Новости
16 Июня 2011, 07:30

Ринат Калимуллин: «Казань перейдет на интеллектуальную транспортную систему»

К Универсиаде Казань должна избавиться от дорожных пробок. Одним из средств решения этой проблемы должна станет адаптивная система управления дорожным движением («АСУДД»). О том, что из себя представляет итальянская система OMNIA, каковы ее преимущества и что даст ее применение столице Татарстана, рассказал директор МУ «АСУДД» Ринат Калимуллин.


транспорт— Ринат Рифкатович, по данным сервиса «Яндекс.пробки», средняя ежедневная длина пробок в Казани — 154 километра. На ваш взгляд, есть ли надежда на то, что ситуация изменится к лучшему?

— В Казани ежегодно растет количество автотранспорта. Это одна из причин напряженной дорожной обстановки. Пробкам также сопутствует массовое строительство объектов Универсиады. Это и сами объекты — спортивные комплексы, и дороги, дорожные развязки, надземные и подземные пешеходные переходы. Водители сами видят, насколько загружены дороги.

Я надеюсь, когда в ближайшие год-полтора закончится строительство и мы внедрим нашу систему, ситуация изменится к лучшему. Водители сами почувствуют это.

— Как сейчас управляется движение в Казани?

— Сейчас в Казани светофорные объекты работают по заранее рассчитанным жестким планам координации. То есть утром один план координации, днем — другой. За движением по 100 перекресткам по видеокамерам следят диспетчеры, в зависимости от интенсивности транспортного потока они меняют режим работы светофоров. Остальные светофоры в течение дня работают в одном режиме, и не могут реагировать на изменения транспортного потока.

— А что изменится, когда будет внедрена новая система?

— В первую очередь, у нас будет ясная, реальная картина о транспортных потоках по улицам и дорогам Казани, и мы сможем регулировать все светофорные объекты, исходя из интенсивности транспортного потока.

— А каким образом вы будете получать реальную картину? Откуда будет поступать информация?

— На все светофорные объекты и между ними будут установлены видеодетекторы. Благодаря этому в единый центр будет постоянно поступать информация о количестве проезжающего транспорта по тем или иным участкам дороги. Кроме того, благодаря этим видеодетекторам будет отслеживаться любая неординарная ситуация, будь то ДТП, провал на дороге и так далее.

— Система будет предоставлять преимущества для движения общественного транспорта?

— У нас уже есть полосы для движения общественного транспорта. Система будет предлагать ему более комфортные условия передвижения. Общественный транспорт, оборудованный приборами навигации, при приближении к перекрестку дает сигнал системе. И для него либо заблаговременно включается, либо продлевается зеленый сигнал светофора. Но эти действия будут увязаны с тем графиком, по которому должен передвигаться транспорт данного маршрута. То есть не будет гонки, не будет перестроений.

— Сигналы будут поступать только от общественного транспорта?

— Информацию также можно будет получать и от такси. Но они тоже должны быть оборудованы специальными навигаторами, благодаря которому система сможет их распознавать. Такси с пассажирами будет иметь право передвигаться по общественной полосе. Системами распознавания будут оборудованы и спецмашины — скорая помощь, пожарные и так далее.

— На реализацию этой программы потребуется 980 миллионов рублей. Все эти средства будут выделены из федерального бюджета?

— Да. Внедрение адаптивной системы финансируется в рамках подготовки к Универсиаде.

— Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы начать работать с новой системой?

В первую очередь — это оборудование единого центра. Будет закуплено программное обеспечение, оргтехника, видеостена, дорожные контроллеры, видеодетекторы, оборудованы метеостанция, табло для водителей и многое другое. Нужно будет обучить персонал для работы с программным обеспечением.

Хочу также обратить внимание, что все коммуникации, которые будут прокладываться на периферии, должны быть выполнены подземным способом — таково требование городских властей.

— Вы говорите, что появится табло для водителей. Что это такое?

— На развязках будут установлены информационные табло — это обратная связь с водителем любого автотранспорта. Если участок впереди нормальный, комфортный для движения, на табло будет обозначена рекомендуемая скорость. Если же впереди затор или ДТП, на табло будет размещена информация о путях объезда.

— Такие табло появятся на всех основных перекрестах города?

— В первую очередь они появятся на тех развязках, которые попадают в маршруты Универсиады. В дальнейшем планируется их установка на всех развязках Казани.

— Система OMNIA, которую планируется внедрить в Казани, итальянского производства. Почему выбрана именно она?

— Несколько лет назад руководство города и ГИБДД поставили задачу изучить все мировые наработки в этом направлении. Мы изучили этот опыт. И наиболее подходящей тем задачам, которые ставит город и ГИБДД, оказалась именно итальянская система. Она и была выбрана. Рассматривались также системы производства Канады, Германии, Великобритании.

— В Италии эта система используется?

— Конечно. Прежде чем выбрать OMNIA, мы съездили, так сказать, пощупали руками, посмотрели, покатались, узнали, как работает система, как влияет на движение транспорта. И убедились в том, что она работоспособная и подходит для нас.

— А в каких городах Италии эта система применяется?

— OMNIA применяется не только в Италии. Она очень распространена в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Бельгии. В Италии она применяется в Риме, Милане, в Турине, Болонье. Это очень известное программное обеспечение, и на него делают ставку во многих городах мира.

— А в России где-то уже подобная система используется? Или мы будем впереди планеты всей?

— Я надеюсь, что мы будем первыми, потому что в России такого нет. В России есть наработки по местному регулированию — когда приборы регулируют ситуацию только на одном светофорном объекте.

В Москве до сих пор работает система «Старт», установленная в 80-х годах прошлого века. В Петербурге на Невском проспекте применена система «Siemens».

— А будут ли учитываться интересы пешеходов?

— Задача, которая была поставлена в первую очередь, это создание преимущества в движении общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения. А это значит, что все приоритеты для пешеходов будут соблюдены. То есть время, необходимое для перехода того или иного участка дороги, будет сохранено.

— Придется ли пешеходам дольше ждать зеленого сигнала светофора во время пробок?

— Нет. Будет определенный цикл работы светофорных объектов. Например, имеется цикл в 120 секунд. Скажем, фаза для пешеходов — 20 секунд. Вычитаем и получаем время ожидания разрешающего сигнала светофора.

— Учитывает ли система таких участников движения, как велосипедисты?

— Приоритет для велосипедистов при пересечении велодорожек с городскими магистралями тоже будет рассмотрен. В том и преимущество новой системы: у нее много подсистем, где можно задавать различные параметры для всех участников движения.

— Информация о ситуации на дороге будет идти только с одной полосы?

— Нет. Как я уже говорил, на всех перекрестках и даже на всех перегонах будут установлены видеодетекторы. Они будут отслеживать весь передвигающийся транспорт. Эти видеодетекторы классифицируют транспорт: легковой, грузовой, общественный. Так что система будет в реальном времени знать, какой транспорт передвигается на том или ином участке дороги, и принимать то или иное решение.

— То есть не только автобусы не будут стоять в пробках, но и автомобилисты?

— Общественный транспорт будет в привилегированных условиях при приближении к перекрестку. Однако передвижение любого другого транспорта нисколько не будет ущемляться за счет транспорта общественного. Скажем, к автобусам система будет подстраиваться, а другой транспорт у нас будет формироваться «пакетами» и проходить какой-то участок дороги без задержек.

— Есть такой западный опыт, когда движение по полосам регулируется отдельными светофорами. Не планируется ли подобное в Казани?

— Каждый перекресток, светофорный объект рассматривается в проекте отдельно. Там, где количество полос на дороге больше трех, рассматривается возможность установки светофоров над полосами. Сейчас совместно с ГИБДД у нас идет работа по установке так называемых «правых стрелок», которые работают постоянно. Соответственно правые полосы начинают работать более эффективно. К сожалению, мы не можем разрешить, как на Западе, правый поворот на красный сигнал светофора, так как ПДД у нас пока этого не предусматривают.

— Когда начнется внедрение системы?

— Первые шаги мы должны сделать уже к концу года. Мы планируем оснастить 32 перекрестка спецоборудованием и начать как опытную эксплуатацию, так и обучение персонала.

— Мы пока говорим о первом этапе — до 2013 года? Что будет потом?

— Планируется плавный переход на интеллектуальную транспортную систему.

— Если у автомобилистов есть вопросы или пожелания по работе того или иного светофорного объекта, перекрестка, куда можно обращаться?

— У нас круглосуточно работает диспетчерская служба. Ее телефон 562−44−09. Есть сайт www.asudd.ru. На сайте работает Интернет-приемная, где мы по мере сил и возможностей отвечаем на вопросы, а интересные предложения реализуем.

KZN.Ru

Новости
19 Апреля 2024, 11:48

На крупных предприятиях РТ потребность в кадрах составляет 11 тыс. человек

На 1 января 2024 года в республике насчитывалось 48,7 тыс. вакансий.

На заседании Госсовета премьер-министр РТ Алексей Песошин выразил необходимость в новом подходе к кадровой политике в условиях дефицита кадров.

Он отметил, что на крупных предприятиях требуется 11 тыс. квалифицированных сотрудников. По данным работодателей, к 1 января 2024 года в республике было 48,7 тыс. вакансий. Самыми востребованными профессиями и специальностями являются раскройщик, слесарь, водитель, уборщик, инженеры различных направлений, монтажники, воспитатели и кухонные работники.

Песошин Алексей Валерьевич

Премьер-министр РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: