Новости
22 Января 2010, 09:24

Российские космодромы работают на казанских компрессорах

В конце 2009 года ОАО «Казанькомпрессормаш» выполнило важный заказ на изготовление пяти компрессоров для систем термостатирования ракетного комплекса «Ангара», создаваемого на космодроме Плесецк. Это далеко не единственный пример сотрудничества татарстанских компрессоростроителей с ракетно-космическим комплексом РФ.

Космическая история

Связи у предприятия с ракетными комплексами действительно давние. «Казанькомпрессормаш» еще в советские времена поставлял на Байконур холодильные машины. В новейшем времени возрождение контактов с космическими объектами началось с международной площадки «Морской старт».

— Проект был организован в 1993—1999 годах с участием США, Норвегии, России и Украины, — вводит в курс дела заместитель генерального директора ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б.Шнеппа» по науке Анас Сафиуллин. — Задачей было создание ракетно-космического комплекса для запуска ракет-носителей класса «Зенит» с платформы морского базирования.

Можно, конечно, удивиться, почему ракеты собирались запускать с воды? Оказалось, что, если запускать ракету с экватора, то потребуется значительно меньше энергии, чем из любой другой точки планеты. Экваториальные пуски практически в 1,5 раза повышают энергетические характеристики ракет космического назначения. Однако, как известно, на суше мест по экватору не так много, и в основном это неспокойные регионы. Так и было решено запускаться с Тихого океана. В итоге платформу для «Морского старта» сделали в Норвегии, пусковые установки — в Выборге, а «Казанькомпрессормаш» по заказу «Боинга» изготавливал четыре суперкомпактных компрессора мощностью по 800 кВт.

По словам Анаса Сафиуллина, выбор специалистов «Боинга» был предсказуем. В то время среди предприятий России и стран СНГ никто, кроме «Казанькомпрессормаша», не освоил выпуск многовальных мультипликаторных центробежных компрессоров. А татарстанская компания на тот момент производила эти машины по разработкам «НИИтурбокомпрессор им. В.Б.Шнеппа» уже порядка 10 лет.

— Наши компрессоры выигрывали чрезвычайной компактностью и высоким КПД, — поясняет заместитель гендиректора по науке. — Эти качества обеспечивает многовальная схема с оптимальными частотами вращения валов за счет того, что зубчатая передача и рабочие ступени компрессора (в котором валы выполняют функцию шестерен зубчатой передачи) объединены конструктивно в одно целое.

Казанские компрессоры легли в основу системы термостатирования комплекса «Морской старт». Как рассказал наш собеседник, компрессор сжимает воздух, который охлаждается в последующей части оборудования — турбодетандере, изготавливаемом давним партнером «Казанькомпрессормаша» — ОАО «Криогенмаш». Далее воздух поступает на борт ракеты-носителя и выводимого в космос объекта. Температуру в районе пяти градусов нужно поддерживать неизменной.

Первый пуск «Зенита» производства Украины с платформы в Тихом океане состоялся 28 марта 1999 года. На сегодняшний день с данной площадки был произведен уже 31 пуск, в основном коммерческого характера — для выведения спутников связи на геостационарную орбиту. Из них лишь один случай оказался неудачным, но проблема заключалась не в термостатировании, за которое как раз и отвечали казанские компрессоры. Наши машины защищала система управления, поставляемая в комплекте. Процесс контроля параметров и работы компрессоров полностью автоматизирован, на его страже — уникальные запатентованные технические решения. По словам Анаса Сафиуллина, все это время «казанцы» на «Морском старте» работают исправно, специалисты предприятия лишь один раз выезжали на плановый осмотр системы. «Боинг», кстати, прислал «Казанькомпрессормашу» благодарственное письмо за качество и скорость исполнения заказа.

Новые проекты

В 2002 году история поставки татарстанской компрессорной техники для космодромов продолжилась, превратившись в одно из наиболее технически сложных, ярких и интересных направлений в тандеме предприятия и НИИ. Компрессор того же назначения, что и для «Морского старта», ОАО «Казанькомпрессормаш» поставил для проекта «Рокот» — так называется площадка на космодроме Плесецк.

«Рокот» создавался для выхода России на международный рынок космических услуг по выводу на околоземные орбиты коммерческих космических аппаратов. Перед специалистами «НИИтурбокомпрессор» встала задача усовершенствования имеющейся модели. В итоге термостатирование «Рокота» поддерживает казанский компрессор мощностью 1600 кВт с приводом от дизеля, дающий полную независимость всей системы. К данному моменту с этой площадки произведено 14 успешных запусков межконтинентальных ракет.

Следующей космической вехой в деятельности наших компрессоростроителей стал заказ на поставку оборудования для нового плесецкого комплекса «Ангара», который должен войти в строй уже в 2011 году. «Ангара» перешагнет уровень площадки для коммерческих запусков. Она должна стать аналогом советского Байконура, запуская ракеты того же класса и выводя на околоземную орбиту тяжелые космические аппараты. В рамках данного проекта ЗАО «НИИтурбокомпрессор» и ОАО «Казанькомпрессормаш» разработали и уже изготовили три компрессора мощностью по 2000 кВт и два мощностью 1600 кВт.

Перспективное направление

Насколько перспективной является работа с ракетно-космическим комплексом с учетом того, что проекты в этой сфере невозможно поставить на поток — мы поинтересовались у начальника управления маркетинга и сервиса ОАО «Казанькомпрессормаш» Евгения Ибрагимова.

— Да, это, действительно, штучные проекты, — согласился он, но подчеркнул — наши партнеры по подобным объектам технику нашу знают как надежную. Поэтому сомнений особо нет: если будет развиваться комплекс, мы, конечно, готовы участвовать.

Понятно, что в такой отрасли тендеры не устраивают: космодромы — объекты стратегические, подбор поставщиков — соответствующе тщательный. Все очень жестко регламентируется правилами проведения госзаказа. Меж тем Евгений Ибрагимов не отрицает — «космическая» продукция для «Казанькомпрессормаша», в принципе, достаточно рентабельна.

— Работать по госзаказу непросто — мы должны каждый элемент, каждую затрату и любой шаг доказывать органам, которые формируют и контролируют выполнение этого заказа. Но на основании этих обоснований мы составляем норматив рентабельности, соответственно, гарантированно ее получаем. В то же время работа через госзаказ — свого рода знак избранных: государство никогда не возьмет в партнеры нечестное предприятие. Все показатели компании должны быть кристально чисты и устойчивы, тем более когда речь идет о таком стратегическом направлении, как космос. «Ангара», к примеру, курируется лично Премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Раз в квартал проект становится темой заседания Совета безопасности страны…

ОАО «Казанькомпрессормаш» вполне удовлетворяет этим требованиям. Так, 2009 год был закрыт в плюсе по всем производственным и экономическим показателям — с произведенной и реализованной продукцией на 2,2 млрд. рублей. Планы на 2010 год еще амбициознее, несмотря на кризис, — увеличить объем производства на 10\%, или до 2,5−2,6 млрд. рублей. По словам начальника управления маркетинга и сервиса компании, портфель заказов на текущий год сформирован на 90\%. Более того, «Казанькомпрессормаш» уже сейчас обращает взоры к 2011 году.

— Есть над чем работать — есть крупные проекты, где мы собираемся участвовать, — подтвердил Евгений Ибрагимов.

Кстати, наличествуют перспективы и у космического сотрудничества. Так, планируется модернизация систем термостатирования космодрома Байконур, не исключает компания участия и в новом международном проекте — на поставку оборудования для французского космодрома Куру во Французской Гвиане.

Секрет успеха

Шансов на победу в тендерах у татарстанцев никто не отнимал, тем более что ОАО «Казанькомпрессормаш» (80\% предложений которого — новая техника разработки ЗАО «НИИтурбокомпрессор») не раз обходило зарубежных конкурентов в конкурсах по качеству и цене.

— Если взять мировую иерархию, то продукция, выпускаемая сегодня заводом, особенно по линии центробежных компрессоров, не уступает мировому уровню, — подтверждает Анас Сафиуллин. — У нас периодически возникают контакты с самыми передовыми фирмами, выпускающими компрессорную технику. В частности, с фирмой «Дрессер». В свое время мы покупали у них лицензию, теперь они уже ее не поддерживают, но мы на собственных стендах самостоятельно поддерживаем элементы той лицензии и таким образом стараемся держать нашу продукцию на уровне. Так вот у нас был ряд тендеров, в которых мы участвовали наряду с «Дрессером» и выигрывали! Или, например, очень серьезный тендер на компрессоры природного газа для «Севморнефтегаза». Они шли на морскую платформу на Приразломном месторождении в районе Баренцева моря. Мы выиграли тендер с участием восьми фирм, шесть из которых были зарубежные. И это не единичные случаи, — приводил примеры заместитель гендиректора по научной работе. Кстати, «Казанькомпрессормаш» планирует участвовать в тендере на поставку оборудования для Штокмановского месторождения.

Залог успеха компании — в огромном вкладе в научные разработки и подготовку кадров.

— Из собственного бюджета института постоянно выделяются деньги на научно-исследовательские работы и для проведения исследований, потому что мы должны иметь задел на будущее, — подтверждает Анас Сафиуллин. — У нас существует научно-технический совет, состоящий из специалистов института, завода и из обоих КГТУ, мы поддерживаем связи с профильными институтами и предприятиями. «Казанькомпрессормаш» провел 6 международных научно-технических конференций, к юбилею завода — в следующем году — будет подготовлена очередная. С молодыми специалистами начинаем работать с вуза, наиболее перспективных принимаем к себе на последних курсах учебы по совместительству. Есть у нас Совет молодых специалистов, проводим конкурсы «Инженер года», проводится обучение в аспирантуре. Итогом последних пяти лет стала защита 9 кандидатских и 2 докторских диссертаций наших сотрудников. В институте зарегистрировано более 350 патентов и авторских свидетельств, выданных сотрудникам «НИИтурбокомпрессор». Словом, вся наша деятельность направлена на поддержание высокого интеллектуального и производственного уровня предприятия, потому что сегодня заказы мы можем получить только в результате победы в тендерах, а конкуренцию все-таки никто не отменял.

Меж тем хочется подметить, что «Казанькомпрессормаш» уже давно находится в той фазе развития предприятия, когда репутация начинает работать на тебя. Отрадно, что это не охлаждает компанию в стремлении двигаться вперед технически и осваивать новые направления деятельности.

Новости
19 Апреля 2024, 14:21

На дорожные работы в РТ предусмотрено ₽56,1 млрд В 2024 году

На эти средства планируется построить, реконструировать и отремонтировать 208,28 км дорог.

В ходе 53-й сессии Госсовета премьер-министр Татарстана Алексей Песошин объявил, что на реализацию программы дорожных работ в 2024 году предусмотрено 56,1 млрд рублей. Из этой суммы 9 млрд рублей составляют средства федерального бюджета, а 47,1 млрд рублей — средства бюджета РТ.

На эти средства планируется строительство, реконструкция и ремонт 208,28 км дорог регионального значения, а также ремонт подъездов к садовым обществам. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» планируется ремонт около 79 км автодорог и 18 км дорожно-уличной сети в Казанской, Набережночелнинской и Нижнекамской агломерациях, а также строительство и реконструкция 15 мостов и капремонт 13 мостов.

Песошин Алексей Валерьевич

Премьер-министр РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: