Основные налоги в нефтяном бизнесе — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина — непосредственно привязаны к мировым ценам на нефть, которые в последнее время активно росли. В сентябре этого года цена нефти превысила 70 долларов за баррель. По мнению аналитиков, ситуацию на мировом нефтяном рынке сегодня можно сопоставить только с самым крупным нефтяным «пузырем», который случился в 1979—1981 годах, в период ирано-иракской войны.
Рост мировых цен привел к росту НДПИ и экспортных пошлин: так, по данным компаний, НДПИ вырос с начала 2004 года более чем в два раза. Сегодня в стоимости литра бензина, равной, скажем, 18 рублям, 3 рубля — это плата потребителей в НДПИ нефтяников. Экспортная пошлина с начала 2004 года увеличилась почти в четыре раза и составила в сентябре этого года 140 долларов за тонну. С первого октября этого года экспортные пошлины на нефть в России должны еще возрасти — до 179,9 доллара за тонну, несмотря на то что мировой рынок нефти сегодня начинает проявлять тенденцию к стабилизации. «Дело в том, что экспортная пошлина определяется каждые два месяца, исходя из данных мониторинга мировых цен на нефть за прошедшие два месяца. С этими пошлинами нефтяники работают в последующий двухмесячный период. Даже если реальные цены на нефть уже поползли вниз, налог на нее все равно рассчитывается по показателям высоких продаж в прошлый период», — говорит Сергиенко. В ближайшей перспективе экспортные пошлины сохранятся на самом высоком уровне.
На рост налоговой составляющей в бюджете крупных компаний повлияло и «дело ЮКОСа» — общие налоговые отчисления в казну со стороны нефтяников за последний год существенно возросли. В совокупности, по данным Московской топливной ассоциации, доля налогов в конечной цене бензина на сегодняшний день составляет 55\%. Для сравнения: в Америке она равна 24\%.
Дефицит качественного топлива в России
Кроме усиления налоговой нагрузки российские нефтяные компании называют еще одну причину роста цен на бензин — дефицит качественного топлива в России. Сегодня рост автопарка в России существенно превышает рост производства автомобильного топлива. Так, только с 1999-го по 2003 год парк легковых автомобилей в России вырос на 4,6 млн штук, а поставки автобензина увеличились всего на 3,9 млн тонн. В особом дефиците оказался качественный высокооктановый бензин, спрос на который стимулирует рост продаж иностранных автомобилей в России.
Недостаток предложения на российском бензиновом рынке обусловлен особенностями предприятий переработки. Российские НПЗ в основном ориентированы на продукт неглубокой обработки — мазут, на него приходится 34\% от общего производства нефтепродуктов, а на бензин — всего 17\%.»Это связано с технологической отсталостью российских НПЗ: 20 из 25 заводов работают около пятидесяти лет, — говорит Валерий Нестеров, аналитик инвестиционной компании ‘Тройка Диалог’, — из них только 11 заводов имеют установки каталитического крекинга, необходимые для процессов, направленных на углубление переработки нефти". Поэтому выход светлых нефтепродуктов в России сегодня примерно в два раза ниже, чем в странах Западной Европы и США. И только треть всех установок каталитического крекинга на российских НПЗ — современные. Из-за этого российский бензин невысокого качества, плохо очищен от примесей металла, серы и пр.
По словам российских нефтяных компаний, высокие налоги на добычу и экспорт нефти не позволяют им выделить средства, необходимые для масштабной модернизации производства. Между тем увеличить количество и качество бензина российским НПЗ жизненно необходимо — для работы не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. «Из-за того что российские НПЗ выпускают по сути только один нефтепродукт — мазут, они начинают терять рынки сбыта. Основные потребители мазута — ТЭЦ — везде в мире переходят на другое топливо, на газ, — говорит Григорий Сергиенко, — в результате у российских НПЗ скапливаются излишки мазута, и им приходится экспортировать его по ценам ниже стоимости сырой нефти».
И еще один дестимулирующий для нефтяников фактор — все то же «дело ЮКОСа»: по словам источников, близких к нефтяным компаниям, в ожидании перемен все они живут сегодняшним днем и не хотят тратить деньги на инвестиции.
Как формируются цены на бензин в рознице
Чтобы понять, почему независимые игроки (а они сегодня занимают в целом по России около 65\% розничного рынка) не удовлетворены решением о стабилизации цен, надо разобраться, как формируются цены на бензин в рознице.
Несмотря на впечатляющий рост цен на розничном рынке нефтепродуктов, его динамика все время отстает от динамики оптового рынка. Так, если розничные цены в течение 2005 года выросли в среднем на 20\%, то оптовая цена нефтепродуктов — на 40\%. При этом крупные нефтяные компании вовсе не стремились поднимать цены на бензин, а, наоборот, всячески сдерживали их, работая в рознице с минимальной рентабельностью. Они могли себе это позволить.
Хуже приходилось независимым розничным операторам. Ощущая рост цен на оптовом рынке, они ринулись делать запасы и тем самым создали ажиотажный спрос на нефтепродукты. В результате к сентябрю на бензиновом рынке складывалась парадоксальная ситуация: розничные цены в некоторых регионах были ниже оптовых. А иногда, как рассказывал волгоградский собеседник, и вовсе доходило до смешного — на заправки приезжали бензовозы и закупали бензин оптом.
Впрочем, к осени такая запасливость уже не спасала. Рентабельность независимых операторов упала ниже нуля. «Мы сейчас работаем практически в минус, — говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. — Наша наценка сегодня составляет 8−9 процентов, в то время как нам нужно 10 процентов наценки только для того, чтобы покрыть расходы».
Почему же розничные операторы не поднимали цены? Они ждали, когда это сделают крупные нефтяные компании. «Почти все российские регионы поделены между нефтяными гигантами — вертикально интегрированными нефтяными компаниями. В каждом регионе независимые игроки ориентируются на доминирующую компанию. Как только она начинает повышать цены, остальные делают то же самое», — говорит Борисов. Аналогичные соображения высказывает и управляющий волгоградской сетью заправок: «Мне сегодня нужно поднять цену еще на рубль, чтобы получать хоть какую-то прибыль. Но пока я не могу этого сделать. Все будет зависеть от ЛУКойла, который определяет политику в нашем регионе».
У нефтяных гигантов тоже своя игра. Помимо вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК, типа «ЛУКойла» и «Сургута») на рынке есть несколько крупных производителей бензина, у которых недостаточно собственной нефти. Это еще одна цепочка роста цен на бензин.
Рынок нефтепереработки крайне концентрирован. Из 25 нефтяных заводов только 4 не входят в ВИНК: это группа башкирских НПЗ и Московский нефтеперерабатывающий завод. Все остальные НПЗ входят в холдинги, включающие в себя полный бизнес-цикл — от добычи нефти до сбыта готовых нефтепродуктов. «При столь высоких ценах на нефть на мировом рынке ВИНК невыгодно поставлять ее на внутренний рынок по низкой цене, — комментирует происходящее исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, — и когда к ним обращаются независимые НПЗ или НПЗ других нефтяных компаний, они назначают им цену, сходную с мировой. Те ничего не могут сделать. Покупают, так как собственной нефти у них или нет, или не хватает. Но переработав эту нефть, заводы, естественно, компенсируют свои издержки, включив их в оптовые цены на бензин. ВИНК же подтягивают цены на свой бензин до аналогичного уровня».
Перераспределение сил на розничном рынке бензина
Каковы будут последствия ценовых событий на российском бензиновом рынке? Одно из наиболее вероятных — перераспределение сил на розничном рынке бензина. Сегодня основная доля этого рынка — по различным оценкам, от 65 до 75\% — принадлежит независимым АЗС, остальную часть рынка делят между собой розничные сети ВИНК. И в последнее время крупные нефтяные компании наращивают свои розничные сети. Так, если в прошлом году в Волгограде, например, было 30 заправок «ЛУКойла», то в этом — уже 60.
Очевидно, что при стабилизации только розничных цен и сохранении динамики оптовых маржа независимых АЗС резко сократится, поскольку они не имеют того запаса прочности, который есть у ВИНК. По данным Счетной палаты, проанализировавшей в прошлом году деятельность «ЛУКойла», маржа в розничной сети компании в различное время составляла от 0,9 до 13\%. У частных же АЗС, по словам аналитиков, рентабельность возможна только при марже не меньше 15−20\%. Таким образом, независимым АЗС после стабилизации розничных цен на бензин придется либо в спешке продавать свои активы — скорее всего, тем же ВИНК, либо уйти на черный рынок — начать торговать дешевым суррогатом. «Независимые автозаправки вынуждены будут работать ‘вчерную’, для них будут гнать некачественный бензин: из 80-го бензина будут делать 92-й и 95-й», — говорят региональные автозаправочные компании.
Некоторые аналитики считают, что вытеснение с рынка независимых АЗС крупными нефтяными компаниями и было целью прошедшего повышения розничных цен. «Это грамотно спланированная операция по тотальному захвату бензинового рынка России, — заявил Сергей Борисов. — Нефтяным компаниям сегодня важны стабильные рынки сбыта, они не хотят торговаться с многочисленными ритейлерами». Сказано жестко. Но ведь система ценообразования на рынке скорее показывает, что сегодня для потребителя будет лучше, если его займут ВИНК. Если это произойдет, то потребителю станет лучше очень ненадолго. Олигополия на розничном рынке — система, в конечном итоге ущемляющая интересы потребителей. Так что выход, который устроит всех, — это создание условий для развития внутреннего рынка нефтепереработки.
И вертикально интегрированные нефтяные компании, и независимые АЗС сегодня сходятся только в одном: чтобы их бизнес имел возможность развиваться, нужна новая государственная политика в отношении нефтяной отрасли. Для нефтяных компаний это означает прежде всего создание более продуманной системы налогообложения, в частности, отказ от «привязки» НДПИ к мировой цене на нефть и его дифференциация. «А в долгосрочной перспективе мы хотели бы от государства стимулирования инвестиций в нефтепереработку. Сегодня глубина переработки нефти в России составляет максимум 70 процентов. Чтобы увеличить переработку до уровня в 85 процентов, необходимы 10−15 миллиардов долларов инвестиций, — говорит Дмитрий Долгов, начальник департамента по связям с общественностью „ЛУКойла“, — чтобы их получить, необходима государственная поддержка. Это снижение акцизов на высококачественные моторные топлива, предоставление налоговых льгот инвесторам».
Остальные игроки — независимые НПЗ и АЗС — хотят от государства прежде всего конкретных мер по регулированию рынка. «Чтобы ценообразование на бензиновом рынке России происходило в рыночных условиях, необходимо разделить нефтедобычу и нефтепереработку, — говорит г-н Сергиенко, — чтобы каждая структура продавала свой продукт по рыночным ценам. Только тогда экономика этих компаний станет прозрачной, и рынок сам будет устанавливать цены на моторное топливо».
Вряд ли нефтяные компании, заинтересованные в контроле над всем процессом, согласятся сегодня разделить нефтедобычу и нефтепереработку. Не воспринимают они и идею создать в России нефтяную биржу, что позволило бы устанавливать рыночные цены. Не поддерживает эти идеи пока и правительство.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: