Три четверти участников исследования от 18 до 35 лет. Доля мужчин в выборке составляет 55%. Структура выборки полностью соответствует портрету российской интернет-аудитории. Российские интернет-пользователи являются наиболее активной частью потребителей товаров длительного пользования и дорогих услуг. Они молоды, активны, имеют относительно высокие доходы и образование, проживают преимущественно в крупных городах.
Прежде всего, стоит отметить, что более четверти участников опроса (27%) не планировали никаких крупных покупок на осень 2008 года. Соответственно, и отказываться им было не от чего. И, что характерно, этот процент не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от профессионального статуса, ни даже от дохода. Следовательно отсутствие планов по крупным покупкам — это скорее поведенческая, психографическая характеристика респондента.
Четверть опрошенных (24%) в целом (треть тех, у кого были планы по совершению крупных покупок) не стали отказываться от запланированных приобретений. Среди низкодоходной категории граждан (менее 10 тысяч рублей на каждого члена семьи) только 16% смогли реализовать свои планы по покупкам; среди высокодоходной группы (более 25 тысяч рублей на человека) — в два раза больше — 32%. Половина участников исследования (49%), а это две трети из тех, кто имел намерение совершить крупную покупку, заявили, что они отказались от какого-то планировавшегося крупного приобретения.
Около 16% опрошенных отказались от запланированного на осень 2008 года ремонта в своих квартирах (замены окон или дверей), 13% перенесли на более поздний срок приобретение нового автомобиля, 11% не стали приобретать крупную бытовую технику. Такое же количество респондентов (11%) отказалось от покупки дорогой одежды и ровно столько же людей (11%) не купили мебель; каждый десятый (10%) отложил туристическую поездку, 9% не стали покупать новый компьютер, ноутбук, принтер, сканер и другую технику, а 4% опрошенных отказались от запланированной покупки ювелирных украшений. Здесь надо заметить, что покупка ювелирных украшений, особенно не очень дорогих, достаточно часто является незапланированной, спонтанной.
Полученные данные не следует воспринимать линейно, как прямое свидетельство сокращения спроса в два раза, и более в течение осени 2008 года. Скорее, речь может идти об изменении в настроениях наиболее активной части потребителей, о психологической реакции на кризис в экономике страны. Реальные итоги осени в плане продаж товаров длительного пользования, скорее всего, будут положительными: рост по сравнению с осенью 2007 года на 8−13%. Это, конечно, не прошлогодний бум с ростом на 25−35%, но все же очень даже высокий показатель. А вот перелом в настроениях потребителей, зафиксированный в ходе проведения исследования, скажется на реальных результатах продаж в период новогодних и рождественских каникул и по итогам первого квартала 2009 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: