- В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу?
- Какую школу выбрать?
- Что нужно знать родителям первоклассников о развитии своих детей?
- Учить читать перед школой или нет?
- Где готовят детей к школе?
«А вдруг он ещё не наигрался?», «с ребятами в группе дружит хорошо», «читает по слогам», «а как он — такой маленький — будет ездить в школу в соседний микрорайон?», «а как он будет учиться?», «сможем ли мы ему помочь?» — масса вопросов и мыслей возникает в голове родителей будущих первоклашек.
В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу?
По существующему ныне порядку, в школу берут детей не младше 6,5 лет. Однако если начальная школа готова обеспечить ребёнку исключительные условия (питание в течение дня, сон, прогулка), то такое учебное заведение может принимать детей с 6 лет.
Возраст 6,5 — 7 лет выбран не случайно — дело в том, что именно к этому времени у малыша «появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития». И все же бывают такие ситуации, когда родители не отдают своё чадо в школу раньше достижения им 8 лет, желая «продлить детство». Психологи же предостерегают — принимая решение «попридержать» ребёнка дома, стоит задуматься о тех проблемах, которые возникнут через 11 лет: не будет ли ваш «малыш» выглядеть переростком? Одним словом, если папы и мамы сами не могут понять — отдавать или нет — лучше обратиться к психологу.
Татьяна Абдулкина, психолог Образовательного центра «Технологии организационного развития»:
— Единого ответа на этот вопрос быть не может — все дети разные и степень готовности каждого определяется его интеллектуальной зрелостью. Вообще, такая, скажем так, проблема возникает у родителей, чьи дети опережают в развитии сверстников или чьи дети родились в августе или сентябре. И тут нужна консультация. Бывает, отдают шестилетнего ребенка в школу, он умеет читать, писать, но не готов к социальному общению в классе — таких детей нередко отвергают однокашники. Причины могут быть разные — например, ребенок для остальных слишком «маленький» или, наоборот, «взрослый». В таком случае родители правильно поступят, если позволят сыну или дочери изменить «среду обитания» — переведут в другую школу, параллельный класс. При необходимости не возбраняется «вернуть» ребёнка в детский сад.
Тест на «интеллектуальную зрелость» родители могут провести и сами, благо, что в Сети достаточно ссылок по этой проблеме. Например, можно зайти сюда.
И вот консультации получены, малышу вынесен вердикт с 1 сентября начать учиться в первом классе. На этом этапе возникает более сложный вопрос:
Надо сказать, варианты все-таки есть: выбрать школу можно, руководствуясь её престижем; вашим (друзей, знакомых, родных) к ней доверием; по месту жительства; в конце концов — посчитайте, сколько вы готовы за обучение платить — частные школы давно не экзотика. Однако не всё так просто…
Наталья Гречанникова, ведущий специалист Управления образования г. Казани:
— Дело в том, что в городе есть наиболее популярные школы: 18, 39, 122, 7, 131 и др. Они, как правило, имеют статус гимназии, а школы-гимназии постановлением глав администраций освобождаются от микрорайона. Проще говоря — имеют право на проведение собеседования с детьми, поступающими в 1-й класс. Создается специальная комиссия, в которую обязательно входит логопед (т.к. в таких школах обычно углубленное изучение иностранных языков); кроме того, мы требуем участия в комиссии чиновника из РОНО, чтобы процесс был контролируемым и права родителей и детей не нарушались. Для нас важно, чтобы процесс собеседования не превращался в экзамен.
К сведению, победителями конкурса «Лучшая школа-2005» в Казани стали: номинация «Команда» — гимназия № 6(Приволжский р-н), лицей № 159(Советский р-н); номинация «Социальное партнерство» — гимназия № 121 (Советский р-н); «Творческий поиск и инновации в учебном процессе» — лицей им. Лобачевского, гимназия № 122; номинация «Эксперимент» — лицей № 149 (Советский р-н), гимназия № 102 (Московский р-н); «Лучшие учебные достижения» — лицей-интернат № 2 (Советский р-н), Номинация «Школа школ» — гимназия № 122.
Наталья Гречанникова:
— Как-то наше ведомство проводило анкетирование на предмет вопроса выбора начальной (!) школы. Как правило, большинство родителей выбирают начальную школу, близкую к дому. Конечно, отдают детей и в т.н. рейтинговые школы; в школы, где учатся дети знакомых, есть знакомые учителя и пр. Однако моя позиция такова — в начальную школу надо идти, ориентируясь не на престиж учебного заведения, а на личность учителя, чуткого, внимательного, доброго.
Наконец, школа выбрана. Вас можно поздравить — с заданием справились; думаете, на этом все закончится? Ан нет. Помните в песне: «нынче школа — первый класс хуже института». Подготовка требуется серьёзная. Вообще, настройтесь все успехи и неуспехи своего ребенка проецировать на себя, потому что его оценка — ваша оценка. Не верите? Сами посудите:
Что нужно знать родителям первоклассников о развитии своих детей?
По мнению специалистов, для успешного овладения грамотой и письмом ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
- Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове).
- Достаточный словарный запас (умение подбирать синонимы и антонимы, родственные слова; употреблять слова, имеющие абстрактное значение, приставочные глаголы, существительные, обозначающие профессии или названия спортсменов по видам спорта, а также сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные и др.).
- Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие, другими словами — «сформированность грамматических систем».
- Владение связной речью.
- Сформированность представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.
Одним словом, развитие устной речи — главное условие быстрого овладения грамотой и письмом. Конечно, нельзя забывать о полноценности таких психических функций у ребёнка, как память, внимание, мышление и др. Важна и развитая ручная моторика.
Гульзида Тахаува, учитель начальных классов школы № 126 (г. Казань):
— Развивать у ребёнка устную речь просто необходимо. Как это делать? Можно просто взять картинку и вместе с ребёнком составлять рассказ, выделяя различные предметы и давая им характеристики. Что касается моторики, то у меня есть такое замечание — дети часто не умеют резать ножницами, видимо, сказывается то, что в садике для работы над аппликацией раздают шаблоны.
Конечно, преодоление отставания в развитии детей — дело важное, поскольку отразится на результатах обучения в целом. Однако нередко «проблемными» становятся дети, приходящие в 1-й класс с большим багажом навыков и умений, в том числе — умеющие читать. Такие ребята обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку «всё знают», и останавливаются в развитии. Поэтому следующий вопрос:
Учить читать ребёнка перед школой или нет?
Гульзида Тахаува:
— Все учителя считают по-разному. Мне, конечно, легче, когда ребёнок умеет читать. Дело в том, что в первом классе у детей и так большая нагрузка: математика, письмо, а если малыш плохо складывать слоги, то ему будет ещё сложнее, а знакомство с каждой буквой может вылиться в настоящий стресс. Если же барьер преодолён до школы, то ребёнку легче. Когда ко мне приходят читающие дети, а таких большинство, я просто много внимания уделяю работе над звуковым составом слов. Но это не говорит о том, что ребёнок обязан прийти в школу, умея читать. Бывает, что первоклассник прекрасно развит и быстро, без проблем овладевает чтением. Однако чаще всего нечитающие дети приходят из неблагоприятных семей.
Выходит, всё-таки лучше, если ребёнок к моменту поступления в школу умеет читать. Если же у родителей возникает беспокойство, что его чадо «слишком много знает», имеет смысл отдать сына или дочь в гимназию, где уровень обучения будет оптимальным для поддержания интереса к учебе.
Ответ прост — дома, в детском саду и на подговительных курсах при школах, реже — детских садах. С вопросами мы обратились к Наталье Гречанниковой.
Установлен ли порог стоимости обучения на курсах подготовки к школе?
— Нет, это дополнительная услуга, и цена на подготовительные курсы устанавливается самой школой. Стоимость подготовительных курсов для будущих первоклассников в большей степени зависит от перечня преподаваемых дисциплин и длительности. Обычно курсы организуются с осени по весну. Занятия проводят учителя, набирающие класс, для отдельных предметов приглашаются профильные педагоги.
Имеет ли школа право не брать тех детей, которые не занимались на её подготовительных курсах?
— Только школы, не прикреплённые к микрорайону, ведь на их подготовительных курсах может заниматься гораздо большее количество детей, чем в состоянии принять учебное заведение. Школы, прикреплённые к микрорайону, — не имеют.
«Микрорайонные» школы должны вести учет всех дошкольников, привлекать их к занятиям на курсах подготовки в школах и детских садах, причем наряду с платными курсами желательно проводить и бесплатные занятия.
Когда школы начинают проводить организационные собрания?
— Если ребенок посещает подготовительные курсы, то все организационные вопросы с родителями решаются там, вплоть до собеседования, которое может быть проведено во время занятий так, что ребёнок и не заметит этого. А вообще обращать внимание на объявления на школах и детских садах нужно в конце апреля — начале мая. Обычно в майские праздники школы проводят т.н. адаптационные курсы, собеседования, встречи с родителями и пр. Школы, где собеседования не проводятся, как правило, «диагностируют» детей только после зачисления, которое в таких учебных заведениях проводится вплоть до сентября.
Документы, необходимые при поступлении в школу: медицинская карта; заявление родителей или их заменяющих лиц с просьбой о приёме в школу (и в группу продлённого дня); справка ЖЭКа о прописке; паспорт одного из родителей; копия свидетельства о рождении ребёнка.
По какой объективной причине ребенка могут не взять в школу, которая «приглянулась» его родителям?
— По закону, каждый ребёнок после детского сада получает документ о том, что он может учиться в общеобразовательной школе. Поэтому «микрорайонные» школы отказать не могут вообще, а гимназии, лицеи — школы, освобожденные от микрорайона, — могут отказать детям, прошедшим собеседование, по причине отсутствия мест.
Так что не волнуйтесь — без первой учительницы никто не останется, лучше прислушайтесь к словам педагога.
Гульзида Тахаува:
— Часто родителям не хватает терпения заниматься с детьми. А ведь раздражаться ни в коем случае нельзя, с ребенком надо уметь сохранять спокойствие при любых обстоятельствах.
От себя добавим — даже при оформлении в школу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: