Производство шин — одна из наиболее развитых мировых отраслей. Ее годовые темпы роста составляют в среднем 3\%. Только в 2002 году в мире было продано 877 млн. автопокрышек на общую сумму $ 76 млрд. Более половины их них — шины для легковых автомобилей и легких грузовиков, 33\% покрышки — для коммерческого транспорта. Рынок отличается высокой степенью концентрации: на долю Michelin, Bridgestone, Goodyear и Continental приходится 65\% объема продаж в долларовом выражении.
В 2003 году в Турции объем продаж шин для легковых автомобилей в пересчете на душу населения составлял $ 8, а в странах с более холодным климатом (Канаде, Норвегии, Финляндии), где необходим еще и комплект зимних шин, этот показатель еще выше — $ 35−39 на человека. В США эта цифра и того больше — $ 79 на человека, в то время как в России — $ 6 на человека.
Российский рынок шин только еще начинает развиваться. В настоящее время производство шин сосредоточено в руках трех лидеров: «СибУра», «Амтела», а также в руках крупнейшего независимого шинного завода страны — «Нижнекамскшина». На их долю приходится 65\% объема продаж и 90\% всего производства покрышек.
В середине 90-х гг. в шинном секторе началась консолидация: группы «СибУр» и «Амтел» воспользовались глубокой рецессией в отрасли и установили контроль над семью из 12 шинных заводов. «Нижнекамскшина» попала под контроль ОАО «Татнефть». В России ещё сохранились три независимых шинных завода, доля которых составляет менее 4\%. Ожидается, что производство на них будет свёрнуто в промежутке 2004 и 2008 гг. из-за нехватки средств для замены оборудования.
Сейчас самый большой объём продаж «легковых» шин на рынке у «СибУра»: в прошлом году на его долю пришлось 34\% всего объема продаж и 46\% — объема производства. Однако «Нижнекамскшина» и «Амтел» уже освоили инвестиции в строительство новых производственных мощностей и теперь стремительно наращивают свое присутствие на рынке. Аналитики АУ «Тройка Диалог» считают, что «СибУру» нужно также вложить средства в замену части оборудования, дабы оградить себя от посягательств на свою долю рынка.
Рынок шин для легковых автомобилей делится на три сегмента: А, В, С. Самый дорогой сегмент — А (средняя цена $ 80−100) — представлен исключительно высококачественным западным импортом (Michelin, Bridgestone, Nokian). Шины сегмента B (цена колеблется в пределах $ 30−60, Kumbo, Matador, Амтел) выпускаются по аналогичным стандартом, но не под известными брендами. В сегменте С традиционно задают тон заводы, работающие по старой советской технологии, потому их продукция самая дешевая — $ 18−25.
Сегодня самым массовым является сегмент С. Однако, по мнению аналитиков, по мере роста доходов населения автовладельцы будут отдавать предпочтение классам, А и В. Таким образом, объем продаж этих сегментов будет расти, а класса С — сокращаться по ожиданиям аналитиков на 10−15 млн. штук в период с 2004 — 2010 годы.
В настоящее время самые высокие темпы роста производства отмечаются как раз в сегменте В, чья доля на рынке сейчас самая маленькая. По оценке аналитиков АУ «Тройка Диалог», к 2010 году объем продаж в этом сегменте увеличится до 26,4 млн. штук и составит 34\% всего объема продаж шин для легковых автомобилей в России. В долларовом выражении это будет соответствовать росту с $ 73 млн. до $ 792 млн.
По словам аналитика по машиностроению АУ «Тройка Диалог» Гайрата Салимова, российский рынок шин терпит постепенные изменения в пользу брендированных шин. И первым в этом направлении начал двигаться «Амтел». Бренд добавит к стоимости шины (а она у нас стоит $ 15−20) еще $ 30.
В России 2003 году на внутреннем рынке было продано 30,8 млн. шин для легковых автомобилей. При ожидаемом среднегодовом росте рынка на 10\% в период с 2004 по 2010 годы, по мнению аналитиков АУ «Тройка — Диалог», РФ выйдет на 4 место после США, Японии и Германии.
В настоящее время больше всего автопокрышек продается в трех регионах: Северной Америке (34,8\%), Западной Европе (29,8\%) и Японии (11,7\%).
В прошлом году более 28\% от 30,8 млн. шин, проданных на внутреннем рынке, было привезено из-за рубежа. По официальным поставкам почти половина покрышек, ввозимых в Россию, — низкокачественные шины класса С, произведенные на Украине и в Беларуси. Остальное поступает из дальнего зарубежья, Европы и Азии. Кроме того, есть еще и «серый» импорт бывших в употреблении шин (ввозятся как отходы, подлежащие переработке, но вместо этого продаются на рынке по ценам, близким к стоимости новых шин класса А), измерить который почти невозможно. По оценкам аналитиков АУ «Тройка Диалог», их ежегодно ввозится в Россию около 3−3,5 млн. штук, что в прошлом году составило около 11\% совокупного объема продаж автопокрышек на внутреннем рынке. Однако есть мнение, что этот бизнес проживет недолго, поскольку он нелегален, и потребители постепенно станут отдавать предпочтение пусть самой недорогой, но «белой» продукции.
Тем не менее российские производители шин в определенной степени защищены от зарубежных конкурентов импортной пошлиной. Она равна 20\% и вдобавок имеет фиксированный минимум в 7,20 евро на покрышку. Этот минимум защищает рынок от дешевого импорта, оставляя его верхний сегмент открытым для дорогих фирменных шин, цена которых составляет $ 36 за покрышку. По словам Гайрата Салимова, если Россия, как ожидается, будет принята в ВТО после 2006 года, то к 2010 году, по окончании переходного периода, может подняться волна дешевого импорта шин из стран Азии. Вместе с тем аналитик считает, что российским производителям этого опасаться не стоит, так как они имеют доступ к дешевым источникам сырья и энергоносителям.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: