С 2001 года законодательство по алкогольному рынку находилось в ведении министерства сельского хозяйства, в действиях которого была заметна, скорее, противоположная — ограничительная направленность. Однако в прошлом году алкогольная сфера перешла в ведение МЭРТа, и концепция коренным образом изменилась.
Как сообщил на конференции, посвященной основным проблемам алкогольного рынка страны, президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, в новом законодательстве исключены механизм акцизных складов, контроль качества субъектов Федерации, квотирование производства этилового спирта, регистрация оборудования
Все предприятия будут оборудованы счетчиками, учитывающими производство всей спиртосодержащей жидкости. Внедряется с 1 января 2006 года ЕГАИС — единая государственная информационная система, в которой будут содержаться абсолютно все сведения об алкогольной продукции, ее производителях, поставщиках и продавцах, вплоть до самых маленьких партий. Вводится единая акцизная марка для бутылок с информационными кодами, которая используется в развитых странах и, соответственно, ЕГАИС будет считывать эту информацию. Как сообщил разработчик этого новшества — замдиректора ФГУП «НТЦ Атлас» ФСБ России Михаил Симонов, подобная система в Татарстане позволила снизить нелегальное производство всего до 8−10%, а по сбору акцизов на душу населения эта республика теперь занимает первое место в России.
Фактически представители алкогольного рынка пока не знают, как он будет функционировать в следующем году, осторожно замечая, что «временный хаос» возможен. Пока еще не решены некоторые технические вопросы, но совершенно очевидно, что сделана ставка на информационные технологии, которые должны пресечь производство «левого» спирта, то есть того, от чего больше всего теряет государство. «Левый» спирт и водка производятся легальными предприятиями в ночную смену и реализуются за наличные без уплаты акцизов и сборов. В общем нелегальном потоке такая продукция составляет 94%, и всего лишь около 6% — это те подпольные цеха, которые время от времени громят милиционеры. Теперь с введение счетчиков и ЕГАИС гнать «левую» водку будет сложнее.
Однако ее станет проще завезти из-за рубежа. По данным Роспотребнадзора, несоответствие стандартам у импортной продукции в два раза выше, чем у отечественной. А тут еще отменяются лицензии и снижается уровень контроля. Как заметил секретарь комитета по предпринимательству в агропромышленной сфере Торгово-промышленной палаты Владимир Цыганков, потенциальным биотеррористам теперь практически ничего не стоит, зарегистрировав за рубежом фирму и подписав договор, ввезти на территорию нашей страны отравленную алкогольную продукцию и распродать по демпинговым ценам.
Контроль над розницей, кстати, также упрощается и передается в регионы. Раньше осуществлять экспортно-импортные операции имели право только те, у кого есть лицензия, и они отвечали за качество. В Америке, например, ввозить спиртное может только специальный брокер, постоянно проживающий на территории США, или американская фирма. В ЕС существует довольно сложная система контроля самого рынка. Специалисты МЭРТа объяснили необходимость отмены лицензий требованиями ВТО, но в Торгово-промышленной палате внимательно просмотрели соответствующий меморандум и такого требования там не нашли. Похоже, так в министерстве «под шумок» решили побороться с административными барьерами. Дело, конечно, не в самом биотерроризме, это крайний пример, просто в таких республиках, как Молдова и Грузия, реальное производство спиртных напитков сильно опережает официально заявленное, и понятно, где оказывается эта разница, которая не подтверждена сертификатами и не проходит контроль. И без того импортная продукция, по данным того же Роспотребнадзора, в 60% случаев не соответствует заявленной марке. Так что было бы желательно проверять весь товар еще на границе, а не устраивать выборочные проверки по сотням тысяч розничных точек. Это дороже и малоэффективнее.
В ходе осенней сессии Госдумы будет рассматриваться проект закона о введении госмонополии на производство спирта. Его внесло министерство сельского хозяйства, и суть закона состоит в том, что весь произведенный спирт считается государственным. Соответствующее госпредприятие будет продавать его ликеро-водочным заводам. Таким об разом, обеспечивается контроль над отраслью. Однако думский комитет по экономической политике благодаря активному вмешательству Алкогольной ассоциации и других участников рынка, в частности Торгово-промышленной палаты, направил отрицательное заключение на этот проект. Против и в МЭРТе, считая, что искусственно устраивать еще одну монополию в государстве не стоит. Однако Минсельхоз, очевидно, будет настаивать на своем, и здесь, видимо, предстоит серьезная борьба. Разумеется, все участники рынка против, однако справедливости ради нужно сказать, что такая система хотя бы на первый взгляд выглядит все же гораздо более эффективной, чем предложенная Минэкономразвития. Правда, явно идет вразрез с рыночной экономикой.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: