С 1 июля сотни предпринимателей агропромышленного комплекса в Татарстане де-юре стали нарушителями. Причина — принятый в конце 2014 года Госдумой РФ закон об отходах производства и потребления, который предписывал ИП и юрлицам сертифицировать деятельность по сбору, обработке, транспортировке и утилизации отходов 1−4 классов опасности.
Предприниматели должны были получить лицензии на использование навоза — ГОСТ относит его к отходам 3-го (умеренно опасные) и 4-го (малоопасные) класса. Закон оказался сырым и преждевременным, а бизнес, не получив разъяснений от профильных ведомств, не уложился в переходный период, поясняет бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. В настоящий момент лицензии в Татарстане нет ни у одного из сельхозпроизводителей, говорит уполномоченный.
По его словам, за получением сертификата в Росприроднадзор обратилось только одно предприятие из Набережных Челнов, но и ему отказали из-за неполного комплекта документов.
Как рассказала на прошедшем сегодня расширенном заседании Совета по предпринимательству при президенте РТ член проектной группы, эколог Эльвира Курбанова, утилизацией занимаются специализированные компании, но таких на территории Татарстана пока нет. Между тем, законом за неисполнение предусмотрена административная и уголовная ответственность, подчеркивает Курбанова, добавляя, что сейчас предприниматели сами обезвреживают отходы, складируя их на участках.
Лицензия и перевооружение «влетят в копеечку»
Современной системой удаления навоза сегодня оснащены только крупные комплексы. «Но и у них отсутствует необходимая лицензия», — отмечает Эльвира Курбанова, ссылаясь на данные Управления Росприроднадзора по РТ.
По информации Минсельхоза РТ, количество татарстанских предпринимателей, задействованных в сфере АПК, — около 3 тыс. хозяйств.
«Для мелких предприятий, к примеру, потенциальные расходы для получения лицензии составят от 100 тыс. рублей до 1,5 млн рублей. Крупным хозяйствам для строительства утилизационных сооружений затраты обойдутся от 400 тыс. рублей до 20 млн рублей,» — привела небольшую аналитику спикер.
«На 1000 голов с молочной фермы придется заплатить до 50 млн рублей. Как существовать в новых условиях фермерскому хозяйству?», — обратилась Эльвира Курбанова с вопросом к президенту РТ Рустаму Минниханов.
Эколог также отметила, что большинство действующих животноводческих комплексов были построены 25−30 лет назад. Система удаления давно устарела, и она не соответствует экологическим нормам, хотя модернизацию необходимо проводить каждые 10−15 лет из-за быстрого износа.
«С одной стороны есть все условия для бизнеса, с другой стороны, есть экологические обязательства, которые мы также должны выполнять», — резюмировала Курбанова.
«Кто такой закон придумал, что за глупости?»
Рустам Минниханов после выступления Курбановой возмутился принятым в Госдуме законом, назвав норму глупой.
«Я вообще поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются», — отметил президент РТ и добавил, что навоз — это не отход, а продукт дальнейшего использования в растениеводстве.
Курбанова, цитируя строчку из закона о лицензировании навоза, сказала, что помет по уровню химического загрязнения на окружающую среду в 10 раз опаснее по сравнению с коммунальными бытовыми отходами.
«Это глупость, это кто придумал? Какой это может быть отход, это удобрение! — возмутился президент. — Тогда ферму надо назвать фабрикой по производству удобрений. Животные дают навоз, который мы используем в дальнейшем для повышения плодородия наших почв. Это глупости.
Сидякин здесь, нет? — обратился президент РТ к депутату Госдумы РФ шестого созыва от Татарстана Александру Сидякину. — Зачем над людьми издеваться? И так уже никто корову не держит, давай сделаем так, чтобы животных вообще не было. И все будем за границей покупать".
«…И пусть только попробуют штрафовать того, у кого навоз»
После выступления президента предложений по решению проблемы оказалось сразу несколько: как со стороны властей, так и со стороны бизнеса.
«На всякий случай я призываю наши надзорные органы глупостями не заниматься. Есть, где наводить порядок. Нашим экологам есть, куда идти, вот пусть идут на свалку. Пусть идут туда, где мусор, а не там, где навоз», — заявил Минниханов.
Представители проектной группы предложили рассмотреть следующие пути решения: разработать единую систему обращения отходов, определить круг предпринимателей, для которых лицензирование станет обязательным, оказывать предупредительные меры по отношению к хозяйствам и внедрить альтернативные технологии, которые позволят исключить использование лицензии или облегчить ее использование. Президент РТ, в свою очередь, предложил лицензировать только крупные комплексы.
Добавим, что на прошедшем в четверг заседании были представлены наработки семи проектных групп. Проекты еще 23-х — дорабатываются.
Мария Андреева
Фото: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: