Россияне остались без права на протест — согласно очередному докладу Amnesty International по стране, с момента вступления президента Владимира Путина в должность на третий срок в 2012 году организаторы протестных мероприятий, выводя людей на улицы, рискуют собственной свободой.
Законодательство с этого периода значительно ужесточилось — поправки в закон «О собраниях» были внесены в том же 2012-м, и с тех пор характер его стал более ограничительным, приходят к выводу в организации.
Теперь организаторы публичных мероприятий должны заранее подумать о получении разрешения, за исключением тех акций, которые проводятся на специально выделенных отдаленных территориях.
Своеобразные «гайд-парки» появились одновременно по всей России — в Казани для подобных акций выделили сразу четыре парка: парк Петрова, площадь напротив дворца культуры им. Саид-Галиева, парк «Крылья Советов» и сквер им. Тинчурина. По справедливому замечанию правозащитников, территории выбраны вдали от центра города и не представляют интереса для организаторов массовых акций. Чаще всего это пустынные и расположенные далеко от поля зрения общественности парки, в то время как цель любого собрания — привлечь как можно больше внимания.
Несоблюдение этих требования приводит к высоким штрафам для организаторов и участников. В случае обвинений в неповиновении законным требованиям полиции предусмотрен административный арест сроком до 15 суток.
В Казани организатор согласованного с властями пикета в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля пенсионер Альберт Гарапов был приговорен к 30-ти часам исправительных работ за нарушения при проведении акции. По версии правоохранительных органов, Гарапов, в нарушение норм закона использовал во время пикета плакаты и барабаны.
В тех местах, где Amnesty International и иные протестующие хотели проводить свои акции, этот показатель составил от 788 до 5374 пешеходов в час. В то же время в местах, предложенных властями в качестве альтернативы для проведения протестных акций, число пешеходов в час не превысило 34, говорится в отчете.
Чаще всего организаторам протестных акций отказывают под предлогом возможного блокирования «объектов инфраструктуры» и доступа к жилым домам, либо якобы из соображений общественной безопасности.
Протестная активность в стране начала спадать после арестов и последовавших за ними уголовных дел в отношении участников акции на Болотной площади.
К примеру, в Москве, по данным организации, в 2012 году прошло более 200 акций протеста, а уже в 2013 — вдвое меньше. Число таких акций снижалось и к концу года — в течение последних трех месяцев 2013 года мероприятий было проведено не более 10.
Небольшой рост протестной активности в стране наблюдался после событий, связанных с волнениями в Киеве: только в течение одного месяца, в феврале-марте 2014 года, в Москве прошло 14 акций; из них как минимум семь были разогнаны полицией, и свыше тысячи мирных демонстрантов было задержано. Сотням людей впоследствии были назначены высокие штрафы, а более десяти провели в виде наказания по несколько дней под административным арестом, говорится в отчете Amnesty International.
Казань же, по официальным данным городской мэрии, по числу разрешенных митингов в 2013 году обошла показатели предыдущего периода. В прошлом году здесь были проведены 418 митингов, из которых 54 — акции по межнациональным вопросам. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года рост составляет 32\%.
Преследованиям подвергаются и участники одиночных пикетов, которым разрешение на акцию не требуется. Известен случай привлечения к административной ответственности участника одиночного пикета в Казани, преподавателя Казанского федерального университета Искандера Ясавеева. 26 декабря на ул. Кремлевской он вместе с двумя гражданскими активистами Зариной Таскаевой и Эльвирой Дмитриевой провел одиночные пикеты. Они вышли с плакатами, суть которых заключалась в протесте против принятия законопроекта о запрете на усыновление российских сирот гражданами Америки. По словам участников, они стояли на расстоянии не менее 50 метров друг от друга, однако впоследствии их обвинили в организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Спонтанный протест фактически объявлен вне закона, считают правозащитники.
3 июня они провели в Москве согласованную акцию, в ходе которой вынесли «кухню» на улицу. Рядом с чайником, чашками, сахарницей и комнатным цветком они положили и книгу Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Прохожим участники акции предлагали выпить чай, но в итоге одного из фотографов власти Москвы попросили сдать материал на проверку. Кроме того, активистов заподозрили в том, что во время акции происходит несогласованная раздача печатных материалов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: