Рустам Нургалиевич, Вы большую часть своего рабочего времени проводите не в резиденции президента в Казанском Кремле, а в Доме правительства. С чем это связано?
— Мне так удобнее. Весь Дом правительства и мой кабинет, в частности, устроены по принципу «умного дома». Здесь все оборудовано по самым высоким стандартам инфокоммуникаций. Я в любой момент могу связаться по системе видеоконференций, по электронной почте, цифровой связи с любым министром, любым руководителем муниципалитета, где бы они ни находились. На все это уходит минимум времени. Как результат — в течение двух-трех минут получаю всю необходимую мне информацию. То же самое происходит и в случае моего отъезда в любую дальнюю командировку, ведь я никогда не расстаюсь и с карманным компьютером.
Все это стало нам доступно благодаря технологиям электронного правительства. Мы стали систематически их использовать с 2005 года, гораздо раньше, чем в других регионах. Для нас электронное государство — не дань моде, а эффективный инструмент управленческой деятельности. Чиновников часто и правильно обвиняют в бумажной волоките. Так вот, у нас в государственном и муниципальном управлении бумажная волокита исключена. Весь документооборот происходит исключительно в электронном виде. Это не только быстро, но и удобно. Любой член правительства может написать мне по электронной почте, и я тут же пересылаю ответ с соответствующей резолюцией.
— Какие приоритетные задачи Вы ставите перед республикой?
— Важнейшая задача — модернизация экономики республики и ее социальной сферы. И здесь не обойтись без широкого внедрения инноваций. Нам в какой-то степени очень повезло. Татарстан — один из признанных научных центров страны. И поэтому перед нами стоит задача повысить инновационность вузовской науки. Но мы понимаем, что мало создать инновационный продукт, надо знать, кто его купит, какую прибыль он принесет. К сожалению, с коммерциализацией инноваций у нас далеко не все благополучно. Но мы продолжаем работать в этом направлении.
Еще в числе наших приоритетных задач — поднять до мирового уровня качество нефтехимической и машиностроительной продукции, производимой в Татарстане. У республики внешнеторговый оборот — один из самых внушительных среди регионов России, и мы просто обязаны стать сильными игроками на мировом рынке. Я считаю, что необходимо привлекать к сотрудничеству западных партнеров, которые придут сюда вместе с технологиями и будут готовы совершенствовать их вместе с нами.
— Для них в республике создаются какие-то особые условия?
— Они, безусловно, прагматики, и вопросы выгоды для них первостепенны. Но тут имеется множество факторов, которые зависят не только от ситуации в отдельно взятой республике. Многое определяется тем, что происходит в стране, привлекательностью условий для потенциальных инвесторов, уровнем безопасности и комфортностью бизнес-среды. К сожалению, один Минниханов или Иванов, Петров, Сидоров положение здесь не изменят. Нужна скоординированная работа на всех уровнях власти. Тут я оптимист, потому что вижу, что такая работа идет. Далеко не просто, но идет. Сейчас делается немало для развития бизнеса и привлечения инвестиций.
При этом хотелось бы избежать и другой крайности. В инновациях деньги играют далеко не самую важную роль. Можно завалить тот или иной университет деньгами, а на выходе результат будет нулевой. Нам нужны, прежде всего, образованные специалисты, нужна своя научная школа, свои вузы мирового уровня. В США каждый университет уже сам по себе — инновационный центр. Но я считаю, что здесь нет ничего такого, чего мы не могли бы сделать.
— Что представляют из себя инновационные центры и IТ-деревня, которые строятся на территории Татарстана?
— В 2009 году в Казани открылся первый технопарк в сфере высоких технологий «IТ-парк», построенный в рамках федеральной программы. Там созданы все необходимые условия для так называемых start up — малых компаний, которые специализируются на новых разработках в области информационных и коммуникационных технологий. Сегодня IТ-парк является одной из точек инновационного роста экономики республики. Инфраструктура парка пользуется большим спросом как у местных, так и у российских и зарубежных IТ-компаний. Однако площадь офисных помещений пока не позволяет разместить здесь всех желающих. Поэтому приоритет мы отдаем отечественным компаниям, которые ориентированы на разработку собственных программ
ных продуктов. Хочу отметить, что уже в первые месяцы работы «IТ-парка» были задействованы в работе более 70% его ресурсов.
Логичным продолжением этого проекта является проект «IТ-деревня». Он включает в себя строительство целого города-спутника со всей необходимой социальной инфраструктурой, жилыми и офисными зданиями, построенными по принципу: «живи, учись, работай и отдыхай». IТ-деревня будет построена на расстоянии около 40 километров от центра Казани. Площадь застройки составит около 1400 га, из них 200 га уже обеспечены необходимой инженерной инфраструктурой.
Для нас принципиально важно, чтобы IТ-деревня соответствовала современным мировым стандартам. К ее строительству мы привлекаем инвесторов — как отечественных, так и зарубежных, имеющих свои наработки в реализации подобного рода проектов. Нам удалось заключить соглашение с сингапурской компанией RSP Architects о разработке генерального плана «IТ-деревни». Эта компания имеет богатый опыт проектирования аналогичных объектов инновационной инфраструктуры в Сингапуре.
— Какие еще приоритетные проекты имеются у республики в области создания совместных предприятий с иностранными компаниями?
— Особый интерес для нас представляют те компании, которые приходят в республику с новыми технологиями и системами управления производством. Это позволяет организовать в республике производство конкурентной продукции по мировым стандартам.
Считаю, что у нас есть все необходимое для таких инвесторов. В республике успешно действуют особая экономическая зона «Алабуга», пять технопарков, три технологических парка, два индустриальных парка, технополис «Химград», девять бизнес-инкубаторов. Только за последние полгода в республику было привлечено 3,8 млрд долларов, что в 3,6 раза больше, чем за тот же период 2009 года.
Кроме того, успешно модернизируют свои производства и крупные татарстанские предприятия. Для этого они активно сотрудничают с ведущими мировыми компаниями. Яркий пример — комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов ОАО «Танеко», где руководством проекта и консультацией занимаются компании с мировым именем — Fluor и Foster Wheeler France. Еще один пример — созданное в этом году совместное предприятие концерна Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» — компания «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Очень важным проектом для экономики Татарстана является создание совместного предприятия Fiat и Sollers, которое будет разрабатывать и выпускать автомобили на базе платформ Fiat-Chrysler.
Наша республика открыта для сотрудничества и стремится создать все условия для реализации на ее территории самых амбициозных проектов.
— Недавно был пущен в строй нефтеперерабатывающий завод «Танэко». Расскажите об этом поподробнее.
— Одно из главных природных богатств Татарстана — нефть. Мы ежегодно добываем более 32 млн тонн нефти. Но проблема в том, что большую ее часть мы продаем, а у себя перерабатываем только 7 миллионов тонн. Это, конечно, в определенном смысле расточительно. Нефтепродукты стоят гораздо дороже, чем сырая нефть. Каждый цикл переработки нефти дает двойную, тройную добавленную стоимость. Соответственно, здесь гораздо выше прибыль.
Поэтому наша задача — с помощью «Танеко» увеличить объемы переработки нефти до 20−21 миллиона тонн. То есть? две трети нашего нефтяного сырья будет перерабатываться в республике.
При этом на российский и мировой рынки будет поставляться широкая гамма продукции, включая высококачественный бензин и сырье для химических предприятий.
— На днях в республике была открыта часть современной автотранспортной магистрали Европа-Западный Китай. Когда можно ожидать полного завершения строительства этой дороги?
— Все будет зависеть от финансирования. В настоящее время мы обсуждаем возможные варианты такого финансирования с vинистерством транспорта России. Мы постараемся убедить министерство выделить на этот проект 100 миллиардов рублей. Если у нас это получится, то построим дорогу быстро. Уверен, что проект окупится очень быстро, поскольку эта дорога — самый короткий путь из Европы в Китай.
— Власти РФ объявили борьбу с коррупцией приоритетным направлением. Как республика борется с коррупцией?
— В Татарстане утверждена Стратегия антикоррупционной политики. Действует республиканский совет по реализации антикоррупционной политики. Это очень представительный орган, в него входят члены негосударственных организаций, молодежных, правозащитных движений, а также ученые, журналисты и предприним
атели. Совет осуществляют общественный контроль за реализацией антикоррупционных мер. В 2006 году Татарстаном принят один из первых в Российской Федерации закон «О противодействии коррупции».
Если говорить о практических шагах, то в Татарстане введен механизм прозрачного проведения торгов на заключение государственных и муниципальных контрактов. Для этого все торги проводятся на электронной торговой площадке. Создана система внешнего и внутреннего контроля за использованием бюджетных средств всех уровней. Министерства, ведомства и органы местного самоуправления обязаны публично отчитываться о своей работе. Мы в республике нацелены на то, чтобы стать территорией, максимально свободной от коррупции.
— Вы — страстный автогонщик, мастер спорта международного класса. Кроме этого, Вы самостоятельно управляете вертолетом. Как Вам удается все это совмещать с работой на посту главы республики?
— Я считаю, что время можно найти для любого увлечения. Нужно только раньше вставать и позже ложиться. Вот, например, в последнее время стал чаще ездить на велосипеде.
Что же касается автогонок, то увлекаюсь ими давно. Я вообще люблю скорость — не только в работе, но и на автостраде. В городе, конечно, превышать скорость нельзя, но, когда позволяют обстоятельства, сам сажусь за руль служебного автомобиля.
Есть у меня и права пилота, так как мне нравится передвигаться по республике самостоятельно, управляя вертолетом. Это и время экономит, и удовольствие получаешь от полета.
Вообще жить без спорта нельзя. Как бы ты не был загружен по работе, всегда нужно найти время для физкультуры.
— Какие качества Вы цените в людях?
— В женщинах — красоту, в мужчинах — ум. А если серьезно, то на первое место всегда ставлю профессионализм и умение эффективно справляться с теми задачами, которые перед человеком поставлены, и тут неважно — женщина это или мужчина.
— Какие отношения у вас складываются с Вашим предшественником Минтимером Шариповичем Шаймиевым?
— Это мой Учитель. Думаю, что этим многое сказано. Мы с Минтимером Шариповичем проработали бок о бок двенадцать лет. Мы почти как единый организм, и я на 95 процентов знаю, как он отнесется к той или иной проблеме. Тем не менее, я советуюсь с ним, мы созваниваемся. Так что нахожусь с Минтимером Шариповичем в постоянном контакте.
По материалам ИА «Интерфакс»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: