— Рустем Рафкатович, как вы оцениваете работу, проделанную департаментом за год?
— Программы, которые были намечены на этот год, были полностью реализованы. Все намеченные планы выполнены. С точки зрения увеличения малого и среднего бизнеса в экономике республики, тут вопрос дискуссионный (за год рост доли МСБ составил 0,5% — ред.). Доля сильно не изменилась, приросла не очень на много.
По приросту оборота малого и среднего бизнеса мы видим положительную динамику. Если я не ошибаюсь, прирост около 12%. Годовая статистика выйдет в первой половине апреля, там уже точнее все будет. Это вопрос дискуссионный — можно по-разному рассуждать о доле малого бизнеса в экономике. Она растет теми же темпами, что и доля крупного бизнеса. Поэтому процентное соотношение осталось примерно таким же — около одной четвертой экономики. Если говорить о результате в 34%, то он не случился, но, в общем-то, это уже из серии задач максимум. Задача заранее была поставлена мощная и сложная, которая оценивается как цель. Как цель она остается.
— Что вы планируете делать для ее реализации?
— Важен в этом направлении климат для бизнес-среды. В Татарстане в этом году Агентство стратегических инициатив проводило опрос (рейтинг инвестиционной привлекательности регионов — ред.), по результатам которого мы попали в первую пятерку. Я считаю, что попадание в число лучших — это хороший результат. Конечно, в следующем году нужно еще внутри пятерки продвинуться.
— Какие ключевые события, повлиявшие на татарстанский бизнес в 2015 году, вы могли бы назвать?
— Была принята дорожная карта, которая охватила все области, касающиеся развития бизнеса в Татарстане. (дорожная карта развития предпринимательства на 2014−2016 годы — ред.). Сама дорожная карта проблемы не решает, она указывает те направления, которые надо задействовать. Бизнес-сообщество само приготовило этот документ. Во главе этого процесса была Торгово-промышленная палата республики, правительство утвердило карту. Теперь она стала обязательной для исполнения.
Мы мониторим эту ситуацию, всегда нужно держать руку «на пульсе». Важно, что в этом году мы смогли довести до логического решения вопрос аккредитации промышленных площадок муниципального уровня. Как мне кажется, мы сделали так, чтобы муниципальные власти поняли, насколько это важно, и как это сделать. Когда мы работали только через органы власти, мы не достигали понимания. Но мы «нарисовали» правила «игры» и утвердили это постановлением правительства, показали реальные финансовые привилегии, которые могут получить резиденты этих площадок. Желающих появилось много. Я считаю, что в этом вопросе мы достаточно эффективно решили вопрос более прямым путем.
— На конференции «Опоры России» речь шла о том, что промпарки Татарстана будут использоваться в качестве модели для работы в других регионах. Достигнуты ли уже какие-либо результаты?
— Пример работы промышленных площадок Татарстана, действительно, решили использовать в других регионах. Это Крым, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, это те делегации, которые приезжали на конференцию «Опоры России» и по промышленным площадкам заинтересованно с нами общались.
На данный момент в республике действует 38 промышленных площадок муниципального уровня, из которых аккредитованы только 23.
Поддержку от минэкономразвития получили и частные промышленные парки. Пока по ним мы не так активно сотрудничали — либо потому, что в других субъектах их нет, либо потому, что местные власти не поняли механизм работы с федеральным центром по получению финансирования на развитие этих частных парков.
— Как вы думаете, как экономическая ситуация в будущем году повлияет на бизнес в Татарстане?
Надо быть всегда оптимистами. Я думаю, что кризисные явления, наверное, как-то «почистят» немного ряды, но те, кто останется, станут сильнее. Они приобретут опыт — для кого-то это опыт еще одного кризиса, для кого-то это, может быть, первый кризис. «Выжившие» и будут драйвером нашей экономики в следующем году.
Беседовала Карина Каримова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: