Новости
20 Ноября 2004, 13:48

Российский рынок покрышек изменится в пользу брендованных шин

Россия, где зима длится почти полгода и всем автолюбителям необходимо по два комплекта шин, — седьмой по величине рынок автопокрышек. Однако производство шин в стране только начинает развиваться, причем опережающими темпами.

Производство шин — одна из наиболее развитых мировых отраслей. Ее годовые темпы роста составляют в среднем 3\%. Только в 2002 году в мире было продано 877 млн. автопокрышек на общую сумму $ 76 млрд. Более половины их них — шины для легковых автомобилей и легких грузовиков, 33\% покрышки — для коммерческого транспорта. Рынок отличается высокой степенью концентрации: на долю Michelin, Bridgestone, Goodyear и Continental приходится 65\% объема продаж в долларовом выражении.

В 2003 году в Турции объем продаж шин для легковых автомобилей в пересчете на душу населения составлял $ 8, а в странах с более холодным климатом (Канаде, Норвегии, Финляндии), где необходим еще и комплект зимних шин, этот показатель еще выше — $ 35−39 на человека. В США эта цифра и того больше — $ 79 на человека, в то время как в России — $ 6 на человека.

Российский рынок шин только еще начинает развиваться. В настоящее время производство шин сосредоточено в руках трех лидеров: «СибУра», «Амтела», а также в руках крупнейшего независимого шинного завода страны — «Нижнекамскшина». На их долю приходится 65\% объема продаж и 90\% всего производства покрышек.

В середине 90-х гг. в шинном секторе началась консолидация: группы «СибУр» и «Амтел» воспользовались глубокой рецессией в отрасли и установили контроль над семью из 12 шинных заводов. «Нижнекамскшина» попала под контроль ОАО «Татнефть». В России ещё сохранились три независимых шинных завода, доля которых составляет менее 4\%. Ожидается, что производство на них будет свёрнуто в промежутке 2004 и 2008 гг. из-за нехватки средств для замены оборудования.

Сейчас самый большой объём продаж «легковых» шин на рынке у «СибУра»: в прошлом году на его долю пришлось 34\% всего объема продаж и 46\% — объема производства. Однако «Нижнекамскшина» и «Амтел» уже освоили инвестиции в строительство новых производственных мощностей и теперь стремительно наращивают свое присутствие на рынке. Аналитики АУ «Тройка Диалог» считают, что «СибУру» нужно также вложить средства в замену части оборудования, дабы оградить себя от посягательств на свою долю рынка.

Рынок шин для легковых автомобилей делится на три сегмента: А, В, С. Самый дорогой сегмент — А (средняя цена $ 80−100) — представлен исключительно высококачественным западным импортом (Michelin, Bridgestone, Nokian). Шины сегмента B (цена колеблется в пределах $ 30−60, Kumbo, Matador, Амтел) выпускаются по аналогичным стандартом, но не под известными брендами. В сегменте С традиционно задают тон заводы, работающие по старой советской технологии, потому их продукция самая дешевая — $ 18−25.

Сегодня самым массовым является сегмент С. Однако, по мнению аналитиков, по мере роста доходов населения автовладельцы будут отдавать предпочтение классам, А и В. Таким образом, объем продаж этих сегментов будет расти, а класса С — сокращаться по ожиданиям аналитиков на 10−15 млн. штук в период с 2004 — 2010 годы.

В настоящее время самые высокие темпы роста производства отмечаются как раз в сегменте В, чья доля на рынке сейчас самая маленькая. По оценке аналитиков АУ «Тройка Диалог», к 2010 году объем продаж в этом сегменте увеличится до 26,4 млн. штук и составит 34\% всего объема продаж шин для легковых автомобилей в России. В долларовом выражении это будет соответствовать росту с $ 73 млн. до $ 792 млн.

По словам аналитика по машиностроению АУ «Тройка Диалог» Гайрата Салимова, российский рынок шин терпит постепенные изменения в пользу брендированных шин. И первым в этом направлении начал двигаться «Амтел». Бренд добавит к стоимости шины (а она у нас стоит $ 15−20) еще $ 30.

В России 2003 году на внутреннем рынке было продано 30,8 млн. шин для легковых автомобилей. При ожидаемом среднегодовом росте рынка на 10\% в период с 2004 по 2010 годы, по мнению аналитиков АУ «Тройка — Диалог», РФ выйдет на 4 место после США, Японии и Германии.

В настоящее время больше всего автопокрышек продается в трех регионах: Северной Америке (34,8\%), Западной Европе (29,8\%) и Японии (11,7\%).

В прошлом году более 28\% от 30,8 млн. шин, проданных на внутреннем рынке, было привезено из-за рубежа. По официальным поставкам почти половина покрышек, ввозимых в Россию, — низкокачественные шины класса С, произведенные на Украине и в Беларуси. Остальное поступает из дальнего зарубежья, Европы и Азии. Кроме того, есть еще и «серый» импорт бывших в употреблении шин (ввозятся как отходы, подлежащие переработке, но вместо этого продаются на рынке по ценам, близким к стоимости новых шин класса А), измерить который почти невозможно. По оценкам аналитиков АУ «Тройка Диалог», их ежегодно ввозится в Россию около 3−3,5 млн. штук, что в прошлом году составило около 11\% совокупного объема продаж автопокрышек на внутреннем рынке. Однако есть мнение, что этот бизнес проживет недолго, поскольку он нелегален, и потребители постепенно станут отдавать предпочтение пусть самой недорогой, но «белой» продукции.

Тем не менее российские производители шин в определенной степени защищены от зарубежных конкурентов импортной пошлиной. Она равна 20\% и вдобавок имеет фиксированный минимум в 7,20 евро на покрышку. Этот минимум защищает рынок от дешевого импорта, оставляя его верхний сегмент открытым для дорогих фирменных шин, цена которых составляет $ 36 за покрышку. По словам Гайрата Салимова, если Россия, как ожидается, будет принята в ВТО после 2006 года, то к 2010 году, по окончании переходного периода, может подняться волна дешевого импорта шин из стран Азии. Вместе с тем аналитик считает, что российским производителям этого опасаться не стоит, так как они имеют доступ к дешевым источникам сырья и энергоносителям.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: