Казань обладает огромным культурным и историческим потенциалом. В последнее время наблюдается заметное развитие города, связанное со многими значимыми событиями. Так, Казань пять лет назад отметила свое тысячелетие, стала столица летней Универсиады 2013 года. Кроме того, сюда привлекают туристов многочисленные достижения наших спортивных команд и статус третей столицы России, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.
Несомненное преимущество Казани — ее расположение. Непосредственная близость Волги — крупнейшей реки в Европе — позволяет организовать туристический поток и по водным маршрутам. Кстати, паломнические речные путешествия приобрели в последние годы, по словам туроператоров, особую популярность.
Из Казани можно отправиться в длительное путешествие вверх по Волге, например в Санкт-Петербург или наоборот, вниз — до Астрахани. Для тех, у кого рабочий графике не позволяет надолго отлучаться из города, существуют короткие 1−2-3-х дневные поездки «выходного дня» до Самары или Нижнего Новгорода, а также ночные прогулки по воде.
Речными путешествиями в республике сегодня занимаются четыре татарстанских туроператора, располагающие собственными теплоходами: ОАО «Азимут» — теплоход «Павел Миронов», ООО «Адмирал» — теплоход «Борис Полевой», «ЗАО «Волжские путешествия» — теплоход «Ф. Жолио-Кюри» и ООО «Туристическая фирма «Сафар» (г. Нижнекамск) — теплоход «Герой А. Головачев». Каждый из операторов может на выбор предоставить путешествие и на теплоходах, имеющих привязку к другим городам. Однако самым удобным вариантом является прогулка на «родном» теплоходе. И пожаловаться, в случае чего, знаешь куда, да и знакомство с попутчиками происходит в самом начале пути, одновременно.
В этом году спрос на речные путешествия вырос, говорят в один голос представители трех казанских туроператоров. Да и в министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ сложившейся ситуацией довольны.
Анатолий Березинский, заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:
— Сегодня в Татарстан приезжает миллион туристов. Это достаточно хорошая цифра, учитывая, что мы не являемся столь приближенным регионом как, например, Владимирская область. Благодаря усилиям наших компаний мы не допустили спада: не было уменьшения ни количества турфирм, ни количества туроператоров. Даже более того, поток туристов увеличился на 5\%.
Если говорить о речном туризме, это очень дорогое удовольствие и нелегкий бизнес, который находится «на плаву» в течение десяти лет только за счет своих собственных ресурсов. О том, что мы находимся на верном пути, говорит интерес к республике международных гостиничных сетей. Строятся «Мариот», «Хилтон», а это очень «продвинутые» сетевики, которые, прежде чем вложить деньги, сто раз просчитают выгоду.
Спрос и предложение
В последние годы, отмечают туроператры, спрос увеличился на короткие маршруты и тематические поездки. И в первую очередь продаются либо самые дорогие, либо дешевые путевки. Причем раскупаются они заблаговременно.
Евгения Новикова, начальник отдела развития туриндустрии МДМСТ РТ:
— Я, как потребитель не смогла найти путевку на июль вверх по Волге. Спрос действительно, большой и подходит к уровню пика предкризисного 2008 года. Население планирует отдых заблаговременно, бронировать начинают путевки с осени на следующий год. Если раньше в первую очередь интересовались экономичным вариантом, то сегодня население предпочитает качественный отдых.
Спрос на короткие маршруты объясняется высокой ценой длительных путешествий и сильной занятостью населения. Средняя цена на трехпалубный теплоход в сутки составляет 2,5 тысячи рублей.
Георгий Покровский, генеральный директор ООО «Адмирал»:
— Спрос на речные путешествия действительно, увеличился. Население соскучилось по российским городам. И если еще несколько лет назад предпочитали пляжный отдых за границей, то сегодня распределяют отпуск так, чтобы насладиться и местными достопримечательностями. Стали популярны паломнические туры, интересуются городами" Золотого кольца России". Тем более, что каждый город старается преподнести гостям сюрприз — отразить свои основные особенности. Город Мышкин, например, встречает туристов ростовыми куклами — мышами, в Ульяновске — цыганскими и казацкими песнями, а в Чебоксарах гостей приветствует всеми любимый герой мультфильмов — Чебурашка.
Согласен со своими коллегами и генеральный директор ЗАО «Волжские Путешествия» Вячеслав Самолин, который также отмечает спрос на более короткие маршруты. В этой связи его компания вот уже несколько лет составляет маршруты поездок в соответствии с ожиданиями туристов: Ярославль — пять дней, Волгоград — семь дней, Пермь — шесть с половиной. И только один рейс в Астрахань — десять суток или Санкт-Петербург — четырнадцать.
Вячеслав Самолин, генеральный директор ЗАО «Волжские Путешествия»:
— Мы знаем, что больше наша публика не осилит. Тут нужно учитывать два фактора: цена и свободное время отдыхающих. Сегодня у населения нет возможности отправляться на теплоходе на 15−20 суток, как это было в прошлые годы. Было время, когда эти путевки оплачивались профсоюзами, а для пассажира оставалось оплатить лишь 10\% от стоимости. Средняя цена на трехпалубный теплоход в сутки составляет 2,5 тысячи, с трехразовым питанием, но без экскурсий. Что интересно, середина теплохода — средняя по цене, всегда продается в последнюю очередь. Сначала распродаются путевки на самые дорогие и на самые дешевые каюты.
Активный сезон речных путешествий начинается в мае. Но путевками интересоваться начинают в конце зимы — начале весны. В это время выгоднее покупать путевки, ведь они идут еще по старым ценам, поскольку операторы особенно заинтересованы в привлечении денежных средств.
Георгий Покровский:
— Если раньше путевки приобретались за 2 недели, за месяц, то последние три года мы наблюдаем, что клиенты привыкли делать это заблаговременно. Тем более, что в это время действуют дополнительные скидки, которые прекращаются с началом навигационного периода. Так же наша компания в течение всего года делает скидки постоянным клиентам, пенсионерам и детям, и хочется отметить, что постоянных клиентов, которые выбрали этот вид отдыха, с каждым годом становится все больше.
У речников свои проблемы
Конечно же, в Татарстане многое делается для того, чтобы привлечь в республику туристов, чтобы выглядеть достойно в глазах мировой общественности. Но при этом, многие проблемы бизнесу приходится решать самостоятельно. Естественно, что некоторые последствия ложатся на плечи потребителей. Почему цена на речные путешествия сопоставима с поездкой в Турцию? — спрашивают операторы. Ответ они находят сами — однозначно, из-за стоимости топлива.
Вячеслав Самолин:
— В прошлом году мы, как и многие турфирмы, рассчитывали стоимость путевки исходя из стоимости дизельного топлива 2008 года, когда они зашкаливали до 28−30 тысяч за тонну. Конечно, мы составляли свои бизнес-планы исходя из той цены, которой закончили предыдущий сезон. Получилось, что вышли на рынок с заведомо завышенной стоимостью. Результат — лишь 61 процент загрузки теплохода. Только один теплоход — минус 2,5 миллиона рублей. В этом году из-за боязни отпугнуть публику высокими ценами, хоть мы их и выровняли, нам пришлось отказаться от второго теплохода.
Ежегодно государственный орган в лице Федерального агентства речного, морского транспорта обещает повлиять на то, чтобы цены не поднимались в портах обслуживания и на комплексное обслуживание флота. И каждый год они все равно становятся выше на 12−18\%. Конечно же, это отражается на стоимости путевок.
Вячеслав Самолин:
— Я даже могу привести такой пример. Мы работали с четырехпалубным флотом. И 10 лет назад мне хватало 400 000 рублей на то, чтобы полностью обслужить корабль. Сегодня не хватает полтора миллиона при ста сутках работы на трехпалубный корабль.
Есть у речников и свои проблемы. Впрочем, одна из них напрямую связана с имиджем города. Диспетчера по каким-то неведомым причинам «ставят» казанские теплоходы вторым и третьим бортом. Гостям столицы приходится преодолеть стоящие ближе к причалам теплоходы, прежде чем они ступят на казанскую землю, в чем корреспондент TatCenter.ru смог убедиться лично. Группа туристов, ожидавших посадки, растерянно бродила вдоль причалов в поиске своего теплохода, который, как оказалось, стоял позади пришедшего ранее. А встречающие томились в душном проходе «припаркованного» в ожидании, пока теплоходы будут закреплены между собой. Такое вот странное отношение к родным казанским теплоходам, и это притом, что теплоходов местного формирования осталось только три.
Речные врата города
Казанские речные врата — речной порт, расположенный недалеко от места слияния рек Волга и Кама. Отсюда можно совершить короткие речные экскурсии «Остров-град Свияжск» (6 часов). Это уникальный город-крепость на острове, место паломничества, с действующим мужским монастырем. Основан он был по указу царя Ивана Грозного в 1551 году. «Великие Болгары» (10 часов) — это архитектурно-исторический заповедник, бывшая Волжская Булгария (13−14 в.в.), историческая родина поволжских татар, знаменитая в мусульманском мире «Северная мекка».
Однако само здание вокзала уже не первый год закрыто на реконструкцию, которая должна завершиться к Универсиаде. Со временем здесь могут появиться гостиница, сеть ресторанов, торговый комплекс.
Рашид Сафин, директор ОАО «Казанское речное пассажирское агентство»:
— Вокзал находится на реконструкции, которая завершится к 2013 году. Все дело в том, что территория вокзала и порта — это насыпной грунт. Порт был построен в 1957 году, конечно же, здание давно устарело. Но проблемы начались с того, что начал просаживаться грунт под зданием.
Со временем в здании появится гостиница, пара ресторанов, возможно, даже дорогой торговый центр. Если кто помнит, раньше внутри был очень высокий потолок, что в принципе, нецелесообразно. Здание будет поделено пополам. Возможно, там появится информационный центр.
Море планов
Перед министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ, а также заинтересованными компаниями стоят вполне определенные задачи. Прежде всего — создать в Татарстане инфраструктуру, привлекательную для судовладельцев и пассажиров, и поднять ее на европейский уровень.
Главный вопрос сегодня: сформировать сеть базовых стоянок и базовых причальных сооружений на пути и возле исторически-достопримечательных объектов; завершить к Универсиаде реконструкцию речного порта в Казани; «насытить» Казань маломерным прогулочным флотом для того, чтобы можно было легко доплыть, например, до Свияжска и оказаться в интересных местах и «зеленых» стоянках.
Анатолий Березинский:
— Отдельная проблема — отсутствие быстроходного флота. Метеоры сегодня не выпускаются. Все что было — устарело, ремонтировать очень дорого. Существует уже новый класс, новый взгляд на эти корабли. Правда, не найден еще механизм финансирования со стороны Российской Федерации. Есть предложение Зеленодольскому БКБ, Заводу им. Горького, которое будет рассмотрено в июле на уровне России на форуме «Морская держава».
Еще одна задача связана с маломерным флотом. Для него необходимо сформировать группу точек приема и сервиса. В основном, это частные суда и им необходимо место охраняемой стоянки, сервис, заправка высококачественным топливом. Туристам, которые на нем передвигаются, тоже нуждаются в услугах и сервисе.
Анатолий Березинский:
— Учитывая то движение, которое есть сегодня на воде, нам необходимо создать все условия и инфраструктуру для его комфорта и развития. У нас 200 километров Волги, 400 километров Камы — это такие водные просторы, которые обязательно должны «работать». Сейчас актуальна тема быстрой доставки в эти города туристов. Поэтому в летний период рассматривается именно вариант доставки по воде. Сегодня нет флота на подводных крыльях. Исходя из этого, мы хотим выйти с предложением, чтобы часть федеральной целевой программы по развитию туризма позиционировалась на уровне средней Волги, нашего региона, от Нижнего Новгорода до Самары. Самые красивые места сосредоточены здесь. Ниже идут степи, а это уже другая история.
Проблем у речников, конечно, немало. Это и стоимость топлива, и отсутствие необходимой инфраструктуры. Многое уже делается и, как оптимистично заявляют в министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ «проблемы решаемы».
TatCenter.ru проанализировал цены на теплоходы местного формирования, взяв для примера наиболее короткие и наиболее длинные туристические маршруты.
Направление | Компания «Адмирал», теплоход «Борис Полевой» (в рублях) |
Казань-Самара (Н. Новгород) -Казань | 3 дня от 4360 до 10 600 |
Казань — Павлово (на Оке) — Казань | 4 дня от 5890 до 28 420 |
Казань-Тверь-Казань | 11 дней от 17 400 до 43 395 |
Направление | Компания «Волжские путешествия», теплоход «Ф. ЖОЛИО-КЮРИ» (цены в рублях) |
Ночная прогулка | От 690 до 2950 |
Казань — Н. Новгород — Казань | 3 дня от 3615 до 11 330 |
Казань | 10 дней от 14 040 до 49 125 |
Направление | Компания «Азимут», теплоход «Павел Миронов» (цены в рублях) |
1 день Казань — Болгары — Казань | От 2000 до 5900 |
4 дня Казань -Н.Новгород-Казань | 4000 до 12 000 |
11 дней Казань- Астрахань-Казань | 14 000 до 35 900 |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: