Новости
19 Февраля 2014, 12:20

Региональные банки способны конкурировать с «федералами»

Региональные банки выдержали уже с десяток проверок кризисами и сумели пройти периоды восстановления деловой активности в посткризисные времена. Многие из них вышли на уровень федеральных финансовых организаций. Эксперты уверены, банки из регионов способны успешно конкурировать с «федералами».

Региональные банки должны пройти проверку третьим Базелем

Очевидно, что банковская отрасль стоит на пороге тектонических системных изменений, которые характерны для всей страны, считает директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрахбанка Вилен Ли. При этом одной из основных опасностей для локальных банков он называет вступление в силу положения Базеля III и планируемое с 1 января 2015 года увеличение минимального размера собственных средств (капитала) банка.

«Не все региональные банки смогут соответствовать новым требованиям. Очередной этап перехода на Базельские стандарты вынудит ряд банков, в том числе и локальных, искать новый капитал. Те, кто не смогут, — прибегнут к слияниям и поглощениям», — полагает Вилен Ли.

Управляющий директор группы компании «Алор» Сергей Хестанов отмечает, что главное последствие новых норм — это необходимость увеличения капитала, и именно это сильнее всего пугает небольшие банки, поскольку готовность к введению новых требований Базеля, в основном, определяется способностью собственников увеличить капитализацию банков.

Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков Валерий Петров считает, что требования Базеля III усилят капитализацию банковской системы, но приведут к снижению кредитной активности. Если для таких лидеров, как Сбербанк и ВТБ это не критично, то для региональных банков с их региональной клиентурой — это серьезный вызов. Валерий Петров напоминает, что основные изменения, связанные с Базелем III, относятся к нормативам достаточности по базовому, основному и совокупному капиталу. Так, минимальные допустимые значения базового показателя будут установлены в размере 5\% от активов, основного — 5,5 (с 1 января 2015 года — 6), а показатель совокупного капитала сохранится на уровне 10\%.

Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Антон Картуесов напоминает, что многие небольшие банки выполняют нормативы Базеля с запасом. У таких кредитных организаций проблемы будут с ростом операционных расходов, так как переход на расчеты по новым требованиям достаточно сложен. Что же касается небольших региональных банков с невысокой достаточностью капитала, то у них могут быть сложности с привлечением дополнительного капитала, как в виде вливания собственников, так и в виде субординированных займов. Кроме того, Базель может привести к снижению рентабельности банков, что явно не упростит им привлечение инвестиций.

Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, Анатолий Аксаков тоже согласен с тем, что требования к банкам заметно ужесточаются.

«Причем хотел бы отметить, что на российском рынке стандарты Базеля III вводятся даже более жестко, чем на европейских рынках. Я полагаю, что стандарты можно было бы вводить более мягко и поэтапно. Однако, как известно, нет худа без добра. В целом банковская система России к Базелю адаптирована, готова — как с точки зрения ресурсов и управления, так и морально. Полагаю, в конечном счете, это пойдет на пользу банковской системы — что-то вроде закаливания», — считает Аксаков.

Все банки должны иметь доступ к ликвидности

Но все же малые и средние региональные банки занимают свою нишу в бизнесе, и нужны экономике. Как же им противостоять натиску банковских холдингов из центра страны и чем они могут привлечь своих клиентов? На самом ли деле регулятор в своей работе делает ставку лишь на крупные федеральные банки?

Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев отмечает, что для того, чтобы конкурировать региональному банку с федеральным, необходимо два условия.

Первое — малые и средние региональные банки должны иметь доступ к ликвидности, причем — к дешевым и длинным ресурсам. Для этого во всем мире существуют институты развития. У нас такие тоже есть — АИЖК и МСП-банк, рефинансирующие малые и средние банки, кредитующие ипотеку и малый бизнес. Но лимитов, особенно МСП-банка, крайне не хватает. Эта ликвидность должна быть увеличена, считает Мурычев.

Второе — сам малый и средний бизнес должен быть поставлен в условия стимулирующего воздействия со стороны государства. Сегодня, к сожалению, этого нет. Налоговый пресс вновь увеличился. Юрисдикции отдельных регионов порождают лишь бюрократические препоны на пути развития бизнеса. Развитие малого бизнеса и малого банкинга — невозможны одно без другого. И вопросы их стимулирования можно решать лишь вкупе, иначе — мертвому припарки.

Зачистка или очистка?

Что происходит с нашими банками — ЦБ на самом деле очищает систему от банков-прачечных или же идет банальное сокращение числа кредитных организаций?

Директор департамента региональной сети и дочерних банков Инвестторгбанка Мария Данильченко считает, что идущий сейчас процесс можно называть как угодно. Она предлагает смотреть на суть и экономическую обоснованность данного процесса — игроки на рынке должны работать по единым правилам. Только при таком условии уровень доверия будет расти. А доверие в банковской сфере — основной критерий долгосрочной и эффективной работы. Любая кризисная ситуация вызывает спад рынка МБК, отток как средств населения, так и средств компаний реального сектора. Это, как правило, системный процесс по отношению ко всем банкам. Полностью нивелировать данные риски невозможно, но если контрагенты уверены друг в друге и если на рынке отсутствует информационный фон относительно проблем отдельных банков, то доверие вырастет, и экономика в целом будет только в выигрыше, отмечает Данильченко.

Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий говорит, что зачистка, несомненно, продолжится, но, судя по текущей динамике, темп ее существенно снизится, так как уж слишком большие разрушения вызвал отзыв лицензии у Мастер-банка.

Генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков отмечает, что чистка продолжается и не останавливалась не на минуту. Она эволюционная и выражается в 20−25 «уходящих в запас» в год. Исключениями являются случаи нестандартных отзывов лицензий и волнообразных последствий — как это было в декабре 2013 года.

Генеральный директор компании 123Credit.Ru Яков Лившиц, как представитель инфраструктурного бизнеса, ощущает, что у российских банков наступил «смутный период». Ему очень хочется надеяться, что это период временный, своего рода — «кризис понимания». Но пока он не видит оснований, чтобы уверенно констатировать светлое будущее. «Подождем…», — вежливо замечает Лившиц.

Панику на рынке нагнетает Центробанк и госбанки?

Председатель правления банка «Региональный кредит» из Самары Александр Черствов отмечает, что ему не известны случаи, когда представители Центрального Банка каким-то образом выделяли в приоритетную группу или группу особенно устойчивых банков кредитную организацию по месту ее расположения или по месту регистрации ее головного офиса. Что касается недобросовестной конкуренции, например, таких как рассылка СМС-сообщений о скором отзыве лицензии у того или иного банка, то это нужно отнести на совесть отдельных менеджеров отдельных банков.

«Развернувшаяся истерия, причем не только по вопросу сохранности денег в коммерческих банках, но и по поводу курса рубля, грядущих изменениях экономики после завершения Олимпийских игр и прочие темы, отвлекают огромное количество сил, энергии, ресурсов от созидательной деятельности», — полагает Черствов.

Директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Андрей Почеснев отмечает, что политика оздоровления, которую сейчас проводит ЦБ, не направлена против региональных банков. Если банк не имеет федерального размаха, это еще не значит, что он неблагонадежен. Конечно, вкладчики крупных банков из ТОП-15 рискуют намного меньше, чем те, кто разместил свои средства в небольших компаниях, не имеющих весомой репутации на рынке.

«Однако, я бы не стал столь категорично ставить крест на региональных банках. Среди них есть крепкие, надежные и достойные доверия представители нашего рынка», — говорит специалист.

В течение последних лет часто встает вопрос о том, в чем же региональные малые и средние банки могут быть конкурентны с лидерами российского банковского рынка. Как правило, наиболее частый ответ — в коммуникациях с местным средним и малым бизнесом.

«Я вижу и другие возможные точки конкурентоспособности: на местных долговых рынках, например, на рынке муниципальных облигаций», — считает ведущий аналитик FIBO Group Василий Якимкин.

Генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин согласен с тем, что региональные банки могут быть успешны, ориентируясь на обслуживание местного малого и среднего бизнеса, но только, если смогут эффективно решать проблему возврата проблемной задолженности. Дело в том, что в России очень распространены схемы затруднения взыскания задолженности («продажа» организации «номиналу», «слив» в другой регион, управляемое банкротство и т. д.), которые при выдаче кредита часто не предусмотреть. Такие возможности для недобросовестных — как изначально, так и в силу стечения обстоятельств — предпринимателей не только распространены, но и относительно дешевы. В результате банки или ведут себя чрезмерно осторожно при выдаче и реструктуризации кредитов, или начинают осваивать новые методики решения долговых проблем.

Почему ни власти, ни банковские ассоциации не дают «по рукам» провокаторам, рассылающим спам и смс о якобы банкротстве местных банков? Читатели Bankir.Ru не верят, что нельзя вычислить виновных. И очень часто в кулуарах прямо говорят: этим занимаются представители госбанков.

Василий Якимкин говорит, что беда в том, что так неэффективно в стране работают соответствующие власти и подразделения полиции, и это беда не только сектора региональных банков.

Дмитрий Кузнецов отмечает, что в России достаточно думающих людей, которые просто не обращают внимания на подобные провокации. Это на сегодняшний день, пожалуй, и есть самый действенный способ борьбы с дезинформаторами. В то же время, сложно требовать что-то от властей для решения этого вопроса, ведь сама власть заявляет, что в стране достаточно 250 банков.

Заместитель председателя правления Связь-банка Ольга Олейник заявляет, что Связь-банк, главным акционером которого является государственная корпорация Внешэкономбанк, в нескольких регионах подвергались информационным атакам с преподнесением ложной информации, касающиеся Связь-банка. «Поэтому говорить о госбанках как „провокаторах“, наверное, не стоит», — считает она.

Государственным банкам нет большого смысла очернять другие банки по нескольким причинам. Во-первых, после нескольких отзывов лицензий у банков поток клиентов, желающих открыть вклады, в госбанках и так существенно увеличился. Во-вторых, все крупные банки стараются участвовать в выплате возмещений вкладчикам, проводимых АСВ, отмечает Олейник.

МСБ — уникальная ниша для региональных банков

Важной частью работы с МСБ может стать создание рынка проблемных долгов организаций, который в современных условиях будет иметь, естественно, не региональный характер, отмечает Жданухин.

Председатель правления Первобанка из Самары Андрей Гончаров говорит, что для него очевидно, что сегодня на рынке банковских продуктов для малого и среднего бизнеса средние банки имеют ряд явных конкурентных преимуществ. Небольшой банк в какой-то момент не сможет удовлетворить потребности растущего бизнеса клиента, а крупный не всегда «разглядит» эти потребности за массой регламентов, процессов и процедур, а также в силу стандартизации продуктов и централизации оценки риска.

Другое преимущество среднего банка — возможность быстро реагировать на рыночные изменения и новые запросы клиентов, оперативно выводя новые продукты.

Заместитель председателя правления Татсоцбанка из Казани Дмитрий Кузнецов отмечает, что малые и средние банки, располагая небольшими собственными капиталами, целенаправленно направляют свой взор на малый и средний бизнес, так как ограничены лимитом кредитования на одного заемщика. Но, вместе с тем, они могут предложить более высокую ставку по депозиту, либо комфортное индивидуальное обслуживание крупному бизнесу.

«Более того, преимущество, которое выгодно отличает региональные малые и средние банки от лидеров российского банковского рынка — это в первую очередь быстрота принятия решений и мгновенная реакция на запрос клиента», — считает Кузнецов.

И все же в какой обстановке приходится работать российским банкам, и легко ли им в ситуации снижения роста ВВП и падения кредитной активности населения?

«Так себе состояние нашей экономики, если говорить откровенно», — отмечает Александр Мурычев.

Ужесточение банковского регулирования и надзора, с одной стороны, впадение российской экономики в стагфляцию, с другой стороны, не могли не привести к тому, что ориентиры развития банковской системы страны заметно изменились. Если говорить языком советских пятилеток — планы не выполнены. Сегодня необходимо создание новой стратегии, тем паче, что воздействие Центробанка на рынок и в связи с расширением его функций, и в связи с кадровыми переменами, — изменилось.

«Новая стратегию, думаю, должна стать совместным продуктом как банкиров, так и регуляторов, и бизнеса. Иначе она рискует остаться „вещью в себе“, которая опять разойдется с реалиями жизни», — считает Мурычев.

Анатолий Аксаков тоже полагает, что сегодня нужна новая стратегия, так как обстоятельства изменились и нужен новый план действий.

По материалам онлайн-конференции «Региональные банки: продукты, преимущества, конкурентоспособность», проведенной агентством Bankir.ru, совместно с журналом «Банки и деловой мир», Ассоциацией региональных банков России, Комиссией РСПП по банкам и банковской деятельности и деловым порталом TatCenter.ru.

Елена Гостева, Bankir.ru

Новости
13 Декабря 2024, 13:15

Поступления от НДФЛ в бюджет РТ составят ₽188,1 млрд По итогам 2024 года

Это на 23 млрд рублей больше, чем ожидаемые поступления налога на прибыль.

По итогам 2024 года в бюджете Татарстана ожидается сбор налога на доходы физических лиц в размере 188,1 млрд рублей. Это на 23 млрд рублей превышает прогнозируемые поступления от налога на прибыль — 165,3 млрд рублей. Такие данные содержатся в материалах к финансовому совещанию в Кабмине РТ.

В целом, при прогнозируемом общем объеме доходов в размере 647,5 млрд рублей, налоговые и неналоговые доходы составят 551,7 млрд рублей. В республиканский бюджет поступит 459,1 млрд рублей. Прогнозируемый объем поступлений в местные бюджеты составляет 92,6 млрд рублей.

Напомним, на 1 декабря 2024 года доходы от использования и продажи госимущества и земельных участков в Татарстане составили 1,949 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: