Строительство восточной нефтяной трубы обсуждается уже больше пяти лет. Изначально проложить магистраль в китайский Дацин предлагал «ЮКОС» — единственный в то время экспортер нефти из России в эту страну. Но в 2002 г. государственная «Транснефть» предложила альтернативный вариант — тянуть нитку на Тихоокеанское побережье в бухту Перевозная (Находка). Правительство долго не могло сделать выбор, но в 2003 г. появилось соломоново решение — строить трубу на Находку с ответвлением на Дацин.
Такой маршрут вызывал споры не столько среди российских нефтяников и чиновников, сколько у властей Китая и Японии. Чиновники обеих стран активно лоббировали предпочтительный для них маршрут экспорта российской нефти.
В конце прошлого года правительство наконец определилось: был согласован маршрут Тайшет — Сковородино — Перевозная мощностью до 80 млн т нефти в год. Ответвление на Китай в документах не оговаривалось, но Виктор Христенко в интервью «Ведомостям» пояснял, что этот вопрос «остается открытым». «Сковородино находится в 70 км от китайской границы. Так что возможность ответвления в Китай существует», — сказал министр.
Во вторник Христенко подписал приказ об этапах строительства трубопровода. Согласно этому документу сначала должна быть введена ветка Тайшет — Сковородино мощностью 30 млн т. Ровно столько предлагали направлять в Китай сначала «ЮКОС», а потом — «Транснефть». На этом этапе также должен быть построен нефтепорт в бухте Перевозная. Завершить его планируется в 2008 г.
На втором этапе предполагается достроить трубу от Сковородино до Перевозной с пропускной способностью 50 млн т в год, мощность участка Тайшет — Сковородино должна быть увеличена при этом до 80 млн т в год. Сроки реализации этого этапа не определены и зависят от темпов освоения восточносибирских недр.
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев говорит, что компания знакома с решением Минпромэнерго построить на первом этапе трубопровод до Сковородино на 30 млн т нефти в год. «Пока на большую мощность нет нефти», — объясняет он это решение. По его словам, в Сковородино будет построена наливная эстакада и нефть из этого пункта может поставляться по железной дороге и в Перевозную, и в Китай. «Если будет политическое решение, мы построим 70 км трубы до границы с Китаем», — говорит Григорьев. В каких пропорциях нефть будет идти в эти пункты, будет решено позднее, отмечает он. Стоимость проекта с учетом строительства терминала в Перевозной он оценивает в $ 6,5 млрд.
Однако у чиновников нет уверенности, что второй этап проекта будет реализован. Если первую очередь трубопровода гарантированно можно заполнить западносибирской нефтью, то на вторую ее не хватит. Вчера директор департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго Анатолий Яновский заявил, что если за три ближайших года не будут разведаны новые ресурсы в этом регионе, то инвестиционное решение по второму этапу проекта принять будет невозможно.
Того же мнения придерживаются и аналитики. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» предполагает, что нефтяной поток после завершения первого этапа строительства трубы может быть разделен следующим образом: 10 млн т — на Китай и 20 млн т — в Перевозную по железной дороге. Однако, отмечает он, если в течение ближайших лет не будут приняты весьма энергичные меры по концентрации инвестиций в разведку и разработку восточносибирских недр, то второй этап строительства проблематичен. «То есть пока что у Китая больше шансов получить российскую нефть, чем у Японии», — резюмирует эксперт.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: