По словам председателя Совфеда Валентины Матвиенко, ситуация с собираемостью налогов в регионах начала улучшаться, но ключевые проблемы никуда не делись.
Ценные бумаги в регионах
Для решения проблем с наполняемостью региональных бюджетов она предложила наладить в субъектах РФ выпуск ценных бумаг для привлечения средств на программы развития. Подобная практика уже есть в ряде регионов и, по ее мнению, надо лишь проработать вопрос о расширении возможностей выпуска ценных бумаг, повышении привлекательности для инвесторов.
«Например, покупателем региональных облигаций, выпущенных для финансирования программ развития, мог бы выступать, скажем, Центральный банк», — предложила она.
Также Матвиенко выступила за изменение порядка финансирования полномочий, переданных на уровень субъектов. «Сейчас это происходит за счет трансфертов из федерального бюджета. При этом средства зачастую перечисляются регионам в конце года, чуть ли не под бой курантов», — констатировала она. Также спикер верхней палаты заявила, что необходимо «финансировать передаваемые полномочия за счет увеличения доли доходов, которая должна поступать в региональные бюджеты».
«То есть обеспечить полномочия постоянными источниками финансирования, а не средствами, идущими в рамках перераспределения от минфина», — пояснила она, не исключая возможности расширения налоговых полномочий регионов.
По словам главы СФ, большие нарекания вызывают и действующие методики распределения трансфертов. Например, размер субвенции на осуществление полномочий в сфере лесных отношений в расчете на один гектар по разным регионам различается более чем в 70 раз.
Собственные налоги
Валентина Матвиенко предложила подумать о принципиальном расширении налоговых полномочий регионов и разрешении им устанавливать собственные налоги. Например, одним из таких дополнительных налогов мог бы стать налог с розничных продаж. При этом, уточнила, что эти вопросы еще надо обсуждать.
Научный руководитель Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, член научно-экспертного совета Сергей Валентей сказал, что необходимо переориентировать государственную экономическую политику на создание условий реального выравнивания.
«По данным исследований нашего университета, основная масса регионов не растет и не падает, фактически они стагнируют. Это самая опасная тенденция, которая может быть. Исследования выявили существование трех качественно разных групп регионов. То есть, в пространстве РФ имеется как минимум три вида региональных экономик. Это обстоятельство не учитывается при принятии решений».
«Пора отказываться от субсидий»
Другое решение предложил министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, минфин РФ готов рассмотреть возможность увеличения доли акцизов на алкогольную продукцию, зачисляемой в бюджеты регионов.
«Снижение делегирования полномочий, согласен, и передача доходных источников, в первую очередь, мы готовы говорить о передаче акцизов на алкогольную продукцию, они более менее равномерно расположены», — сказал он.
Министр также отметил необходимость сокращения субсидирования регионов и увеличения вместо этого дотаций регионам. По мнению Силуанова, это позволит регионам более свободно распоряжаться ресурсами, сообразно их задачам.
«Предоставляя субсидии, мы требуем от региона исполнения обязательств по его же полномочиям, но с другой стороны, мы требуем исполнять полномочия, ресурсов на которые у субъектов РФ нет. Большое количество субсидий, с одной стороны, позволяет федерации проводить определенную политику в отношении регионов, с другой стороны, в условиях сложности формирования бюджета мы сталкиваемся с тем, что регионы должны направлять (средства) не на те мероприятия, которые они считают первоочередными, а чтобы прософинансировать те обязательства, на которые дается федеральная субсидия. Мы выступаем за то, чтобы увеличить полномочия субъектов через самостоятельное решение собственных задач, через предоставление помощи, не являющейся целевой. Речь идет о дотациях».
«Нужно постепенно отказываться от большого количества субсидий, особенно тех, объем которых отдельному региону не превышает 1 млрд рублей, — сказал Силуанов. — Все эти ресурсы (всего — около 20 млрд рублей) проще было бы передать через механизм дотаций, чтобы у регионов было больше возможностей самостоятельно определять направления расходов».
Минфин откажется от федеральных льгот по региональным налогам
Министр отметил необходимость постепенной отмены льгот, установленных на федеральном уровне по региональным налогам или федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные бюджеты. «В течение пяти лет мы должны пересмотреть этот подход, отказаться от льгот, которые были определены на федеральном уровне по региональным и местным налогам, и пересмотреть преференции, которые были предоставлены по федеральным налогам, зачисляемым в региональный бюджет. Такой подход прорабатываем при подготовке основных направлений налоговой политики на ближайшие три года», — сообщил он.
«По-моему, пять лет уже прошло, как мы начали это обсуждать. Конечно, льготы надо предоставлять просчитано и разумно, но если этих возможностей у нас не будет, то не будет никаких заводов», — прокомментировал предложение Силуанова президент РТ Рустам Минниханов. — Мы стимулируем компании, чтобы они строили новые предприятия. Если бы мы им льгот не дали, они бы на крупные проекты не прошли. Все должно быть прозрачно". В качестве замены льготы он предложил использовать механизмы бюджетного субсидирования.
«Эти 5\% были бы для нас очень важны»
По его словам, Татарстан за три года во все уровни бюджетов собрал свыше 700 млрд рублей. В консолидированный бюджет РТ — от 23 до 30\%, с учетом межбюджетных трансфертов в республике осталось 27−33\% доходов. «У нас возникает дефицит, обращаемся за кредитами», — посетовал президент РТ.
Он отметил, что ранее была законодательная норма о паритетном распределении доходов — 50\% на 50\%. Сейчас в Бюджетном кодексе такой гарантии нет. Сейчас, в последние три года, в консолидированный бюджет РТ поступает всего 45\% доходов, 55\% — в федеральный. «Эти 5\% были бы для нас очень важны», — заявил Минниханов.
Ашаган белми, тураган белә
Также он заявил, что решения законодательных органов являются тяжким бременем для регионов. «Мы тоже рассчитываем на налог на прибыль, на распределение акцизов. Раз, принимается решение, другая пропорция — уходит интерес от того, чем мы занимались», — сказал Минниханов.
«Вопросы стимулирования регионов по расширению налогооблагаемой базой пока не совершенны. Некоторые регионы — доноры — наращивают, а некоторые — большая часть — ничем не занимается. Мы уже сегодня в каждом муниципалитете строим индустриальные площадки. Кому-то это не нужно: и деньги нужны, и административный ресурс использовать, но стимуляция быть должна. Я бы попросил обратить внимание на эти вопросы», — заявил Минниханов.
Главным посылом выступления Минниханова было не зацикливаться на перераспределении средств, а увеличивать доходную часть. Он напомнил, что Татарстану одному из немногих регионов удалось в 2015 году сохранить уровень ВРП (1,825 трлн рублей), а в первом квартале он растет на 2\%.
«Мы все время говорим „давайте вот это вот сюда перераспределим“. Ничего это не дает! Главное — надо увеличить количество денег. Для этого каждый регион должен работать. Если он будет сидеть и ждать дотаций и субсидий… Почему есть двойные стандарты: у кого-то есть дотации и субсидии, а те, кто наращивают базу, строят новые предприятия, их не получают? Я понимаю, что министром финансов быть тоже… Ашаган белми, тураган белә (знает не тот, кто ел, а тот, кто нарезал, готовил — ред.), но надо как-то аккуратнее», — сказал Минниханов.
Навязчивые госпрограммы
Глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова рассказала про результаты мониторинга консолидированных бюджетов регионов страны. С первого января 2011 года по первое марта 2016 госдолг субъектов РФ вырос в 2 раза, дефицит региональных бюджетов — в пять раз до 171,6 млрд, а само количество регионов с дефицитом — с 57 до 76.
«Получается, что у нас за четыре года профицитных регионов стало в три раза меньше. Максимальная консолидация происходит в известных регионах — Москве, Московской области, Тюменской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском АО. Если мы переложим эти цифры на доходную часть этих регионов, ответы будут все на поверхности», — сказала Голикова.
Глава Счетной палаты рассказала о простых инструментах поддержки, вроде федеральной инвестиционной программы. По ее словам, в 2015 году программа исполнена на 93\%, региональный сегмент — на 89,8\%. Но по федеральным объектам введено всего 51\% от плана, по регионам — 25\%. «Это свидетельствует о том, что субъекты не могут либо изыскать ресурсов, либо не могут решить управленческую проблему, которая связана с невозможности успеть реализовать проект в срок», — добавила глава Счетной палаты РФ.
Другая проблема — определенные госпрограммы в отношении отдельных регионов — Калининграда, Дальнего Востока, Северного Кавказа и так далее. Эффективность каждой из них по оценке минэкономразвития — не больше 56\%. По мнению Голиковой, не нужно навязывать регионам подобные программы, поскольку эффективность везде разная из-за разного уровня жизни.
«Нужно смотреть на вопрос по поводу дифференцированного установления нормативов распределения доходов за бюджетами. В этом нет ничего страшного, а сбалансированность бюджетов повышается», — заявила Голикова.
В целом, как отметила Матвиенко, пришло время менять принципы региональной политики.
«Если у нас 76 регионов убыточны, с дефицитом, если так не равномерно развивается экономика, а главное сегодня — сосредоточиться на развитии экономического потенциала — нам никогда не добиться хороших результатов. Если дифференциация растет, ситуация ухудшается, значит у нас в королевстве что-то не так», — заявила Матвиенко.
Илья Иванов
фото: Пресс-служба президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: