В упрощенном виде рейтинги делает каждый человек, основываясь на собственной картине мира и шкале ценностей, на основе имеющегося объема информации. Критерии колеблются в промежутке от элементарного «нравится — не нравится» до аргументировано обоснованных оценок, выводов.
В настоящее время существуют компании, для которых составление рейтингов является профессиональной деятельностью. В Европе и Америке организации, производящие рейтинги, широко распространены. Для России это дело сравнительно новое, но в нем уже участвуют известные организации.
В Татарстане с 2003 года работает Рейтинговое агентство Поволжского антикризисного института, среди реализованных проектов которого можно выделить такие рейтинговые продукты, как:
- Рейтинг арбитражных управляющих Республики Татарстан
- Рейтинг управляющих компаний арбитражных управляющих Республики Татарстан
- Рейтинг лучших проектов по финансовому оздоровлению предприятий Республики Татарстан
- Рейтинг торговой недвижимости г. Казани, ТОП-50
- Рейтинг офисной недвижимости г. Казани, ТОП-50
- Рейтинг коммерческих банков г. Казани по условиям вкладов для физических лиц
- Рейтинг «Лучшие сайты о Казани — столице Татарстана», ТОП-10
- Рейтинг «Банки Татарстана: лидеры по прибыли», ТОП-10
- Рейтинг «Самые удобные супермаркеты Казани», ТОП-20
- Рейтинг «Лучшие сетевые ресурсы о Татарстане», ТОП-5
Кроме того, Рейтинговое агентство работает и над рэнкингами:
- «Просроченная задолженность по заработной плате в регионах ПФО»
- «Жилищное строительство в регионах ПФО»
- «Регионы ПФО по уровню бюджетной обеспеченности на 1 жителя»
Рейтинговое агентство самостоятельно разрабатывает методики рейтинговых оценок, организовывает проведение рейтинговой оценки и составляет рейтинг исследуемых объектов. А в дальнейшем продвигает свои продукты в деловой среде и в средствах массовой информации.
Одним из самых первых и самых известных рейтинговых продуктов Рейтингового агентства ПАИ является Рейтинг арбитражных управляющих Республики Татарстан. Необходимость проведения такого рейтинга впервые была озвучена на правительственном уровне, на заседании Совета Безопасности РТ в октябре 2001 года. В целях обеспечения принципов гласности и конкурсности Постановлением Кабинета министров РТ от 5 октября 2001 г. № 732 было решено ввести в практику регулярную публикацию рейтинга арбитражных управляющих в СМИ.
Предприятию, вступающему в процедуры несостоятельности, необходимо выбрать арбитражного управляющего, с которым придется работать. Кого выбрать? Чем руководствоваться? Где взять информацию о профессиональных и деловых качествах менеджера? При составлении рейтинга каждый арбитражный управляющий оценивается по 17 критериям. В их числе такие, как стаж работы, количество назначений, успешность проведения процедур несостоятельности, качество исполнения обязанностей, общественная деятельность.
Алмаз Вафин, руководитель Рейтингового агентства ПАИ:
— Накопленный опыт по рейтингованию антикризисных менеджеров позволил нам выступить с предложением Российскому союзу саморегулируемых организаций арбитражных управляющих относительно критериев рейтинговой оценки деятельности СРО в России. Наши предложения нашли свое отражение в общероссийской методике оценки деятельности СРО арбитражных управляющих.
Ценен и своевременен Рейтинг офисной недвижимости Казани, ТОП-50. Рынок офисной недвижимости республики активно развивается. Уровень предложения достаточен для того, чтобы иметь возможность выбирать, растут требования арендаторов к качеству, повышается профес
сионализм девелоперских и управляющих компаний. Если до 2004 года, ввиду неразвитости рынка аренды Казани, при составлении рейтинга использовались более мягкие критерии оценки, то теперь требования к претендентам на максимальный балл в рейтинге повышены. Объекты офисной недвижимости, получающие итоговое значение рейтинга от 0,9 до 1, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к объектам класса «А».
Офисные комплексы либо их части, сдаваемые в аренду на момент составления рейтинга, оцениваются по 10 критериям привлекательности для арендаторов. Во внимание принимаются престижность объекта, архитектура, его транспортная доступность, инфраструктура.
Удобство для покупателей как неценовой фактор конкурентоспособности оценивался в Рейтинге супермаркетов Казани, ТОП-20.
Алмаз Вафин:
— Ранее СМИ проводили выборочные обзоры ценовой доступности супермаркетов Казани. Однако фактор удобства для покупателей системно не изучался. Но именно он, по оценкам экспертов, имеет вес 52%. В условиях усиления конкуренции позиция игнорирования комфортности шопинга становится близорукой. Кроме того, никто из предыдущих исследователей не применил методику, в которой бы элемент субъективизма был сведен к нулю.
Методика рейтинга включает в себя 42 критерия, объединенных в 6 групп: «общие условия удобства», «вход и безопасность», «микроклимат и оформление», «персонал и расчет», «товарный мир», «сопутствующие товары и возможности».
Крайне полезные потребительские рейтинги: «Банки Татарстана — лидеры по прибыли, ТОП -10» и «Рейтинг коммерческих банков г. Казани по условиям вкладов для физических лиц». Они представляют интерес как для деловых кругов, так и для населения.
Алмаз Вафин:
— Рейтинговое агентство развивает направление, которое связано с сетевыми информационными ресурсами. В прошлом году нами изучены интернет-ресурсы о Республике Татарстан и Казани как столицы Татарстана. Причем рассматривали мы качество и удобство представления информации, а не посещаемость сайтов. Термины «рейтинг сайтов» и «рейтинг популярности сайтов» нетождественны. Всегда ли популярный сайт является качественным продуктом? Всегда ли отличный по содержанию сайт — лидер по показателю посещаемости? Нет, далеко не всегда.
С помощью рэнкингов (упрощенных форм рейтингов) появляется возможность оперативно анализировать и представлять на изучение госструктурам, населению и СМИ информацию о развитии нашей республики и соседних регионов.
Безусловно, создание столь наукоемкого продукта, как рейтинг, требует бесстрастности и объективности.
Алмаз Вафин:
— Например, в одной из наших методик сумма весов всех 10 критериев составляет 1. У каждого критерия имеется свой вес. Человек, не согласный с результатами рейтинга, всегда может посмотреть, чему мы придаем большую значимость. А на его взгляд, скажем, вес того или иного критерия должен быть больше или меньше. При распределении весов критериев мы обращаемся за помощью к экспертам. Это позволяет значительно уменьшить момент субъективизма рейтинговой оценки. Однако ни разу наш подход в организации рейтинга, наша методика сомнениям не подвергалась.
Айрат Гиззатуллин, директор ПАИ:
— Как и у любой консалтинговой компании, самое ценное, что у нас есть — это наша репутация. Объективность — основа составления рейтинга. Если объекты рейтингования не согласны со своим положением в рейтинге, то они всегда могут ознакомиться с методикой, с критериями оценки, с исходными данными. Но, на наш взгляд, само попадание в рейтинг — уже определенный знак качества. Тем не менее мы всегда открыты для сотрудничества.
Ценность любого рейтинга и рэнкинга определяется также его доступностью. Все материалы Рейтингового агентства ПАИ — от методик до конечного рейтинга — публикуются на корпоративном сайте ПАИ, а также в печатных и электронных СМИ республики.
В 2005 году Рейтинговое агентство ПАИ планирует поддерживать уже развитые проекты, обновлять методологическую базу параллельно социально-экономическим изменениям России и Татарстана. Планируется активизировать деятельность по составлению и продвижению новых ре йтинговых продуктов, обращенных как к деловому сообществу Казани и республики, так и к потребителям товаров и услуг. Это значит, что поток качественной и полезной информации продолжится.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: