Сегодня мы беседуем с ректором Казанского государственного архитектурно-строительного университета Рашитом Низамовым о будущем строительной отрасли, о подрастающем поколении строителей, архитекторов, проектировщиков — одним словом, о выпускниках КГАСУ и условиях их качественной подготовки к дальнейшей работе.
Рашит Курбангалиевич, расскажите, какие специальности на сегодняшний день являются наиболее «популярными» среди абитуриентов и какие являются востребованными среди компаний строительной отрасли по данным статистики?
— На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, так как наши выпускники очень, очень и очень востребованы. Стенды у деканатов буквально увешаны объявлениями — требуются, требуются… И тому есть объяснение: университет осуществляет подготовку специалистов по актуальным направлениям инвестиционно-строительной деятельности, что гарантирует в дальнейшем выпускникам востребованность на рынке труда.
Все наши семь укрупненных групп специальностей и направлений подготовки образуют единый образовательный комплекс, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов в области архитектуры, строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ. Поэтому можно говорить только о наиболее востребованных специальностях.
Традиционно популярны среди абитуриентов архитектурно-дизайнерские, экономические специальности, промышленное и гражданское строительство. Хотя мы не испытываем проблем с желающими обучаться на госбюджетной и коммерческой основах на других направлениях. А специальности эти замечательные: технология строительных материалов, изделий и конструкций, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и водоотведение, автомобильные дороги и аэродромы, организация и безопасность движения, мосты и транспортные тоннели, подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, информационные системы и технологии (в строительстве), профессиональное обучение (строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии), инженерная защита окружающей среды.
Наша профориентационная работа и в этом году велась планомерно, но без титанических усилий. Мы знаем и мы уверены, что «наш» абитуриент придет именно к нам, и никакими искусственными мероприятиями невозможно изменить его решение.
Говоря о потребности строительных компаний в тех или иных специалистах, положа руку на сердце, могу сказать, что они приглашают всех наших выпускников. Другое дело, что хотят получить сразу адаптированных к конкретному производству людей, и здесь открывается широкое поле деятельности для целевой подготовки специалистов.
Профессия строителя созидательная и востребованная во все времена. Впереди Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, в Республике Татарстан успешно реализуются программа социальной ипотеки, целевая федеральная программа по капитальному ремонту жилья. Работы много, а значит, и наши выпускники будут востребованы. Наша республика всегда отличалась продуманной политикой во всех сферах и мощным развитием строите
льства. Уверен, что мы сумеем преодолеть трудности финансового кризиса.
Существует ли сегодня необходимость в новых специальностях? Открываются ли для них новые факультеты?
— В настоящее время университет осуществляет подготовку специалистов по 18 специальностям и 3 направлениям. Потребность в новых специальностях диктуется требованиями архитектурно-строительного и дорожного комплексов, ЖКХ, а также рынком труда. Мы никогда не открывали непрофильных специальностей, исходя из коммерческих или иных соображений. Все наши специальности связаны с архитектурно-строительной отраслью, дорожным строительством. В последние 10 лет открыты специальности «Информационные системы и технологии в строительстве», «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование», «Мосты и транспортные тоннели», «Инженерная защита окружающей среды», «Профессиональное обучение» (строительство, монтажные, ремонтно-строительные технологии), «Искусство интерьера», направление «Градостроительство».
Когда появляется новая специальность, это не означает, что открывается и новый факультет. Конечно, если есть необходимость в автономной организации образовательного процесса, если требуется отдельная структура для обслуживания большого контингента студентов, тогда — да. Например, в 1999 году была открыта специальность «Проектирование зданий». Сначала это была одна группа студентов дневного отделения, потом появились студенты заочной формы, получающие второе высшее образование. В этой связи в 2008 году был открыт инженерно-архитектурный факультет.
Изменяются ли учебные планы КГАСУ в соответствии с требованиями времени? Расскажите подробнее о том, как формируются учебные планы.
— Содержание учебных планов определяется государственными образовательными стандартами (ГОС). Однако содержание образования — «живой организм», и, конечно, учебные планы постоянно корректируются. В настоящее время в связи с вступлением России в Болонское соглашение, реализуется программа модернизации российского высшего профессионального образования. Как известно, сегодня пересматривается классификатор специальностей, осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавр‑магистр).
С 2010 года вступают в силу стандарты третьего поколения. Введение новых ГОСов и принятие закона об уровневом высшем профессиональном образовании дает больший простор вузам и бизнес-сообществу в формировании учебных планов в связи с современными требованиями к подготовке специалистов. Поэтому у нас впереди сложные задачи по формированию учебных планов в соответствии с новыми ГОСами совместно с работодателями, совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений; разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня и другое. Значительное внимание в стандартах третьего поколения уделяется компетентностному подходу в образовании.
Рашит Курбангалиевич, как влияет прохождение производственных практик на трудоустройство выпускников?
— Производственная практика — неотъемлемая и важная часть образовательного процесса. Качественная, полноценная практика позволяет студенту приобрести умения и навыки, без которых не может сформироваться хороший специалист, необходимый производству. Как можно обучиться технологии производства строительных материалов и изделий, ни разу не побывав и не поработав, например, на заводе по производству железобетонных изделий или керамики? И здесь, конечно, открываются широкие возможности целевой подготовки специалистов. Эта работа у нас ведется — начиная с 3 курса, часть студентов готовится для работы на конкретных производствах и в проектных организациях на основе договоров.
Поэтому учебные планы адаптируются в связи с требованиями и спецификой будущего места работы. Студенты, проходя практику на предприятии, на котором они будут работать, окончив университет, более тесно знакомятся с производством, с его спецификой, что позволит по окончании учебы сразу приступить к своей профессиональной деятельности.
Вообще, у студентов во время производственной практики появляется возможность проявить себя, показать, на что они способны, заинтриговать потенциального работодателя. Именно на производстве складываются тесные контакты, результатом которых становится приглашение на работу по окончании университета.
Обсуждаются ли вопросы подготовки кадров совместно с предприятиями? Какие предприятия РТ наиболее активно сотрудничают с КГАСУ?
— Мы поддерживаем тесные взаимоотношения с Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ, Союзом строителей РТ. Нет, наверное, ни одной строительной организации, завода, проектной организации, с кем бы мы не контактировали в той или иной сфере. Совсем недавно в университете состоялось заседание Попечительского совета КГАСУ, на котором обсуждались и вопросы взаимодействия вуза с предприятиями стройиндустрии. Среди наших деловых партнеров — крупные предприятия Татарстана: «Татглавинвестрой», ГУП «Татинвестгражданпроект», ОАО «Татнефть», ОАО «Татстрой», ОАО «Татагропромстрой», ОАО «Камаглавстрой», ОАО «Камгэсэнергострой», ПО «ЕлАЗ», МУП «Казметрострой», МУП «Водоканал», ОАО «Завод ячеистых бетонов», ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», ПСО «Казань» и многие другие.
Многие руководители и специалисты этих предприятий — наши выпускники. Кстати, совсем недавно к 79-летию университета ректорат в память о добром и всеми узнаваемом имени вуза принял решение вернуться к своему «бренду» — названию КИСИ (Казанский инженерно-строительный институт). Оно в течение почти 40 лет сопровождало историческое развитие высшего строительного образования Казани.
На базе нашего университета совместно с Союзом строителей Республики Татарстан создан Учебно‑методический центр. В рамках создаваемой саморегулируемой организации будут проводиться обучение и профессион
альная аттестация специалистов строительной отрасли (от мастера до генерального директора). В настоящее время мы проводим кадровый аудит строительных организаций и готовим программы дополнительного профессионального образования для различных категорий работников строительного комплекса.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: