Минфин: «К турбулентным процессам в экономике готовы»
Во второй день Гайдаровского форума, прошедшего в Москве, прозвучало слово «кризис». Правда, министр финансов Антон Силуанов, заявивший о нем в рамках форума, использовал более туманные определения.
— Минфин во всеоружии готов к возможным турбулентным процессам в экономике, и у правительства есть антикризисная стратегия, — рассказал глава минфина.
В свою очередь, экс-глава минфина России Алексей Кудрин уже не раз говорил о том, что вторая волна кризиса уже началась. Пугает прогнозами и Всемирный банк, опубликовавший на этой неделе доклад о глобальных экономических перспективах, в котором говорится о том, что новый полномасштабный кризис может быть длиннее и сильнее предыдущего. Другой вопрос, заденет ли он Россию.
Как написала в пятницу газета «Ведомости», Белый дом начал готовиться к кризису еще осенью. По данным издания, заблокировано 38,9 млрд. рублей на финансирование новых строек, 33,8 млрд. рублей средств Минобороны, 40 млрд. рублей ассигнований Пенсионному фонду и другие «непервоочередные» расходы.
Если случится критическая ситуация, сбереженные деньги можно будет использовать на антикризисные меры, объяснили газете чиновники. Это может быть поддержка занятости и выплаты безработным, поддержка автопрома, а в случае ускорения инфляции — индексация зарплат бюджетников.
TatCenter.ru попросил экспертов портала прокомментировать экономические меры безопасности, предпринимаемые руководством страны. Стоит ли нам опасаться новой волны кризиса или «подушка безопасности» в сумме 200 млрд. рублей решит возможные финансовые проблемы России?
Считать себя полностью застрахованными от кризиса мы тоже не можем
Как пояснил корреспонденту TatCenter.ru генеральный директор инвестиционной компании «Капитал-менеджемент» Дилюс Шавалиев, поводов опасаться наступления кризиса в России на данный момент нет, но и считать себя полностью застрахованными от этого мы тоже не можем.
— В России сейчас кризисные моменты не ощущаются. В странах Европы, особенно в Греции, Испании, Италии, да, кризис на дворе. А у нас в связи с тем, что страна сырьевая, а цены на нефть в прошлом году были высокими, бюджет даже с профицитом закрылся. В начале года цены на нефть остались по- прежнему высокими, и если цены останутся на этом уровне, то никаких кризисных явлений в России не предвидится, — считает Шавалиев, предупреждая при этом, что в случае, если нефть будет находиться в падающем тренде, тогда, конечно, проблем не избежать.
Впрочем, по словам главы инвестиционной компании «Капитал-менеджмент», цены на нефть не падали с 2008 года.
— В случае же, если цены на нефть вдруг упадут, то выполнять взятые обязательства по расходам на социальную сферу будет тяжело. Отсюда и подобные упреждающие меры, — пояснил Шавалиев. Не исключил он и возможности влияния европейской ситуации на экономическую атмосферу России.
— Мы сильно интегрированы в европейскую экономику, и если там плохо, то это может отразиться и на нас. К тому же если в Европе плохо с финансами, то там не смогут покупать ресурсы по такой цене, которая заложена, к примеру, сейчас, и начнется удешевление, так как в бюджете заложены не только цены, но и объем реализации нефти тем или иным странам, — заключил Шавалиев.
О неизбежности влияния европейских кризисных процессов на России говорит и член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, научный руководитель Казанской бизнес-школы Ай Тек Вадим Хоменко.
— Россия интегрирована в международное экономическое пространство. Поэтому любые глобальные циклические процессы развития мировой экономики отражаются и на ней. Симптомы кризиса есть уже и сейчас. А в остальном, учитывая в его финансовую основу и отсутствие системных и скоординированных кардинальных действий со стороны мирового сообщества, разделенного территориальными интересами, то я думаю, что скорость его нарастания может быть адекватной той, которую нам приходилось уже наблюдать. В случае наличия кризиса будет цепочка ухудшения ситуации: сначала экспортно-ориентированные отрасли, затем и все остальные. При этом, если учесть вступление страны в ВТО, сценарий будет жестче, — рассказал корреспонденту TatCenter.ru Хоменко.
А между тем правительство начало готовить антикризисную стратегию уже осенью, и специальная группа сотрудников экономических ведомств и аппарата правительства уже разработала комплекс защитных мер. Главным результатом работы антикризисной группы стала готовая к применению схема «перегруппировки фондов», пишет газета «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного правительственного чиновника.
Сумма, выделенная как «антикризисная», по мнению Хоменко, недостаточна для глобального изменения экономических процессов в стране.
— Это величина даже меньше двойного татарстанского бюджета. Ее бы хватило на строительство нескольких современных заводов, но говорить о системной перестройке экономики за счет этих средств не приходится. Значит, ориентация их использования — «как то пересидеть и переждать» кризис, имея страховой запас средств, чтобы не допустить всплеска социальных волнений. У России были, в принципе и сейчас формально есть большие средства, которых хватает на системное сопротивление предстоящей угрозе.
Руководитель представительства ИК «ФИНАМ» в Казани Руслан Жуков, в свою очередь, считает малоэффективными ставшее традиционным откладывание резервных денег в России в преддверии кризисных явлений.
— В независимости от грядущих тенденций основная задача правительства была и остается — решать текущие и фундаментальные проблемы отечественной экономики. Именно это может послужить страховкой от волатильности на мировых сырьевых и товарных рынках. Мы не считаем правильным тезис о том, что резервы могут подстраховать нашу экономику от неприятностей. Минфин пользуется одним и тем же инструментом на протяжении последних 10 лет — финансовыми резервами. Резервы, несомненно, должны быть, но их использование должно быть очень стерильным и не оказывать влияния на естественные процессы в экономике. Когда крупный бизнес и, в особенности госкорпорации, будут постоянно уповать на государственные резервы, тем более заранее, то вместо надежно структурированной экономики мы получим постоянно «протекающую крышу», — пояснил Жуков.
— На наш взгляд, слабой, неэффективной и дорогой экономике России глубокие рецессии и кризисы, как ни странно, не страшны. Мы долго топчемся на одном месте, у нас бедное население, у нас низкая производительность, у нас нет промышленного и среднего производства. Проблемы может испытывать только богатый человек, бедный протянет и так. Другое дело, что тема «кризиса» в России переросла из экономической плоскости в политическую и, более того, в предвыборную. А это настораживает, — заключил глава представительства ИК «ФИНАМ» в Казани.
Ляйсан Камилева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: