамова, существует несколько видов питьевой воды. Наиболее распространенными являются три вида. 1 вид: вода практически не подвергается технологическим процессам. Ее жесткость — 5 единиц — максимально полезна, в ней сохраняются микроэлементы (кальций, магний_, при кипячении остается осадок. Такая вода проходит ультрафиолетовую лампу и грубую очистку.

2 вид — вода смягченная, с жесткостью 1,5 единицы, с меньшим содержанием кальция, при кипячении осадка не дает. Большинство покупателей предпочитают эту воду. Вода мягкая, в ней хорошо заваривается чай, кофе. Ее используют рестораны и кафе, а также организации, где стоят кулера.

3 вид: вода фторированная и иодированная. В нее искусственным способом добавляется йод и фтор — ровно столько, сколько нужно для суточной нормы.

Некоторые производители увлекаются производством низкоминеральной, практически дистиллированной воды, поскольку это выгодно с экономической стороны. Потребление этой воды может привести к тому, что постепенно из организма будут вымываться не только шлаки и камни, но и нужные и полезные микроэлементы: кальций, магний, калий. Определить дистилированную воду не сложно: если при долгом кипячении воды совсем не выпадает осадок, то это дистиллят. К тому же, дистиллированная вода горчит.

Качество воды зависит и от материала, из которого сделана бутыль. Существует два вида бутылей: из поликарбоната и ПЭТ (полиэтиленовая тара). В бутылях ПЭТ стенки сосуда начинают контактировать с водой через три месяца (при условии, что срок хранения питьевой воды от 6 до 12 месяцев), что может привести к отравлению. Поликарбонат более прочный материал, по оценке гигиенической экспертизы, вода в такой бутыли не будет менять физико-технических показателей в течение 12 месяцев. Надо отметить, что в бутылках из поликарбоната ничего кроме воды хранить нельзя — он очень быстро впитывает в себя запахи.

Контроль над качеством

Сегодня федеральное законодательство, регламентирующее вопросы технического регулирования, снимает с государства многие обязательства, которые раньше на него возлагались. Теперь за качеством продукта должен следить сам производитель. В законе четко прописано, что вся ответственность за выпуск некачественной продукции лежит именно на нем. В ряде случаев — если, например, не соблюдаются условия хранения, — к ответственности может привлекаться и продавец. Обязанность предприятия — обеспечить постоянный производственно-технологический и приемочный контроль. Вся бутилированная вода должна проходить испытания в специальных аттестованных лабораториях. При этом предприятию не обязательно иметь собственную лабораторию, можно проводить экспертизу в любой независимой.

Суфия Зиганшина:

— Качество воды должно быть стабильным. Каждую бутылку не проверишь, поэтому завод должен иметь собственную лабораторию. Если ее нет, то говорить о качестве воды сложно.

Татарстанские производители воды практически все имеют собственные лаборатории. По крайней мере, они об этом заявляют. Государство, со своей стороны, осуществляет выборочную проверку. В целом, по словам заведующей отделом обеспечения санитарного надзора Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» Ольги Кузнецовой, Центр проводит активную экспертизу помещений, производства, продукции компаний, выпускающих питьевую воду. В 2004 году было взято на экспертизу 14 проб воды. В ходе обследования были обнаружены факты административных нарушений. Например, некоторые организации работали без санэпидзаключения. В основном, по словам Ольги Кузнецовой, производители воды стараются придерживаться требований Санитарных правил и норм (СанПиН)

Российские требования к воде гораздо мягче зарубежных. Например по российским правилам допускается присутствие в воде бора, что невозможно по международным стандартам.

Ольга Кузнецова:

— Требования к бутилированной воде гораздо жестче, чем к воде, подаваемой городскими сетями водоснабжения. Существуют обязательные требования к производителям воды. Так, скважина должна быть оснащена павильоном, фильтрами, также должно быть ультрафиолетовое обеззараживание. Сами бутыли должны проходить обработку специальными препаратами, которые разрешены к применению для посуды, контактирующей с пищевыми продуктами. Также усилены требования по микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям. Анализ проводится по более чем пятидесяти санитарно-химическим показателям, каждая партия должна быть проверена.

Мы выборочно отбираем у компании-произврдителя 2−3 бутыли и исследуем. Очень редко качество бывает плохим. В прошлом году была снята с реализации партия воды с содержанием синемальной палочки, которая может привести к возникновению инфекционных заболеваний. Если мы выявляем нестандартную партию воды, то снимаем ее с реализации, информируем об этом производителя — они должны остановить производство, провести мероприятия по дезинфекции оборудования и помещений, если нужно, работу по ремонту оборудования. После чего проводится повторный контроль воды. Как правило, он дает отрицательные результаты.

Согласно регламенту, зафиксированному в Федеральном Законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», контролирующие органы могут осуществлять комплексные проверки раз в два года. Но если поступают жалобы от населения, то проводятся внеплановые проверки.

Ольга Кузнецова:

— Жалобы от населения поступают, но качество воды зависит от того, в каких условиях она хранилась. Если бутылка была открыта, то естественно она начинает «цвести». Кроме того, надо учитывать условия хранения воды: ее нельзя держать на открытом солнечном свете или у батареи. Открытая бутыль в любом случае будет нестандартной по макробиологическим показателям. На экспертизу у фирм-поставщиков берутся только запечатанные бутыли. По заявлениям населения мы, конечно, проверяем «питьевиков», но это не объективные исследования. Производители стараются держать марку. Кроме того, если бы они не контролировали качество воды, то у нас сразу бы изменилась картина заболеваемости.

Некоторые российские производители, заботящиеся о своем имидже, вступают в международные ассоциации производителей воды. Существует две крупные международные ассоциации производителей бутилированной воды: Европейская Ассоциация производителей Бутилированной Воды (EBWA) и Независимая Мировая Экспертиза (NSF International). Эти организации проводят экспертизу воды, выдают сертификаты, подтверждающие, что качество воды соответствует международным стандартам, после чего производитель получает право размещать на этикетках бутылей логотип ассоциации. Каждые полгода к производителю без предупреждения приезжают эксперты ассоциации и проводят экспертизу воды, проверяя таким образом соответствие качества тому, что было при аттестации.

Однако, по словам Суфии Зиганшиной, некоторые производители вступают в международную организацию, получают право размещения логотипа, а потом не платят членские взносы и перестают быть членом ассоциации, но значок на этикетке оставляют. Качество воды, естественно, независимые эксперты уже не отслеживают.

Но сами производители отмечают, что жесткая конкуренция заставляет «держать руку на пульсе».

Марина Абрамова:

— Основное преимущество конкуренции — качество воды. Малейшая оплошность грозит уходом клиентов к конкурентам. Второе преимущество конкурентной борьбы — это качество услуг.

Айрат Жафяров, директор казанского отделения компании «Исключительная вода»:

— Основной упор нужно делать не на цену, а на качество продукции. Для этого нужно постоянно обновлять оборудование. Строительство фабрики, амортизация оборудования производителю обходятся очень дорого, поэтому и прибыль с воды получается небольшой.

Поскольку рынок бутилированной вода в настоящее время не освоен полностью, то можно предположить, что с ростом количества потребителей будут появляться и новые игроки. А ужесточение конкуренции приведет к тому, что выжить в таких условиях смогут только те производители, которые будут осуществлять тщательный контроль за качеством своей продукции.

Новости
18 Декабря 2025, 10:57

«Яндекс» вложил в покупку детских кресел свыше ₽200 млн В 2025 году

Сервис раздал детские удерживающие устройства более чем в 20 городах, в том числе в Казани.

Сервис «Яндекс такси» потратил свыше 200 млн рублей на покупку детских удерживающих устройств. Их передали в более чем 20 российских городов, в том числе в Казань.

Информацию об этом сообщает ТАСС. Еще 300 млн рублей компания направит на повышение качества такси для семей с детьми. Речь идет, в том числе о категории многодетных.

Читайте также: «Утильсбор, ОСАГО, автошколы: как изменятся расходы автовладельцев в 2026 году».

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: