Впереди — изменения антимонопольного законодательств. Обо всех новшествах рассказал руководитель ФАС РФ по Республике Татарстан Александр Лозовой.
Александр Павлович, какие функции и полномочия у вас, как у территориального органа федерального ведомства после всех этих преобразований остались или появились?
Действительно полномочия антимонопольных органов были существенно изменены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., хотя, наверное, правильней было бы сказать, что наши полномочия были приведены в соответствие с реалиями экономического развития страны, потому что меняется сама государственная политика в области борьбы с монополиями. Монополизация рынков в России весьма существенная и уже впору говорить о картелях и картельных сговорах монополистов. Так если ранее у федерального антимонопольного Министерства было в общей сложности около 43 различных функций, то сейчас многие полномочия отошли иным ведомствам, что позволило теперь нам сконцентрироваться на ключевых для нас задачах. Отошли к ведению других ведомств прежде всего поддержка предпринимательства и защита прав потребителей, контроль за биржами и биржевой торговлей, а также ряд других функций.
Кроме того, в октябре 2004 года между Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по финансовым рынкам было подписано Соглашение, целью которого является проведение согласованных действий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о финансовых рынках и обеспечение равных возможностей для участников финансовых рынков.
Главной задачей нашей Службы является, во-первых, контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, во-вторых, контроль и надзор в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Для осуществления этих функций антимонопольные органы наделены правом принятия нормативных правовых актов, чего, кстати, лишены многие из Федеральных Служб. И здесь нам всем хватит работы.
В 1990 г. в России был создан первый антимонопольный орган — это был Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который в дальнейшем был переименован в Государственный антимонопольный комитет. В 1998 г. Комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В марте 2004 года Указом Президента РФ Министерство было преобразовано в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) с передачей ей функций по контролю и надзору упраздненного МАП России.
Федеральная антимонопольная служба — это государственный орган, который непосредственно подчинен Председателю правительства РФ. ФАС контролирует работу не только коммерсантов, но и деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, если они нарушают законодательство о конкуренции.
Сейчас Федеральной антимонопольной службой подготовлен ряд законопроектов регулирующих сферу применения антимонопольного законодательства. Хотелось бы узнать, что эти законопроекты привнесут в деятельность антимонопольных органов?
Законопроект называется Федеральный закон «О защите конкуренции», который уже в первом квартале этого года должен поступить в Госдуму на рассмотрение в первом чтении. Предполагается, что этот Федеральный закон должен вступить в силу с 1 января 2006 года, придя на смену сразу двум нормативным актам: ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В этом законопроекте заложено новое определение монополиста. Так, если не более трех предприятий будут контролировать хотя бы половину рынка, то они уже подпадут под действие антимонопольного законодательства. Прорабатывается вопрос увеличения порогового значения стоимости активов, при которых на совершение тех или иных сделок требуется согласие ФАС, до 3 млрд. рублей. После этих изменений в законодательстве средний и малый бизнес контролироваться нами практически не будет. Планируется внесение поправок и в Административный Кодекс в части увеличения штрафных санкций, которые будут исчисляться не в МРОТах, а и сходя из оборота компании. Предполагается, что штрафы будут достигать 2 — 4% с годового оборота.
Да, 2−4% с оборота для какого-либо монополиста — это получается довольно ощутимая сумма… Как вы считаете, опыт какой страны в сфере конкурентного реформирования, наиболее приемлем для России?
Антимонопольное законодательство развивалось в каждой стране по-своему. Считается, что в мире существует три модели поведения государства в отношении монополиста. Это американская, европейская и японская модели антимонопольного законодательства. В японской модели антимонопольного законодательства, к слову, допускается наличие монополии на рынке при наличии какого-либо ноу-хау. Но на определенный период времени.
В Соединённых Штатах самое строгое антимонопольное законодательство, где в принципе невозможно выходить на рынок, если ты являешься монополистом. Европейская модель, где государство рассматривается как некий патрон, на мой взгляд, наиболее приемлема для России.
Отразились ли на стоимости подачи ходатайств и уведомлений в Антимонопольные органы организационные преобразования?
Взимания за рассмотрение документов, напротив, снижены. Если ранее необходимо было платить 15 тысяч рублей, то с 1 января, согласно поправкам в Налоговый кодекс, стоимость рассмотрения документов составляет 10 тысяч рублей
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: