Оборот розничной торговли в России в первом квартале 2003 года вырос на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составил 997,2 млрд руб. Об этом говорится в последних материалах Госкомстата. По оценкам экспертов, рост потребления произошел в основном за счет того, что доходы российского среднего класса (доход на члена семьи от $ 150) выросли, и он стал приобретать больше непродовольственных товаров, хотя общая структура потребления в России пока остается неизменной. Продовольственные товары по-прежнему занимают значительную долю в расходах россиян. Причем в качестве основного сдерживающего фактора эксперты называют недостаточный рост доходов у более бедных групп населения.
По данным Центра макроэкономического анализа и среднесрочного прогнозирования, в первом квартале текущего года оборот розничной торговли в сфере продовольственных товаров вырос на 6,2%, в сфере непродовольственных товаров — на 10,5%. «Фактически в первом квартале текущего года повторилась картина двух прошлых лет, — отметил ведущий эксперт Центра Игорь Поляков. — В первом квартале происходит увеличение доли непродовольственных товаров в общей структуре потребления. В последующие месяцы происходит некоторая компенсация, и по итогам года структура потребления остается на прежнем уровне. В частности, в 2001 году доля непродовольственных товаров составляла 53,5%. В 2002 — 53,9%. Мы прогнозируем, что по итогам 2003 года она сохранится на том же уровне». Подобная структура потребления традиционно считается «отсталой»: в развитых странах с высоким уровнем жизни на продовольственные товары тратится в среднем 20−30% дохода против 46% у нас.
В начале года увеличение потребления произошло за счет обеспеченных россиян, которые занялись обновлением бытовой техники и гардероба. «Рост потребления в первом квартале текущего года произошел за счет роста потребления наиболее обеспеченными группами населения, — говорит Игорь Поляков. — Причем потребление росло за счет бытовой техники, а именно — смены моделей. То есть люди с довольно высокими доходами стали покупать более качественные и дорогие марки». В сегменте бытовой техники экспертами Центра макроэкономического анализа отмечен наибольший рост потребления. Впрочем, оно росло и в других сегментах. В частности, еще один рынок, продемонстрировавший максимальный рост в первом квартале этого года, — это рынок одежды и обуви. «Однако рост потребления в этом сегменте сдерживался опережающим ростом цен», — считает Игорь Поляков.
Несмотря на то, что лидером по росту продаж стал непродовольственный сегмент, изменения структуры потребления не произошло. В качестве главного сдерживающего фактора называется недостаточный рост доходов среднеобеспеченных слоев населения — они не смогли поддержать своих более обеспеченных сограждан в темпах покупок. «Рост потребления происходит за счет роста доходов среднего класса, — считает эксперт компании BKG Римма Чайникова, — в частности, за счет перехода части населения из низшего среднего (доходы $ 150−250 на человека) в „средний средний класс“ ($ 250−600 на человека). Такая же тенденция наблюдалась в прошлом году».
По данным Госкомстата, в первом квартале этого года денежные доходы населения выросли на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, по оценкам экспертов, рост произошел за счет среднего класса. Бедные россияне остались такими же бедными. Доходы менее обеспеченного населения в начале года не продемонстрировали тенденции к росту. «Доходы росли у обеспеченной части населения (от $ 350 до 1000 на семью в месяц), — говорит Игорь Поляков. — Доходы среднеобеспеченных слоев (от $ 150 до 350 на семью) не росли. В частности, пенсии в России повысили только с 1 апреля, а также отложили повышение зарплат бюджетникам».
Интересно, что, по данным Центра макроэкономического анализа, в начале 2003 года произошел существенный рост потребления в сфере услуг — на 5%. Эксперты утверждают, что это новая для России тенденция. Игорь Поляков связывает ее в том числе и с ростом тарифов на транспорте, а также развитием связи, в частности мобильной телефонной связи и Интернета. С другой стороны, эксперты не склонны видеть здесь связь с увеличением стоимости коммунальных услуг. «Рост стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом инфл
яции составил всего 1−2%», — говорит Игорь Поляков. Эта тенденция, по мнению Полякова, еще раз подтверждает вывод об общем росте потребления.
По оценкам специалистов, тенденция к росту потребления сохранится и к концу года рост составит 6,2−6,7%. Причем потребление непродовольственных товаров, по данным Центра макроэкономического анализа, вырастет на 7,5−8%, продовольственных товаров — на 4,5−5%. Однако это в том случае, если доходы россиян продолжат рост. Впрочем, в Центре макроэкономического анализа не видят особых угроз доходам населения в ближайшем году. Эксперты связывают это с приближающимися выборами: все непопулярные меры, способные ударить по карману населения, будут отложены на послевыборный период.
Впрочем, определенная угроза доходам населению существует, но она касается занятых в экспортно ориентированных отраслях. «Доходы в этой сфере могут снизиться в связи с мировой конъюнктурой, а именно падением цен на нефть и сырье», — считает Игорь Поляков. К слову, в этих отраслях, по данным Госкомстата, наблюдаются наиболее высокие зарплаты. «Стимулировать изменение структуры потребления в пользу непродовольственных товаров могло бы повышение доходов в промышленности, — считает Игорь Поляков. — Но это может произойти, если начнется более бурный, чем сейчас, рост промышленного производства в России».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: