На днях проблему взаимодействия товаропроизводителей республики с торговыми сетевыми компаниями обсудили под руководством первого заместителя Премьер-министра РТ Равиля Муратова. И было решено, что подобные встречи теперь станут регулярными.
Главная проблема сегодня — ценообразование и качество продуктов на социально значимые товары в розничных торговых сетях Татарстана. Сдерживать цены на хлеб, молоко, молочные продукты пока удается. Розничная наценка в торговых сетях на эти товары остается минимальной, утверждают чиновники.
Справка: | ||
В список продукции эконом-класса, входящей в состав продуктовой корзины прожиточного минимума, на которую распространяется Положение «О порядке доступа республиканской продукции сельхозпереработки в торговые сети», вошли: шесть наименований хлеба, молоко, катык, кефир определенной жирности, плавленый («Орбита») и твердый («Костромской», «Голландский», «Российский») сыры, куриное мясо, яица, крупы гречневая и рисовая, мука, сахарный песок, растительное масло, овощи, 3 наименования сосисок и 9 — колбас. | ||
Как сообщил на совещании в Кабинете Министров РТ заместитель министра промышленности и торговли РТ Олег Власов, за первые два месяца 2009 года оборот розничной торговли в республике составил 59 млрд. рублей. Рост по сравнению с январем-февралем 2008 года составил всего 3\%. Для розничной торговли это практически отрицательный результат, отметил он. По информации торговых компаний, наметились тенденции к снижению покупательского спроса, сокращению продаж. Прекратили свою деятельность в республике торговые сети «Рамстор», «Гроссмарт». Среди потребителей все более востребованным становится формат рыночной торговли.
Сегодня в Татарстане присутствуют следующие торговые сети:
1) республиканские:
- ООО ТК «ПиК» (сеть дискаунтеров «Народный»)
- ООО ЧОРП «Универсалторг»
- ООО «Оптовик»
- ООО «Ак Барс Торг» («Пятерочка»)
- ООО «Бахетле-1»
- ЗАО «Торговая компания «Эдельвейс»;
2) федеральные и иностранные:
- «МЕТРО Кэш энд Керри»
- ООО «Реал-Гипермаркет»
- ООО «Фирма «Омега 97» (магазины «Патэрсон»)
- ЗАО «ТД «Перекресток»
- ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»)
- ООО «Вестер-ритейл»
- X5 Retail Group N. V («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка»).
Для упорядочения взаимоотношений республиканских товаропроизводителей и сетевых компаний-операторов предприняты шаги по обеспечению свободного доступа продукции местных товаропроизводителей в розничные сети.
Как сообщили TatCenter.ru в Министерстве промышленности и торговли РТ, Положение «О порядке доступа республиканской продукции сельхозпереработки в торговые сети» позволит сетевым операторам и производителям создать взаимовыгодные условия сотрудничества, исключающие дискриминационный характер со стороны торговли в отношении производителей. Согласно изложенным требованиям, предполагается отменить все возможные бонусы, дополнительные обременительные условия, не относящиеся к предмету договора, ограничить сроки взаимных расчетов с учетом реальных сроков реализации поставленной в торговлю продукции.
Кроме того, редакция документа предусматривает создание согласительных комиссий для решения возможных спорных ситуаций, которые могут возникнуть в части ценообразования, соблюдения договорных условий поставки продукции.
Владимир Русанов, менеджер по связям с общественностью в регионах X5 Retail Group N. V:
— У нас складываются нормальные конструктивные взаимоотношения с отечественными производителями. Доля импортных товаров в общем объеме ассортимента сокращается в связи с тем, что покупательский спрос переориентируется на менее дорогие и на более доступные отечественные товары. Что касается местных республиканских производителей, то их доля в нашем ассортименте достаточно значительна.
Например, в Татарстане только в феврале этого года доля местных производителей яиц достигала 100\%, хлеба и хлебобулочных изделий — 70, 44\%, колбасные изделия — 49,09\%, молоко и молочная продукция — 40, 23\%, крупы — 37, 69\%, овощи — 33, 7\%
Мы своевременно платим за поставки тем, кто готов сохранить цены на прежнем уровне. Компания также приняла решение о сокращении отсрочки платежей поставщикам отечественной небрендированой сельхозпродукции в большинстве случаем более чем в два раза до 14 дней и менее. Это самые необходимые продукты питания, включая овощи, фрукты, птицу, мясо, рыбу и др.
Среди дополнительных преференций, предоставляемых сетями производителям, Положением предусмотрен свободный доступ производителей через интернет-сайты сетей к информации о проводимых сетями тендерах на поставки сельскохозяйственной продукции, размещение товаров республиканских производителей на наиболее выгодных полочных пространствах, установление отсрочки платежа в пределах, не превышающих фактический срок реализации партии поставленной в торговлю продукции.
Это Положение носит обязательный характер. Согласно документу, сети и производители должны поддерживать доступные розничные цены на продукцию, минимизируя затраты, заключая прямые договора поставок без посреднических услуг.
Игорь Шевелев, директор по маркетингу ООО «Бахетле»:
— Наша компания не только предоставляет равные права и условия татарстанским производителям, но и привела некоторых их них за собой в Москву на столичный рынок. Для того чтобы попасть на прилавок нашей сети, продукция, кто бы ни был ее производитель, должна соответствовать элементарным требованиям: высокое качество и регулярность поставок. Стоит заметить, что среди наших партеров есть и мощные предприятия, и частники, которые, например, выращивают помидоры и зеленый лук.
Римма Ремизова, руководитель Дирекции по связям с общественностью Группы «Вестер»:
— Сейчас мы ориентированы, прежде всего, на местного поставщика. Поэтому для нас данное Положение не создает проблем. Скорее это помогает нам обеспечивать покупателя необходимым товаром по доступной цене.
Корректировка ассортимента — это процесс постоянный, и зависит он от покупательских предпочтений. Чтобы в текущих кризисных условиях клиент чувствовал себя комфортнее, увеличиваем ассортимент дешевых и средних по стоимости товаров. Мы также сокращаем долю импорта, ставшего сегодня дорогим, замещаем его отечественными продуктами. Таким образом, мы не только заботимся о покупателе, но и предоставляем возможность еще больше развиваться местным производителям.
Равиль Муратов также предложил соответствующим ведомствам (Роспотребнадзор по РТ, Отдел по защите прав потребителей Госалкоголинспекции РТ и др.) обеспечить надлежащий контроль за условиями хранения продукции в розничных торговых сетях, соблюдением сроков их реализации, наличием сертификатов качества и прочими условиями.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: