Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения решили освежить события этого года в памяти россиян и выяснить, какие из них можно считать самыми важными.
Как известно из курса математики, число 2011 — так называемое «простое» (то есть делится только на себя самого и на единицу). Год, с одной стороны, математику оправдал: многое из того, что происходило за эти 12 месяцев, аналогов в истории не имело. Но вот «простым» для граждан и нашей страны, и других государств мира он не был точно. Правда, «великим» или «ужасным» — в целом тоже. Год как год, и кому сейчас вообще легко?
«С каким чувством Вы провожаете уходящий год и встречаете новый, 2012-й?», — поинтересовались социологи. Выяснилось, что треть россиян (34\%) провожает уходящий год и встречает новый с оптимистичным настроем. Половина опрошенных, как и в прежние годы, сказала, что не испытывает ни особого подъема, ни негативных эмоций. В меньшинстве — те, кто настроен пессимистично. Приятно, что доля таких респондентов сейчас вдвое меньше, чем в 2008 году — это каждый десятый, а не каждый пятый, как в разгар кризиса. Кстати, в 2005 году таких было 17\%.
Каким был прошедший год лично для Вас и Вашей семьи? На этот вопрос 4\% россиян ответили «очень удачным», а больше половины (53\%) — «в целом хорошим». Для 35\% респондентов он был скорее трудным, а для каждого двадцатого — плохим и очень тяжелым.
А для страны — каким был 2011-й? 40\% считают, что удачным. В 2009 году так считали вдвое меньше наших сограждан.
По наблюдениям социологам, жители России стали с большим оптимизмом оценивать свое будущее. 65\% ожидают, что 2012 год сложится для них хорошо (от 2009 года этого ждали — 49\%). Аналогичная тенденция — и в прогнозах относительно страны: 54\% россиян ожидают, что будущий год будет удачным для России (в конце 2008 года такие ожидания были только у 38\%).
Главными мировыми событиями уходящего года для россиян стали беспорядки в Ливии и авария на АЭС «Фукусима» в Японии (по 11\%). В топ-5 важнейших вех 2011 года в мировом масштабе также вошли кризис в мире вообще и в еврозоне — в частности (8\%), арабская революция (6\%), а также выборы в Госдуму РФ (5\%). Россиянам этот год запомнился вступлением России в ВТО, природными катаклизмами и беспорядками в Египте (по 3\%). Кроме того, упоминаются авиакатастрофа в Ярославле и гибель команды «Локомотив», развитие программы ПРО, террористические акты (по 2\%) и др.
Важнейшим событием 2011 года в российской политике респонденты признали выборы в Госдуму (34\%). Остальные события значительно уступили им по значимости: вступление в ВТО отметили 5\% опрошенных, отставку А. Кудрина 4\%, выдвижение кандидатуры В. Путина на пост президента 2\%. Самой резонансной катастрофой уходящего года стала для россиян гибель команды «Локомотив» под Ярославлем (2\%). Остальные события набрали не более 1\% в общероссийском рейтинге.
По количеству упоминаний в течение года в рейтинге событий главным событием года для респондентов стала гибель команды «Локомотив» под Ярославлем. Пользователи Интернета на первое место ставят события в Ливии. На втором месте в рейтинге событий с точки зрения респондентов — крушение теплохода «Булгария», на третьем — футбольные события, в интернет-аудитории — конкурс «Евровидение» и уход Стива Джобса с поста гендиректора Apple. При этом смерть Стива Джобса стала наиболее болезненной утратой для пользователей интернета, в то время как для россиян это стала смерть Людмилы Гурченко.
Если проследить за тем, что и когда в течение года вызывало у людей эмоциональный отклик, то в январе внимание респондентов было привлечено к теракту в аэропорту «Домодедово». К марту в фокусе внимания находилось цунами в Японии, а в апреле — теракт в минском метро. В мае внимание было привлечено к деятельности президента Дмитрия Медведева. Июль ознаменовался крушением теплохода «Булгария», сентябрь — гибелью команды «Локомотив». Завершался год под знаком выборов в Госдуму.
Самым громким скандалом уходящего года стала отставка Юрия Лужкова (7\%). На втором месте — парламентские выборы и митинги против их результатов (по 5\%). В пятерку наиболее скандальных событий также вошли арест Юлии Тимошенко (3\%), отставка Алексея Кудрина (2\%), арест Виктора Батурина (2\%).
Большинство россиян традиционно планируют встречать Новый год дома (72\%, год назад их было 76\%). Все больше становится тех, кто собирается пойти в гости (число выросло с 12 до 16\% за три года). Остальные варианты, как и прежде, менее популярны: поход в ресторан (клуб или на дискотеку) выбирают 3\%, поездку на дачу — 2\%, за город — 1\%.
Средняя сумма расходов на празднование нового года в этом году выросла на 12\% по сравнению с предыдущим годом и составила уже 6.953 руб. (год назад — 6.168 руб.). Самой затратной статьей расходов остаются подарки, на которые в этом году респонденты в среднем ожидают потратить 2.497 руб. Чуть дешевле обойдется новогодний стол (2.417 руб.). На третьем месте — расходы на детские елки и другие представления, посещение ресторанов
Наиболее популярными вариантами новогодних подарков близким остаются сувениры (31\%), конфеты, деликатесы и алкоголь (29\%), игрушки (25\%), парфюмерия, косметика и бижутерия (23\%). Меньше тех, кто намерен подарить деньги (10\%), одежду и обувь, бытовые приборы (по 7\%), цветы (6\%), мобильный телефон (5\%), аудио-, видео-, dvd-диски (4\%). Самые непопулярные варианты — билеты на концерт, в театр или ужин в ресторане, фото-, аудио- и видеотехника (по 2\%), компьютер, автомобиль, туристическая путевка (по 1\%). При этом доля тех, кто не собирается никому дарить подарки, достигла минимума за весь период измерения (10\% против 12−16\% в другие годы).
Наиболее желанным подарком для самих россиян в этом году являются деньги (15\% против 10\% год назад). Респонденты также хотели бы найти под елкой парфюмерию, косметику и бижутерию (11\%), сувениры, конфеты и деликатесы (по 9\%), ювелирные украшения, турпутевку (по 8\%), автомобиль, фото-, аудио- и видеотехнику (по 7\%), мобильный телефон (6\%). Далее следуют бытовые приборы (5\%), одежда и обувь, цветы, билеты на концерт, в театр (по 4\%). Наименее желанные подарки — компьютер, игрушки, аудио-, видео-, dvd-диски (по 2\%).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: