Павел Яблочков
Изобретатель электрического освещения родился в 1847 году в Саратовской губернии. КонструироватьПавел Яблочков любил с детства — уже в самые юные годы он придумал угломерный прибор для землемерных работ, устройство для отсчёта пути, пройденного телегой
Наверное, мало кто помнит, что сегодняшний день можно с полным основанием назвать днем рождения электрического освещения, поскольку 23 марта 1876 русский изобретатель Павел Яблочков запатентовал свою «электрическую свечу» — наиболее практичный и оптимально подходящий для бытового применения вариант электродуговой лампы. «Свечи» Яблочкова сразу обрели огромную популярность и распространились по всему миру — от Великобритании до Камбоджи, где ими был иллюминирован королевский дворец.
Согласно статистике, в 1880 году, то есть всего через четыре года после изобретения, электросвечи Яблочкова применялись для освещения 800 металлургических и металлообрабатывающих заводов, 1240 — текстильных и швейных фабрик, 425 магазинов, 250 парков и скверов, 130 шахт, 275 железнодорожных вокзалов и станций, 380 различных госучреждений, а также 2700 городских улиц и площадей. Уже в 1878−79 годах яблочковские лампы появлись на боевых кораблях, в крепостях и на других военных объектах. Пожалуй, ни одно из российских изобретений так быстро не «покоряло» мир.
Правда, эпоха электросвечей была недолгой — менее 20 лет, а уже в 1890-е годы их начали быстро вытеснять гораздо более долговечные и удобные лампы накаливания.
Свеча Яблочкова, Cassell & Company, 1886 год
«Свеча» Яблочкова не нуждалась в регулировке, поскольку ее угольные электроды размещены параллелльно и расстояние между ними постоянно. Они разделены слоем диэлектрика (обычной белой глины), который выгорает по мере горения «свечи». Срок жизни электродов — 1−3 часа в зависимости от их длины, после чего лампу требовалось «перезаряжать». Для увеличения времени работы лампы иногда оснащали несколькими электродами, которые включались последовательно, по мере выгорания предыдущих. Средняя цена электрода в России составляла 20 копеек.
Тогдашние парижские газеты называли их «русским светом». Московская иллюминация 1883 года по поводу коронации Александра-III. Набережная Москва-реки освещена «свечами Яблочкова», а на одной из кремлевских башен установлен мощный электродуговой прожектор.
«Иллюминация Кремля», картина Алексея Боголюбова, 1883 год
В США «свечи Яблочкова» не получили распространения. Там пошли своим путем, изобретая хитроумные устройства для автоматической регулировки зазора между электродами дуговых ламп. Сперва это были часовые механизмы, а потом фирма «Томпсон-Хьюстон» предложила электромагнитный регулятор. В нем верхний электрод удерживался на весу соленоидом, ток к которому подавался через дугу. Когда из-за выгорания электродов зазор между ними увеличивался, уменьшалась сила тока, проходящего по дуге к магниту. Магнит ослабевал и электрод опускался под действием силы тяжести…
«Электрический ток будет подаваться в дома как газ или вода» сказал П.Н. Яблочков в 1879 году и таки оказался прав!
23 марта 1876 года Павел Николаевич Яблочков получил в городе Париже патент № 112 024 на изобретение «электрической свечи», её закономерно сразу стали называть «свечой Яблочкова», а систему освещения на её основе вполне логично с западной точки зрения — «русским светом». Его лампочка стала первой, которая получила широкое применение в мире. Первая масштабная инсталяция была в магазине «Лувр», где 200 газовых рожков заменили на всего 22 лампочки. Это новшество пошло по миру в Англию, Бельгию, Россию. Как закономерный результат, не прошло ещё и 10 лет, и конкурентную борьбу выиграла Эдисоновская лампа накаливания.
А уже в мае 1877 года эти свечи впервые осветили электрическим светом одну из главных и красивейших улиц Парижа — Avenue de l’Opera.
Как и всякая себя уважающая свеча, «свеча Яблочкова» горела не более двух часов — пока не сгорала ее каолиновая или гипсовая пластинка… поэтому был были сделаны фонари с автоматической заменой свечей. В те далёкие времена за франк давали не больше 25 копеек или 50 пфенингов немецких или около 6 пенсов английских, поэтому на наших людей в том Париже платящих рублями смотрели как на кумов и благодетелей, особливо когда от монет золотых в 5 и 10 рублей избавлялись дабы карманы не драть монетой тяжёлой (во Франции той тогда необеспеченные металлом бумажные деньги ходили в 1848—1850-м и в 1870—1878 годах). А цену соответственно на модный гаджет выставляли в рублях, как ноне на АйФоны в долларах, дабы с никчёмными франками не связываться…
Первые версии тех свечей с каолиновой вставкой можно было зажечь только один раз, но после их усовершенствовали, добавив металлический порошок в изолятор между электродами, и их стало возможно включать и выключать многократно. После Яблочков разработал генератор переменного тока, который позволял понижать или повышать напряжение тока и передавать электроэнергию на большие расстояния. Ведь в те времена электрическое освещение было важным элементом Дольче Вита, а мощи хватало и ипподром осветить — тогда это было Чудо.
После запуска в быт того чуда электрического освещения газеты от Англии до Японии тогда выходили с огромными заголовками: «Северный свет, русский свет — чудо нашего времени»; «Изобретение русского отставного военного инженера Яблочкова — новая эра в технике»; «Россия — родина электричества»
и т. д. Заметьте это не я писал, меня тогда и на свете не было… но машина пропаганды Америки сотворила своё дело и нынче в мире в основном Эдисонавспоминают.Кстати если вы думаете, что лампочки Лодыгина и Эдисона их со свету совсем и сразу сжили, то плохо вы о творении Яблочкова думаете! Их и в двадцатых годах века двадцатого совершенствавывали! О том как в СССР развернули массовое производство ламп накаливания это отдельная история былинная!!! Это и объясняет количество улиц Яблочкова в наших долах и весях…
Источник: livejournal.com/magazine/1 425 232.html
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: