На особом положении
— Рустам Камильевич, начнем с самого главного. Снижение ставки земельного налога в 7 тысяч раз и коэффициента к ЕНВД в 50 раз — мера беспрецедентная. Чем мотивируется такое решение?
— В последнее время транспортные пробки в Казани стали серьезной проблемой. Конечно, немало трудностей нынешней зимой добавила погода, зачастую пробки возникают там, где ведется строительство дорожных развязок и ограничено движение. И все-таки главное — городу катастрофически не хватает парковок. Ведь за последние 10 лет количество автомобилей в столице Татарстана увеличилось почти в 3 раза!
Так что откладывать решение этой проблемы дальше нельзя. Исполком Казани видит выход из этой ситуации в строительстве многоуровневых и подземных паркингов. Поддержал нас в этом и Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов. Однако для привлечения потенциальных инвесторов в новый для города вид бизнеса необходимо создать им благоприятные условия. Учитывая остроту проблемы, Президент дал поручение предоставить потенциальным владельцам современных паркингов налоговые льготы — как на муниципальном, так и на республиканском уровне.
Решение, принятое депутатами Казанской городской Думы — о значительном снижении ставок земельного налога и ЕНВД — это как раз те льготы, которые может предоставить инвесторам город. Поправки в республиканское законодательство до конца апреля рассмотрит Госсовет РТ. Предполагается, что владельцы паркингов получат льготы по налогам на имущество и прибыль. Учитывая, что все это делается по поручению Президента, задержек с принятием пакета льгот быть не должно.
К этому стоит прибавить практически бесплатное подключение к технологическим сетям: теплу, воде и электричеству. Такие решения сейчас готовятся предприятиями-поставщиками водо- и энергоресурсов.
Новый пакет преференций сформирован в тесном взаимодействии с Министерством транспорта и Министерством финансов РТ. Таким образом, использованы возможности не только муниципалитета, но и республиканских властей — а это уже другой уровень поддержки данного вида бизнеса.
— Проблемой паркингов мэрия занимается довольно давно, но как грибы, расти они не стали. Почему?
— Да, еще три года назад мы зарезервировали на территории города 38 участков под строительство многоуровневых паркингов. Их абсолютно бесплатно предлагали любому заявителю. Сейчас сроки договоров с инвесторами, которые изначально намеревались там строить паркинги, истекают. Но никто из них фактически не начал осваивать землю.
Причин этому несколько — одна из них кризис, который разрушил планы многих бизнесменов. Вторая причина — застройщики, получая землю, не несли никаких обязательств.
Мы не будем продлевать договора аренды, если инвесторы не приступили к освоению отведенных земель. Поэтому вновь обозначили эти 38 участков и еще 20 дополнительных — для того, чтобы на них могли претендовать те, у кого есть средства и заинтересованность. В то же время, наученные горьким опытом, мы теперь сначала просим предоставить гарантии наличия у потенциальных инвесторов необходимых средств.
Кто возьмется?
— А где можно узнать, какие участки отведены в Казани под паркинги?
— На официальном сайте Мэрии Казани и портале Правительства РТ опубликована интерактивная карта, по каждому участку там будет размещаться информация о том, кому он предоставляется, на каких условиях
— Существует мнение, что многоуровневые парковки — не слишком привлекательный с экономической точки зрения бизнес…
— Да, на сегодняшний день этот бизнес в Российской Федерации считается не очень выгодным. Срок окупаемости вложений в него — примерно 8 лет, при том, что затраты составляют минимум 150 миллионов рублей. Затраты серьезные, практически такие же, как на строительство жилого дома. Однако если дом окупается, как только продадут квартиры, за год-два, то паркинг, как я уже сказал, за 8 лет. Так что создать благоприятные условия, предоставить налоговые льготы для того, чтобы люди захотели заниматься строительством и эксплуатацией паркингов, просто необходимо.
— Некоторое время назад сообщалось, что строительством многоуровневых паркингов в Казани заинтересовались иностранные инвесторы. Однако до конкретных дел их проекты доведены не были. Как вы считаете, поступят ли от иностранцев предложения после принятия новых преференций?
— Думаю, что да. Ведь для наших фирм строительство многоуровневых паркингов — это новый, непрофильный бизнес. В любом деле есть нюансы, подводные камни. Иностранные компании — настоящие профессионалы, это их бизнес в прямом смысле слова. Они изначально более профессионально подходят к этому вопросу.
Уже сейчас мы ведем переговоры с испанской фирмой, которая эксплуатирует порядка 60 000 парковочных мест в Европе. Ее представители приезжали в Казань, проанализировали ситуацию и сформулировали свои предложения. Мы также вели переговоры с немецкими фирмами. До кризиса за паркинги взялась одна эстонская компания, ее сотрудники сделали несколько эскизов, но из-за кризиса компания от проекта вынуждена была отказаться. Приезжали представители арабских стран, также ознакомились с нашими предложениями.
Но для иностранных инвесторов важно наличие законодательных гарантий. Они понимают, что если законом парковка на улице запрещена, что за нарушение правил установлен штраф, машины будут парковаться там, где положено. Стоит отметить, что Президент РТ уже поручил разработать комплекс мер для стимулирования автовладельцев к использованию новых парковок. Но при этом ужесточать требования к парковке машин будут лишь там, где уже существует альтернатива в виде многоярусных паркингов. Так что работа над законодательной базой.
Первые 7 паркингов к Универсиаде
— В данный момент в Казани уже строятся многоуровневые паркинги?
— Строительство пока никем не начато, но две организации уже работают по эскизным проектам и даже вышли на стадию рабочего проектирования. В Казани есть строящиеся паркинги пока только для жильцов многоэтажек, рядом с которыми их и возводят.
Компания «Юлдаш» в Ново-Савиновском районе построила гараж для жильцов, в котором часть мест распроданы, а два-три уровня в нем отданы под паркинг. Эта компания изъявила желание заняться строительством многоуровневого надземного паркинга, но в Ново-Савиновском есть место только под подземную парковку. Так что сейчас подбираем им участок в другом районе.
Скоро будут составлены графики проектирования и работ, определены организации-строители, и уже летом ситуация будет выглядеть иначе.
— Сколько парковок планируется построить к Универсиаде?
— К 2013 году в центре города должны быть построены 7 парковок. Кстати, из 38 участков, которые мы изначально предлагали инвесторам, ни один не находился в центре Казани. Это связано с тем, что в центре строить сложнее. Все участки в исторической части города из числа вновь отведенных имеют одну непростую особенность. Они так называемой неправильной формы — не прямоугольной. Вы это сами можете увидеть на интерактивной карте. Форма участка увеличивает себестоимость строительства.
Во-вторых, изначальные 38 участков были выделены в расчете на местных бизнесменов, а для них привычно строительство парковок в спальных районах города. Строительство паркингов в центре — это пока новый бизнес в силу того, что мы только-только начали догонять по уровню автомобилизации развитые страны.
— Сколько будет стоить парковка в новых паркингах, есть такие прогнозы?
— Насколько я знаю, цена предполагается в размере 20 рублей в час в будние дни. Пока стоимость парковки у нас низкая, поэтому паркинги не очень рентабельны. Этим вопросом тоже надо заниматься. Но устанавливать «космические» тарифы никто не позволит.
— Слухи о планах строительства парковок в некоторых местах Казани (Черное озеро, площадь Свободы) уже вызвали большой резонанс в обществе. Принято ли решение по этим вопросам?
— На сегодня никакого решения не принято. Но в любом случае никаких надземных паркингов там не будет. Только подземная парковка, при этом с восстановлением, например, сада на площади Свободы или Черном озере. Предложений по строительству на этой территории было много, но это все только задумки архитекторов. Наши архитекторы перенимают мировой опыт. А в Европе практически нет ни одного сквера, под которым не был бы построен паркинг. При этом жителей этих стран ничего не беспокоит — все функционирует, как парковка, так и сквер.
Но это тема более далекого будущего, поскольку подземные парковки стоят в разы дороже, чем надземные.
А есть ли спрос?
— Существующие паркинги внутри и возле торговых центров редко бывают заполнены даже наполовину. В чем, по вашему мнению, причина?
— Это еще одна проблема — нежелание людей пользоваться цивилизованными парковками, привычка бросать автомобиль у обочины и идти по своим делам. И такое отношение подкреплено действующим законодательством, разработанным еще во времена Советского Союза, когда машин в стране было очень мало.
В то же время в странах Западной Европы или Америки парковку на общественной территории, на улицах и площадях давно уже сделали платной. За парковку в неположенном месте или не оплаченную парковку налагается жесткий штраф.
Это необходимый путь, по которому мы должны пройти, как все страны с большим количеством автомобилей. В Казани их уже 300 тысяч, вдумайтесь в эту цифру — какую гигантскую площадь займут все машины города, если их собрать в одном месте! Выход один — многоуровневые паркинги.
— Но ужесточение правил парковки многие понимают как посягательство на их свободу…
— Иметь свой автомобиль — для многих заветная мечта, ведь это комфорт, свобода! Но в человеческом обществе действует правило «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». А машины у нас ставят так, что негде не то, что проехать, но и даже пройти. В спальных районах Казани, особенно в старых микрорайонах, парковок у домов нет и все вокруг заставлено машинами. Почему пешеходы, мамы с колясками, пенсионеры должны это терпеть? Ведь не человек придуман для машины — машина сделана для человека. Да и места лишнего у нас в городе нет. Казань — город исторический, улицы в центре узкие и шире не станут.
— И как скоро будет ужесточен контроль за парковкой в неположенных местах?
— Работа над этим уже ведется — устанавливаются знаки ограничения, чтобы люди начинали понимать, где нельзя ставить автомобили. К тому же нужна жесткая система штрафов. Могу привести зарубежный пример — в Лондоне машины стоят в несколько рядов, но полоса для автобусов, расположенная рядом, пуста. Потому что за выезд на нее — штраф в 300 фунтов. Хочешь проехать по ней — садись в автобус и езжай.
Человек так устроен, что одними словами его убедить трудно, убеждают действия. Будет запрещена парковка в неположенных местах, значит, деваться будет некуда. Мы это уже проходили в вопросе регулирования скоростного режима в городе. Тоже считалось, что невозможно бороться с превышением скорости, но поставили камеры видеофиксации, и все стали соблюдать скоростной режим.
Пока мы находимся на уровне автомобилизации, который в Европе уже преодолели в 70-х годах прошлого века. Конечно, неизбежны трения, но, думаю, постепенно ментальность наших людей изменится. Более того, сознание наших жителей уже начало «раскачиваться». Казанцы обращаются к нам с жалобами на то, что припаркованные вдоль дорог машины мешают движению автобусов, которыми они пользуются. От нас, как от власти, требуют порядка. Обеспечить этот порядок помогут в том числе и современные многоуровневые паркинги.
KZN.Ru
Фото: Кp-avto.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: