Новости
23 Января 2014, 12:00
ВСМ Москва-Казань

Рустам Минниханов: «Мы будем бороться за проект ВСМ Москва-Казань»

На этой неделе президент Татарстана Рустам Минниханов в Давосе доказывает иностранным инвесторам привелкательность российских регионов. Накануне глава республики дал развернутое интервью каналу Россия24, в котором рассказал, как Татарстану удается привлекать и удерживать инвесторов, на что регион делает ставку в развитии, а также подтвердил, что республика еще поборется за отложенный до лучших времен проект строительства ВСМ «Москва-Казань».

— Рустам Нургалиевич, Татарстан — лидирующий регион по объему привлекаемых инвестиций и по темпам развития. Какую долю в экономике Татарстана занимают инвестиции, и в какие отрасли приходят инвесторы, а в каких отраслях инвестиций не достает?

— Если взять порядок цифр по прошлому году — это свыше 30 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Конечно, много было инвестиций, связанных с проведением Всемирных студенческих Игр. Из реального сектора экономики — это конечно нефтепереработка, нефтехимия, машиностроительный комплекс, агропромышленный комплекс и, конечно, мы сейчас обращаем особое внимание на развитие малого и среднего бизнеса — поддержка, создание инфраструктуры… Темпы хоть и не маленькие, тем не менее, огромный потенциал и точка роста для нашей республики — в дальнейшем развитии нефтепереработки и нефтехимии. Потому что это даст очень быстрый эффект. Еще машиностроение и другие наши предприятия — авиастроение, вертолетостроение… Это направление уже сложилось.

А новые направления, которые мы считаем очень серьезными в рамках не только нашей республики, а в целом нашей страны, — это IT-сегмент. Мы нацелены создать IT-город, IT-центр нашей страны. Этот город называется «Иннополис». Он уже имеет и статус, и все необходимое. Там уже строится университет, технопарк. Там будут жить порядка 150 тысяч человек. Это в будущем. Но мы думаем, что уже с 2015 года первый этап и технопарка, и университета полным ходом заработает.

Мы заинтересованы в инвестициях как внутри наших предприятий, нашего бизнеса, региона, страны, ну и, конечно, в иностранных партнерах. Иностранные партнеры активно работают с КАМАЗом, очень много больших проектов реализовано на КАМАЗе. Выделю и особые экономические зоны. В ОЭЗ Татарстана заявлено инвестиций более 100 млрд рублей, половина уже проинвестирована. Эта цифра должна в ближайшие три года вырасти. Мы намерены в два раза увеличить площадь ОЭЗ.

— Насколько у инвесторов популярен IT-сегмент?

— IT — это ясная, понятная картина сегодня. В Татарстане два технопарка уже дают выручку 200 млн долларов. Туда никаких ресурсов не надо. Только мозги. Это очень серьезное направление. Тем более, у нас очень много в России продвинутых молодых людей, которые, к сожалению, уезжают. Нам надо их сохранить, чтобы самые ценные кадры оставались, работали в нашей стране.

— Поговорим об инфраструктурных проектах. Правительство приняло решение отложить в долгий ящик строительство ВСМ «Москва-Казань». Вы говорили, что этот мегапроект очень изменит экономику Татарстана…

— Страны…

— Страны в целом и Татарстана в частности…

— Татарстана в частности. Знаете, это предмет обсуждения экспертов, специалистов и финансистов. Сегодня люди, которые отвечают за финансы, должны оценить этот проект. Я думаю, что в долгий ящик он отложен не может быть. Наша страна большая, огромная. И нам надо сблизить страну. Надо, чтобы мобильность людей была, чтобы бизнесу было удобно. А без высокоскоростной дороги…

Мы видим, как эта задача решалась и решается в Европе. Мы видим, как эта задача решается в Китае. Поэтому я уверен, что этот проект он все равно будет. Тем более я в интернете видел, что Якунин будет докладывать Дмитрию Анатольевичу… У нас все готово. Мы уже имеем несколько направлений трассировки. Мы понимаем, что если время в пути будет 3,5 часа на маршруте Москва-Казань, это будет другая страна. Это будут другие возможности. Концентрация всего в столице — это невозможно. Нам надо немножко разбавить. Развивать и другие регионы. Это и Нижний Новгород, и Чебоксары, и Владимир, это не только мы (Татарстан — прим. ред.).

Авиация должна решать задачи за тысячи километров. А 800−1000 километров — самая оптимальная дистанция для высокоскоростной дороги. Это хороший сигнал для иностранных инвесторов.

Но некая стагнация в экономике дает опасения. Мы должны все просчитать, выбрать самый оптимальный, экономичный путь, и построить. Я думаю, что мы будем бороться за этот проект!

— Ну вот вы говорили, что нужно развивать и другие регионы помимо Москвы и Санкт-Петербурга…

— И Москву, и Санкт-Петербург надо развивать. Они ведь тоже будут с нами на короткой дистанции.

— … Татарстану тут есть чем поделиться. Положительным опытом. Вот я, например, прочитала, что у инвестиционной комиссии Татарстана есть особые полномочия, ее председатель…

— Агентство инвестиционного разв
ития…

— Это как-то помогает в привлечении инвестиций?

— Знаете, мы обсуждаем, как сделать так, чтобы удобно было для бизнеса. Проблема в чем. Мы в недавнем прошлом все были коммунистами. У нас другие ценности, другие подходы были. Все, что сегодня мы делаем, — предпринимательство. А предприниматель декларирует жажду наживы. Сегодня это нормально. Еще и те устои и понятия: если кто-то дает разрешения, начальник… к нему нужно прийти, он должен все взвесить. Надо эти вещи убирать. Должны быть жесткие, четкие законы, регламенты, которые от человеческого фактора не зависят. Все, что во благо нашей страны мы должны делать автоматически. Нашу страну очень плохо пока знают. Если взять СМИ мировые, — что хорошего про нашу страну показывают CNN, BBC? Ничего хорошего не показывают. Люди приезжают…, вот спортсмены на Универсиаду приехали, весь мир приехал. Они поразились нашей стране, доброжелательности, инфраструктуре… Такую страну надо еще найти. Инвесторы, кто приехал, никто ведь не уехал. У нас только турецких проектов в ОЭЗ на 1,5 млрд долларов.

Мы приняли решение развивать инфраструктуру в муниципалитетах. Надо построить 54 индустриальных парка. Потому что не только в крупных промышленных центрах бизнес должен развиваться. Он должен развиваться везде. Мы должны дать людям не рыбу, а удочку. Чтобы они рыбу ловили.

— Как вы оцениваете инвестиционный климат в России, в регионах?

— Я могу сказать коротко: Россия — новая страна. Посмотрите за такое короткое время на те изменения, которые произошли в нашей стране. Мы хотим очень многого. Это ведь еще не только законы. Это ментальность наша. Это наше умение. Многих вещей мы совершенно не знали. Мы ездим, смотрим, изучаем, обмениваемся… И сегодня, я думаю, тот потенциал, который есть в нашей стране — природные богатства, инфраструктура, еще недостаточно раскрыт. Инвесторы о нем не знают. Внутренний российский рынок, возможно, пока еще не готов к крупным проектам. Нам нужны инвестиции со стороны, и мы в этом направлении работаем. Когда инвестиции придут, мы должны быть готовы. Это инфраструктура и подготовленные люди, которые будут работать на новых предприятиях.

Это работа комплексная: и федеральное правительство, и региональное правительство, и муниципалитеты должны вкупе работать над решением этой задачи.

Каждый руководитель региона понимает: наше счастье в наших руках. Нам никто его не принесет. Мы должны искать, бегать, рассказывать, показывать. Вот говорят, зачем нужны большие международные события. Посмотрите, как Казань изменилась после того, как Универсиаду провели. Огромная поддержка федерального правительства, президента. Это гостиницы, аэропорт. А для бизнеса что нужно. Чтобы он прилетел, чтобы гостиницы были, чтобы безопасность была.

Или вот Сочи. Сейчас обсуждают, надо ли нам все это. Но Сочи ведь будет центром мирового значения. Наверное, там были какие-то сложности. Олимпиада пройдет, все это забудется. Мы будем гордиться. Я думаю, такие события — это повод показать всему миру, какой потенциал есть в нашей стране.

— Всем интересно, что будет, когда Олимпиада пройдет. Поэтому тут тоже очень интересен опыт Татарстана. Что осталось в регионе после проведения Универсиады? Как используются объекты, гостиницы, которые в большом количестве были построены специально к проведению Универсиады?

— Вы можете приехать и посмотреть. Каждый объект работал и работает. После такого события мы сейчас мобилизуем все силы, чтобы привлекать в Татарстан туристов. Специально подготовили программу. Такое событие помогло нам решить многие транспортные задачи, задачи по гостеприимству, и самое главное — мы обучили людей. Знание языка, знание культуры других стран. Это очень хорошая школа.

Источник: Вести.ру

Новости
11 Декабря 2024, 19:42

В Татарстане проведут капремонт 719 многоквартирных домов В 2025 году

Общая сумма затрат составит около 8 млрд рублей.

В 2025 году в Татарстане планируется провести капремонт 719 многоквартирных домов. На данный момент у 300 зданий уже провели обследования, в ходе которых определили необходимые работы. Об этом сообщил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин на пресс-конференции в «Татар-информ».

Общая сумма затрат на капремонт составит около 8 млрд рублей, точный размер бюджета еще уточняется. Предполагается, что 1,4 млрд рублей выделит республика, 4,9 млрд рублей составят средства собственников, а оставшуюся часть добавит муниципальный бюджет.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане завершили капремонт 734 из 749 многоквартирных жилых домов, запланированных на текущий год.

Тыгин Александр Васильевич

Начальник Государственной жилищной инспекции РТ - главный Государственный жилищный инспектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: