Новости
09 Июня 2014, 17:11

Ренессанс личности в отдельно взятом регионе

Состоявшаяся на прошлой неделе презентация «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», подвела итоги полугодовой работы, обозначила общие контуры и получила одобрение на дальнейший ход работ по проекту. Портал TatCenter.ru публикует аналитический взгляд на новую программу экономического развития Татарстана.

Эксперты Леонтьевского центра представили руководству республики предварительные результаты первого пилотного этапа исследования и планы по реализации перспективной программы разработки «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».

Презентация проходила при непосредственном участии экс-министра финансов России, Алексея Кудрина, который является одним из основателей Леонтьевского центра (разработчик стратегии для Татарстана).

СПРАВКА

Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года («Стратегия 2030») разрабатывается по поручению Президента Татарстана Рустама Минниханова консорциумом во главе с ЗАО «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (при участии AV Group, ООО «Лаборатория градопланирования», Независимого центра социологических исследований, Независимого института социальной политики, компании Ernst & Young, Исследовательского института Номура) совместно с Правительством Татарстана.

В целом проект предполагается реализовать в три этапа (первый этап — исследовательский, второй — организационно-аналитический, третий — разработка и общественное обсуждение проекта стратегии), продолжительность каждого — шесть месяцев. Ожидается, что Стратегия развития Татарстана будет готова в 2015 году.

Ориентировочно в стратегии определены семь стратегических направлений развития экономики республики:

  1. привлечение и удержание человеческого капитала;
  2. повышение качества образования;
  3. сохранение межнационального и межрелигиозного согласия;
  4. активная промышленная политика;
  5. акцент на развитии агропромышленного комплекса,
  6. пространственное развитие через механизм агломераций (три агломерации: Казань, Закамье и Альметьевск),
  7. создание системы управления будущим.

К сожалению, подробно содержание этих разделов пока не раскрыто, но это и не удивительно — закончен только первый, исследовательский этап, и получено «добро» от властей республики на проведение второго этапа. Есть пока неясные контуры (агломерации, общеизвестные тезисы о развитии человеческого капитала и т. д.). Но пока всё идет на уровне общих рассуждений.

Конечно, жаль, что власти Татарстана, руководствуясь библейским «нет пророка в своем отечестве», не попытались сделать этот документ силами местных разработчиков. Как бы то ни было, взирать безучастно на формирование планов, по которым жить нам и нашим детям, мы не можем.

Начнем с основополагающего этапа выработки любой стратегии — формулировки миссии.

Еще в 1990 году сотрудником отдела экономики КНЦ АН РТ В. Поповым было лаконично сформулировано:

«Цель экономической самостоятельности Татарии — создать условия, чтобы каждый мог обеспечить себе достойную жизнь — там, где родился».

Десятилетия существования Татарской АССР породили противоречие между существовавшим высочайшим уровнем развития промышленности региона (ТАССР могла потягаться и с некоторыми европейскими странам) и низким качеством жизни рядовых граждан. Можно вспоминать «колбасные поезда» из Москвы. Поэтому и велико было желание стать хозяином своей земли и получать ее плоды у каждого жителя республики.

Творцов модели регионального хозрасчета, базисной программы модели Татарстана 90-х годов, можно было назвать «экономическими романтиками». Потому что они исходили из довольно идеалистических представлений о праве каждого жить достойной жизнью на своей земле. Своего рода экономический суверенитет личности, являющийся, как ни странно, реинкарнацией мечты большевиков «землю — крестьянам, фабрики — рабочим». Из миллионов экономических суверенитетов личностей по идее авторов складывался экономический суверенитет территории (в нашем случае — Республики Татарстан). Доктрина народного суверенитета была разработана еще в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.

Этим объяснялась и особая модель татарстанской приватизации, основанная на собственности трудовых коллективов, состоящих только из жителей Татарстана. Права на основные производственные фонды вначале были закреплены не за некими непонятными московскими структурами (как в других регионах), а за жителями республики.

Проблема была в другом — приватизация была проведена в условиях резкого падения жизненного уровня граждан в результате рыночных реформ 90-х. В условиях бесплатной раздачи ваучеров и именных приватизационных вкладов у населения не было никаких стимулов становиться долгосрочными собственниками, ведь для этого надо было быть уверенным в завтрашнем дне. Другое дело — партийно-хозяйственная элита и появляющиеся «новые русские». Для них остро стоял вопрос трансформации в новою национальную татарстанскую буржуазию как вопрос выживания. Этот стимул оказался очень мощным и привел, в конечном итоге, к созданию сегодняшней татарстанской элиты.

С другой стороны, идеологов регионального хозрасчета и татарстанской приватизации упрекнуть не в чем, ведь они формировали новую реальность не изолированно, а во многом вынужденно — как ответ на российские реалии. Не будь этого, не было бы особой татарстанской модели.

Но что же нужно, чтобы обеспечить эту самую достойную жизнь на своей земле?

Прежде всего — честное осознание своих сильных и слабых сторон.

Сильные стороны республики в глобальной конкуренции среди российских регионов — это «нефтяная фора», высокий уровень развития человеческого капитала, наличие у руководства республики желания быть передовым регионом (вопрос «как это делается» не снимается с повестки).

Слабые стороны — та же «нефтяная фора», деградация правовых институтов, несменяемость многих властных ключевых персоналий, отсутствие политической конкуренции, крен в сторону обособленности, отсутствие желания к экспансии за пределы региона и, как следствие, местечковость мышления, изобилие показного пиара, отсутствие уважения к независимым бизнесменам.

В условиях глобальной мировой конкуренции положение Татарстана еще незавиднее. Опрометчивое вступление России в ВТО ставит ряд отраслей (сельское хозяйство, машиностроение) в тяжелейшее положение. Но нам не привыкать — войну пережили, кризисы пережили, и это как-нибудь переживем.

Самая главная угроза — это отставание. Отставание во всем: науке, технологиях, культуре, образовании, менталитете. Нефть Татарстана, несмотря на нефтяную фору, развратила элиту и спровоцировала «голландскую болезнь». По техническому прогрессу мы плетемся на уровне отсталых стран Европы. Все внимание определенной части элиты сосредоточено на «освоении бюджетных средств» и на придумывании очередных мегапроектов. Это же гораздо легче и приятнее, чем концентрация на сокращении технологического отставания.

Президент РТ Рустам Минниханов честно отмечает, что мы импортируем оборудование вчерашнего дня и специализируемся на низкопередельной продукции. Эта негативная спираль будет только самораскручиваться, ведь остальной мир не стоит на месте, а развивается.

Можно принять самую правильную программу развития инноваций, самую правильную экономическую программу, но сложившаяся клановая элита будет ее попросту, по понятным причинам, игнорировать.

Снизить негативный эффект «заболачивания» можно только за счет одного — политической самоорганизации граждан, не входящих в клановую элиту, но желающих изменить ситуацию. У нас уже подросла «рассерженная» молодежь, которая просто не может втиснуться в забитые кланами республиканские лифты.

Надвигается мощный банковский кризис, связанный с падением способности населения оплачивать кредиты и вносить банковские вклады. Большая часть населения Татарстана стонет от кредитного ярма, бардака в сфере ЖКХ, высокой потребительской инфляции и низких доходов. Недовольство будет только нарастать и «рассерженных» будет все больше и больше. А это значит, что с каждым днем у потенциально зарождающегося движения «Новый молодой Татарстан» будет все больше и больше сторонников. Только путем создания новой молодой политической элиты, граждане Татарстана смогут сформировать руководство, которое исправит текущую ситуацию и вылечит Татарстан от «голландки». Поэтому очень важно, чтобы как можно больше молодых попало в состав нового Госсовета.

«Жизнь после нефти», а вернее «Жизнь без нефти» — это не миф, а то, к чему мы должны стремиться. Цены на нефть высокие, а экономика топчется на одном месте. К сожалению, идет деградация отраслей, прямо не связанных с добычей и продажей природных богатств.

Президент Татарстана повторяет всегда и везде: «Для того, чтобы мы развивались, нам нужен экономический рост не менее 5−6\% в год!». Но как достичь этого?

Главный вывод многовековой теории экономического роста на сегодняшний день состоит в том, что тайна роста заключается в накапливании не производственного, а человеческого капитала. В этом мы полностью согласны с авторами «леонтьевской» cтратегии. Но это лишь необходимое условие. Для того, чтобы оно превратилось в достаточное, необходима система правильных институтов и правильных стимулов. А не очередные «инфраструктурные» мегапроекты, безнаказанная коррупция и клановость.

В меняющемся мире для Татарстана самое главное — это переход от суверенитета клановой элиты к суверенитету отдельной личности.

В Татарстане должна быть запущена эпоха Нового Ренессанса, когда преклонялись перед человеческим разумом и его творческой мощью. Уважение к человеку творческому, насаждение культа креативности, почести ученым и инноваторам — вот в принципе правильное направление движения. Стимулы для этого худо-бедно на сегодняшний день создаются, но их мало и совершенно не вяжутся с текущим состоянием общественно-экономических институтов. Это как пытаться вырастить арбузы в Заполярье. Ничего не поделаешь — надо менять климат!

А для изменения климата нужна самостоятельная, понятная обществу программа действий.

Татарстану, имеющему свыше 1500 ученых со степенями, все же надо «найти пророков в своем отечестве», и, наконец, (с участием приглашенных экспертов или без них) разработать программу социально-экономического развития. Реалистичную, учитывающую местные условия. Не набор общих обтекаемых и прожектерских установок (мол, нужны правильные институты и в 2030-м году Татарстан станет десятой экономикой мира), а старая добрая программа 5-летнего развития. С ежегодным уточнением (по принципу скользящего плана).

Главной темой программы должна стать трансформация суверенитета для элиты в суверенитет личности. А это означает максимальную свободу ведения бизнеса и культивирование уважения человека к себе как к Личности.

Система управления республики должна не эволюционировать, а революционизировать в сторону максимально полного сокращения общественного сектора, естественно, в рамках республиканских полномочий. Сокращение местных и республиканских налогов, максимальная эффективность общественных услуг, компактное управление (слияние и оптимизация госструктур) и переход к системе управления через 6 укрупненных дистриктов-агломераций, оптимизация численности чиновников, возрождение фондового рынка в РТ, отказ от убыточного и коррупционного государственного инвестирования в экономику. Это и многое другое хотелось бы увидеть в такой экономической программе.

Главный фактор, который будет противодействовать проведению таких реформ, — сама сложившаяся «суверенная элита». Поэтому гражданам Татарстана надо брать свою судьбу и судьбу детей в собственные руки — создавать гражданское общество, выстраивать политическое взаимодействие, принимать участие в управлении и контроле государством. Важно поощрять молодых заниматься политикой, реализовывать себя в ней.

В конце концов, будущее — за молодыми, а они хотят самореализации. И рано или поздно с этим придется считаться.

Альберт Бикбов

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

От редакции: Этим материалом мы хотели бы пригласить заинтересованных лиц к широкому обсуждению стратегий развития Татарстана на ближайшие десятилетия. Мы открыты для любых мнений в рамках закона и готовы к обсуждению различных точек зрения. Если вы хотите принять участие в этой дискуссии, оставляйте свое мнение в комментариях к этой статье или присылайте главному редактору портала Руслану Серазетдинову на [email protected]

Новости
28 Октября 2021, 10:03

В 2022 году в Татарстане на покупку минеральных удобрений потратят около 15 млрд рублей

В 2021 году на эти цели потребовалось 8,9 млрд рублей.

В 2022 году Татарстану потребуется порядка 15 млрд рублей на покупку минеральных удобрений. Об этом сообщил заместители министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ильдус Габдрахманов.

«Если в 2021 на приобретение минеральных удобрений было затрачено 8,9 млрд. рублей, то, с учетом цен, в следующем году понадобится порядка 15 млрд», — отметил он.

В ведомстве подчеркнули, что от количества внесенных минеральных удобрений напрямую зависят расходы на возделывание культур. Так, например, при достаточном питании воды требуется в 2 раза меньше.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Зяббаров призвал аграриев не тянуть с покупкой минеральных удобрений, так как цены могут снова вырасти. Также может возникнуть дефицит свободных объемов у производителей.

Он попросил муниципалитеты уже к началу ноября предоставить в ведомство информацию о потребности в удобрениях.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: