Однако поездки по российским регионам никак не позволяют согласиться с подобной интерпретацией. Рост отнюдь не концентрируется вокруг столицы. Другое дело, что развитие регионов происходит неравномерно. Есть регионы-лидеры, которые бурно развиваются и по многим параметрам вполне могут конкурировать с Москвой (хотя, к их счастью, не по уровню цен). Есть и устойчиво депрессивные регионы. И в такой ситуации нам, по-видимому, предстоит жить долгое время.
Об этом думал я во время недавней поездки в Татарстан, правительство которого всерьез заинтересовалось вопросами повышения конкурентоспособности своей экономики.
За посткоммунистические годы у нас сложилось неоднозначное отношение к этому региону. С одной стороны, нельзя не отметить очевидные успехи на путях экономического развития. С другой — нельзя не принимать во внимание и то особое положение, которое занимает Татарстан в налогово-бюджетном процессе: в начале 1990-х годов, пользуясь предельной слабостью федерального центра, нуждавшегося в сильных региональных союзниках, руководители республики добились права оставлять все собранные на ее территории налоги внутри региона. Это дало нефтедобывающей республике огромный ресурс. Но было бы несправедливо поставить здесь точку и с ухмылкой сказать: «Ну, все понятно». Не будем забывать, что огромные финансовые ресурсы не гарантируют автоматического роста благосостояния, все зависит от того, как этими ресурсами удастся распорядиться.
Конечно, пока рано делать окончательные выводы относительно устойчивости роста, многое будет зависеть от перспектив не только собственно экономического, но и политического развития Татарстана. Однако пока заметно, что экономический рост становится устойчивым. Это видно и по его структуре, и по инвестиционной активности.
Валовой региональный продукт за первое полугодие 2006 года вырос на 6,2%, а инвестиции — примерно на 20%. Хотя лидером по объему инвестиций остается «Татнефть», лидерами по росту этого показателя стали химическая и нефтехимическая промышленность, что отражает важный структурный сдвиг. Это заметно и по сравнительным темпам роста по отраслям: в промышленности рост составил 6,8%, причем более 13% в обрабатывающих отраслях и порядка 2% в отраслях ТЭКа. Более чем в полтора раза увеличился объем прибыли, получаемой промышленностью Татарстана.
Сильное впечатление остается после посещения предприятий. КАМАЗ, ЕлАЗ, «Казаньоргсинтез» — везде заметен бурный рост производства. Вводятся новые мощности, некоторые цеха работают в три смены. Налицо завершение восстановительного роста (то есть роста, основанного на задействовании старых мощностей) и переход к бурной инвестиционной активности.
Об этом же свидетельствует и отношение руководства предприятий к укреплению курса рубля. Практически все руководители, признавая определенные трудности, которые создает укрепление рубля для их экспорта, пока склонны позитивно оценивать нынешнюю тенденцию. Для них, вставших на путь модернизации производства, более сильный рубль означает удешевление оборудования, которое они преимущественно покупают за рубежом.
Возникает вопрос: а как же конкуренция с иностранным производителем, как же экспорт? И тут выясняется, что внутренний рынок для предприятий тяжелой промышленности гораздо интереснее внешнего, причем спрос на их продукцию (будь то грузовики или нефтехимия) таков, что экспорт для них пока просто не особо интересен. Кстати, этот вывод важен еще и в связи с тем же вопросом о наличии экономического роста в нестоличных регионах: ведь продукция тяжелой промышленности Татарстана находит потребителя отнюдь не в Москве.
В Татарстане стремятся активно использовать те новые формы организации хозяйственной жизни, которые предлагают федеральные власти. Так, в конце 2005 года Татарстан выиграл конкурс на создание у себя промышленно-производственной особой экономической зоны (в районе Елабуги), а недавно было принято решение о выделении средств из Инвестиционного фонда.
Конечно, не все так просто в Республике Татарстан. Власти здесь склонны к патернализму, активно участвуют в формировании инвестиционных стратегий своих предприятий. Да и финансовые ресурсы, доступные региональному бюджету, малосопоставимы с ресурсами большинства регионов страны. Ну что ж, каждый имеет то, чего может добиться. Но только время покажет, насколько устойчивой будет эта моде
ль.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: