Новости
01 Марта 2017, 12:00

Регионам пообещали ослабить «жёсткий федеральный поводок»

На Сочинском инвестиционном форуме два дня обсуждали, в том числе, и межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами. Федералы и губернаторы говорили о передаче полномочий на места, председатель Счетной палаты критиковала это предложение, а президент Татарстана выступил за сохранение текущей системы налогов, какой бы хорошей или плохой она ни была.

«Я бы не увлекался экспериментами»

Любые решения по изменению налоговой системы и региональной политики в России должны быть обдуманы, заявил в интервью РИА Новости президент РТ Рустам Минниханов.

«Любые движения в ту или иную сторону должны быть обдуманы. Мы понимаем, что регионы хотят больше, и у федерального бюджета тоже большие задачи — оборона, безопасность, социальные обязательства. Здесь нужно очень взвешенное решение. Я бы не увлекался экспериментами, очень аккуратно в этом вопросе надо подходить. Я сторонник того, чтобы придерживаться уже сложившейся системы налогов», — заявил Минниханов.

По его словам, переход к новой системе по перераспределению налоговых доходов между регионами и федеральным центром должен быть постепенным. «Потому что выпадающие доходы будут очень значительными. Мы не имеем права ухудшать жизнь людей, которые живут в регионах-донорах. Есть такая татарская пословица: «Знает не тот, кто ест, а тот, кто готовит «, — объяснил глава РТ.

Эти слова Минниханова прозвучали перед встречей губернаторов и премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Сочинском инвестиционном форуме. Ранее же президент республики одним из первых губернаторов выступил против дополнительного зачисления одного процента налога на прибыль в федеральный бюджет. В конце декабря он назвал изъятие дополнительных доходов у регионов-доноров «раскулачиванием», а позже, на Гайдаровском форуме в январе, вместе с коллегами из других регионов развивал мысль и говорил о недостатке доверия к регионам.

«Я думаю, что мы более подробно услышим, какие планы по налогам, будут озвучены основные моменты [на совещании у Медведева, ред.]. Вообще, я считаю, что таких вещей надо очень аккуратно касаться — потому что уже есть некая сложившаяся система, хорошая или плохая, но она уже есть», — рассказал в преддверии совещания Минниханов.

Новые формы поддержки регионов

Между тем, ни громких заявлений, ни масштабных дискуссий и споров на встрече не было [стенограмма]. Первым слово взял Медведев, который начал с позитивных новостей — за прошлый год дефицит региональных бюджетов уменьшился со 170 млрд рублей до 12,5 млрд рублей.

«Это, безусловно, важное позитивное достижение. Сокращается и количество проблемных регионов, где государственный долг значительно превышает доходы. Но в целом долговая нагрузка остаётся очень и очень значимой, очень большой. Доля рыночных заимствований в общем объёме регионального долга снизилась за последнее время, но всё ещё превышает половину.

Чтобы постепенно решать долговую проблему, будем продолжать практику выделения бюджетных кредитов. В текущем году на эти цели запланировано 200 млрд рублей. Но эти деньги можно будет получить не просто так, а при выполнении определённых условий, прежде всего жёстких обязательств по снижению дефицитов бюджета и снижению объёма рыночных заимствований", — заявил Медведев.

Он отметил, что многие регионы по-прежнему сильно зависят от помощи федерального бюджета, в том числе по объективным причинам, поэтому правительство увеличило дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 100 млрд рублей до 600 млрд. На эту же сумму увеличен общий объём субсидий региональным бюджетам на софинансирование расходных обязательств.

Среди других мер по спасению региональных бюджетов — увеличение на 10\% норматива зачисления доходов от акциза на крепкий алкоголь (также планируется передать регионам часть акцизов на табак, если они смогут увеличить его собираемость) и изменение порядка переноса убытков между налоговыми периодами в целях исчисления налога на прибыль.

Кроме того, планируется возвращать в регион часть средств, равную приросту налога на прибыль на прошлый финансовый год из федеральной части (3\%).

«Инструмент стимулирования — это оставление в распоряжении региона прироста налога на прибыль, который подлежит зачислению в федеральный бюджет. И теперь это будет не от 2\%, как было раньше, а от 3\%. 3\% будет зачисляться в федеральный бюджет. И весь прирост, который обеспечила территория, будет на следующий финансовый год возвращаться в бюджеты регионов», — пояснил позже вице-премьер Дмитрий Козак.

По его словам, наиболее эффективным стимулом для развития регионов являются гранты. Они полагаются тем регионам, которые достигли высоких показателей по динамике экономического роста. Общий объем на 2017 год — 20 млрд рублей, что вчетверо больше прошлогодних объемов. Гранты будут внушительными и будут замещать выпадающие доходы, связанные с уменьшением объёма дотаций, которые выделяются из федерального бюджета.

«Поэтому регионы не будут чувствовать себя ущемлёнными: чем лучше работаешь, тем меньше тебе дотаций платят. Такое замещение должно быть, и регионы должны стремиться к уменьшению объёма дотаций из федерального бюджета. Это конечная цель, поскольку наращивание собственного экономического потенциала на порядок эффективнее, чем получение бесплатных, дармовых, безусловных денег из федерального бюджета», — заявил вице-премьер.

Регионы завышают доходы

При формировании бюджетов половина регионов закладывает под будущие расходы неисполнимый объём доходов, продолжил Дмитрий Медведев.

«Когда ничего с этим не получается и для срочного латания дыр следуют просьбы о финансовой помощи из федерального центра. Рыночные заимствования также в этом случае востребуются, то есть регион выходит на рынок и, конечно, получает эти заимствования под рыночный процент», — сказал премьер.

Также он отметил, что регионы принимают на себя дополнительные, региональные обязательства, при том, что не выполняют основные. По его словам, в общем объёме расходных обязательств региональных и местных органов власти (10 трлн рублей) доля зарегулированных с федерального уровня полномочий превышает 95\%, а для малообеспеченных регионов это превышает объём собственных доходов.

Вернул разговор в позитивный ключ министр финансов Антон Силуанов. Доходы регионов стали расти — бюджеты исполнены с минимальным с 2007 года дефицитом в 12,5 млрд рублей, а общий объём налоговых и неналоговых доходов за период с января по 20 февраля вырос более чем на 20\% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. При этом дефициты региональных бюджетов сократились в 2,6 раза — с 235 до 89 млрд рублей. Впрочем, без ложки дегтя не обошлось.

«Тем не менее, опыт и анализ показывают, что целый ряд субъектов, к сожалению, очень просто относятся к проектировкам бюджета: в доходах бюджета закладываются нереальные источники по налоговым и неналоговым доходам, большие поступления закладываются от приватизации объектов, которые годами не могут быть реализованы, и сами же регионы признают, что таких источников финансирования дефицита бюджета и доходов просто не будет», — заявил Силуанов.

Он рассказал, что регионы меняют соглашения и бюджеты. По его словам, такими решениями «грешат» Хакасия, Кабардино-Балкария, Орловская, Курганская области, а в целом формирование нереалистичной структуры по доходам в 2016 году было отмечено в 20 регионах, в 2017 году — в 27.

Федералы поделятся полномочиями

Министр рассказал, что ведомство будет повышать предсказуемость межбюджетных трансфертов, а в этом году определится предельный уровень софинансирования для субъектов.

«Будут две категории. Первая категория — это регионы до уровня бюджетной обеспеченности (единицы), до среднего уровня бюджетной обеспеченности, там доля софинансирования будет колебаться от 95\% федеральной составляющей до 70\%. И от единицы уровня бюджетной обеспеченности, то есть от средней, до самых высоких размеров — соответственно, уже от 70 до 5\%. То есть 5\% — доля Российской Федерации для самых высокообеспеченных субъектов. На наш взгляд, это справедливый подход для распределения трансфертов», — объяснил Силуанов.

Также минфин планирует сосредоточиться на инвентаризации расходных обязательств субъектов. По его словам, объём регулируемых на федеральном уровне расходных обязательств по образованию составляет около 80\% всех расходов бюджетов регионов, а в здравоохранении около 98\% — 100\%.

«С одной стороны, понятно, что центр должен проводить свою федеральную политику в отношении отраслей, которая реализуется и субъектами Федерации. С другой стороны, при принятии таких решений необходимо оценивать финансовые возможности субъектов. А если это приводит к дополнительным расходным обязательствам регионов, соответственно, нужно предусматривать и финансовые источники.

Мы сейчас проводим инвентаризацию. Эта работа, по сути дела, сравнима с работой по разграничению полномочий, которая была проведена. Уже сейчас видим, что необходимо давать часть прав регионам в определении некоторых позиций. Предположим, те же самые СНиП могут регулироваться непосредственно субъектами. Но наша задача — определиться, есть ли ресурсы у субъектов на эти решения", — предложил Силуанов.

На встреч выступили губернаторы Московской, Томской областей и глава Башкортостана. Так, Сергей Жвачкин жаловался на выпадающие доходы и ужесточение требований федерального центра при выделении дотаций, а также предложил изменить методику распределения бюджетных кредитов региона: по мнению главы Томской области, она должна исходить из действующего объёма долга, а не из погашаемого. Губеранатор Московской области Андрей Воробьев был по многим пунктам согласен с коллегой и предложил автоматизировать работу по взысканию долгов с населения — чтобы налоговики не перекладывали бумаги мировым судьям, а те — приставам.

Голикова отчитала регионы за неумение планировать

Ранее за предоставление «бюджетной свободы» на форуме выступал глава центра стратегических разработок Алексей Кудрин. По его мнению, необходимо скорректировать действующую системы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и отраслевых субсидий. Его предложение — передать 200 млрд рублей субсидий в фонд финансовой поддержки регионов, а остальные средства распределить по принципу меньше субсидий с более лаконичными показателями. Также он выступал за передачу в регионы части федеральных контрольно-надзорных функций, что сейчас существенно ограничивают инвестиционные возможности.

Ранее в рамках первого дня форума проблему признали и Козак, и Силуанов, а вот председатель Счетной палаты Татьяна Голикова выступила против, сославшись на низкое качество регионального бюджетного планирования и постоянный пересмотр в регионах уже принятых бюджетов, о чем говорил во вторник Медведев.


По ее словам, в 2016 году регионы не исполнили расходы по реализации своих полномочий на общую сумму 590 млрд рублей, в том числе по ассигнованиям на дорожные фонды на 92 млрд рублей, на ОМС — на 126 млрд рублей. Кроме того, только за декабрь регионы нарастили бюджетный дефицит на 514 млрд рублей.

«Не сумев спрогнозировать поступления доходов, они позаимствовали 127,5 млрд рублей у коммерческих банков и перечеркнули всю ту работу, которую осуществляло правительство в лице министерства финансов по сокращению объема государственного долга субъектов», — говорила Голикова.

Медведев анонсировал ослабление «федерального поводка»

После встречи с губернаторами Дмитрий Медведев дал интервью телеканалу Россия 1 и анонсировал ослабление «федерального поводка».

Сначала он рассказал, что нужно заниматься совершенствованием бюджетного регулирования, смотреть, каким образом используются трансферты и каким образом осуществляется исполнение основных полномочий регионов, а также работать на развитием собственной доходной базы.

«Потому что ведь очень часто как это выглядит? Вы нам дайте из федерального центра дополнительно денег, мы такую программу хорошую придумали, и мы все эти деньги туда направим. И программа хорошая, и, наверное, направят. Но нужно вообще-то заниматься тем, чтобы свои источники доходов создавать, а не обращаться по каждому поводу в федеральный центр», — отметил Медведев.

А позже премьер говорил о «запредельной» доле федерального регулирования.

«Огромное количество денег расходуется регионами и муниципалитетами для того, чтобы осуществлять свои полномочия. По подсчётам минфина, это сумма огромная — порядка 7 трлн рублей в год. Но проблема в том, что на 95\% федеральный центр диктует, как эти деньги расходовать. И конечно, не потому, что федеральный центр такой злой и хочет всё снизу доверху, так сказать, разверстать и указывать: вот это только сюда, а это только сюда… Есть просто абсолютно необходимые полномочия, которые должны по единому стандарту осуществляться по всей территории страны: здравоохранение, образование. Но всё равно доля 95-процентного федерального регулирования запредельная. И мы договорились, что этот жёсткий федеральный поводок должны ослабить», — резюмировал он.

Илья Иванов

Фото: forumsochi.tassphoto.com

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: