Также были подтверждены суверенные кредитные рейтинги РФ: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте — на уровне BBB/A3, долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — BBB+/A2. Оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков остается на уровне ВВВ.
Основной причиной улучшения оценки российских перспектив является отношение правительства к бюджетному дефициту. «По нашим оценкам, бюджетные показатели, а также показатели баланса активов и обязательств будут постепенно улучшаться в результате стабилизации условий торговли Российской Федерации и возобновившейся приверженности руководства страны снижению дефицита бюджета в ближайшие годы», — заявил кредитный аналитик S&P Фрэнк Гилл.
Агентство ожидает, что дефицит бюджета России в 2009 г. окажется, по меньшей мере, на 1% — 2% меньше ранее предполагавшихся 8,3% ВВП. При этом в недавно принятом проекте бюджета на ближайшие годы также заложено снижение этого показателя: в 2010 г. дефицит запланирован на уровне 7,5%, а в 2011 г. — 4,3% ВВП при стоимости нефти в среднем $ 59 за баррель, что на сегодняшний день является довольно консервативным сценарием. Соответственно, бюджетный дефицит в ближайшие два года, скорее всего, также будет ниже целевых показателей, а не позднее 2012 г. бюджет, полагают в S&P, вновь станет профицитным. Если, конечно, не случится резкого падения цен на нефть.
По доброй традиции, сложившейся в последнее время, прогнозы международных аналитиков выглядят лучше, чем ожидания российского руководства. Так, в Standard & Poor’s считают, что в отсутствие стрессовых ситуаций к концу 2012 г. резервы России вернутся к уровню 2008 г. (в абсолютном долларовом выражении). При этом российские финансовые власти неоднократно предупреждали о том, что нынешние запасы могут полностью исчерпаться уже к середине будущего года.
Очевидно, что нынешние успехи России объясняются, в первую очередь, благоприятной внешней конъюнктурой. Между тем состояние перерабатывающей промышленности по-прежнему оставляет желать лучшего, а благоприятная ситуация на сырьевых рынках означает, что и в будущем производительность во всех секторах останется на одном из самых низких в Европе уровней. Как показал опыт предыдущих лет, пока нефтяные скважины исправно пополняют государственную казну, структурные реформы экономики остаются на уровне благих намерений или приобретают такой извращенный вид, что, едва их закончив, снова нужно что-то реформировать.
Как поясняют в S&P, прогноз «стабильный» отражает, с одной стороны, риски связанные с зависимостью от нефтяных цен и необходимость дополнительных вливаний в финансовую систему, а с другой — консервативную бюджетную политику. Некоторые российские аналитики согласны с тем, что возвращение к консервативному бюджетному планированию можно считать положительным фактором. Но беда в том, что бюджет, запланированный на ближайшие годы, ни в коей мере не будет способствовать диверсификации российской экономики. Более того, он позволит поддерживать ее на более или менее приемлемом уровне лишь до тех пор, пока внешний фон будет благоприятным. А значит, международные рейтинги России и впредь будут скакать туда-сюда вместе с нефтяными ценами, независимо от воли российского истеблишмента.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: