Новости
17 Октября 2005, 09:35

Размышление у бензоколонки

Россия, наконец, догнала Америку: цены на бензин в Москве почти такие же, как в Техасе или Миннесоте. Это задевает не только карман, но и интуитивное чувство справедливости: при нефтяных богатствах и статусе страны- крупнейшего экспортера, казалось бы, мы вправе видеть совсем другие цифры на табло бензоколонок. Тут-то и возникает вопрос на сто миллионов долларов: действительно, имеет ли право страна-экспортер претендовать на дешевый бензин?

В поисках ответа имеет смысл посмотреть на ситуацию c ценами на бензин в других странах-экспортерах нефти.

Канада

Около 68% добываемой нефти, в сыром виде и частично как нефтепродукты, Канада экспортирует, и почти все это весь этот объем идет в США. Среди отдельно взятых стран северный сосед является крупнейшим поставщиком в США нефти и нефтепродуктов. Тем не менее, канадский потребитель платит за литр бензина на 24% больше, чем средний американец.

Основной причиной разницы в конечной цене на американской и канадской бензоколонке являются более низкие налоги в США, утверждает Shell. Ссылаясь на агентство Fuel Facts, компания показывает, что в период с января по август 2005 года средневзвешенная розничная цена бензина в Канаде составляла 56,9 центов за литр плюс 36% налогов (налоги федеральные, провинций и муниципалитетов), а в США — 56,1 цент плюс 21% налогов.

Более того, в соответствии со статистикой Oil&Gas Journal, акцизы на горючее в США по мере роста мировых цен на сырую нефть прогрессивно снижаются: если в 2004 году в среднем по стране они составляли 29,6%, то в августе 2005 года 20,4%, а к началу сентября — 19,2%.

Сейчас, в связи с высокими ценами на горючее, в стране, как и у нас, на всех уровнях обсуждается вопрос о необходимости регулирования правительством розничных цен на бензин. Однако президент CIPMA, Ассоциации канадских независимых нефтетрейдеров, заостряет эту дискуссию, ставя вопрос о том, что может и должно, и что не должно делать правительство.

Канада не испытывает нехватки нефти, и владельцы НПЗ могли бы держать оптовые цены на умеренном уровне, рассуждают в CIPMA. Но канадская ценовая проблема связана как раз с высокой степенью консолидации добычи, переработки и транспортировки нефти в руках нескольких компаний, то есть на оптовом рынке конкуренция выражена слабо. Отчасти именно этим объясняются более высокие цены на бензин в Канаде, чем в США, где конкуренция в оптовом секторе несравненно выше.

Что касается розничной торговли, то в ней участвует большое количество независимых игроков, конкуренция среди которых в какой-то мере сдерживает рост цен на бензоколонках. Вывод CIPMA, таким образом, состоит в том, что интервенция государства в лице его монопольных органов необходима именно в оптовом секторе. Государственное же регулирование цен на уровне бензоколонки только ухудшит ситуацию, в конечном счете вызвав искусственный дефицит бензина.

Норвегия
Норвегия — третий по значению экспортер нефти, но цены на бензин в стране почти самые высокие в мире.

В нефтяном секторе страны доминирует государство, которому принадлежит 71% акций Statoil, контролирующей 60% добычи нефти и газа, и 44% компании Norsk Hydro. Помимо долей в ведущих нефтегазодобывающих компаниях, норвежское правительство напрямую владеет почти 40% добычи нефти через структуру «Прямые государственные финансовые интересы в нефтяном секторе» (SDFI).

На внутреннем рынке Норвегии потребляется менее 8% добываемой в стране нефти. Остальное количество экспортируется, в том числе и в виде нефтепродуктов.

Тем не менее, государство упорно держит высокие налоги на продажу бензина, которые формируют более двух третей его цены на бензоколонке. Основная причина в том, что в энергетической политике Норвегии большое место занимает направление на снижение потребления топливных ресурсов во имя экологической чистоты, что в суммарном энергетическом балансе компенсируется гидроэнергетикой. Помимо налога на бензин, для сдерживания роста потребления транспортного топлива в стране с каждого автомобиля берется ежегодный налог в размере $ 395.

По некоторым оценкам аналитиков, правительство Норвегии только на топливном налоге ежегодно получает $ 2,4 млрд, или $ 520 на душу населения страны. Значительная часть этих средств в виде социальной поддержки возвращается гражданам, уровень жизни которых один из самых высоких в мире.

Каждому свое

Получается, что цены на бензин не зависят, и в принципе не должны зависеть, от наличия или отсутствия собственной нефти в стране, поскольку нефтедобывающие компании ориентируются не на географию, а на коммерческую прибыль. Оптовые цены на нефтепродукты базируется на ценах спотовой торговли на нефтепродукты на мировых торговых площадках, которые в свою очередь исходят из общемировых цен на сырую нефть, т. е. на достаточно объективных показателях. В результате оптовые цены по странам варьируются относительно в небольшом диапазоне.

Широко расходятся они уже на розничном уровне, после
налогов, которые являются отражением главным образом трех факторов: соотношения спроса и предложения, налоговой политики и степени конкуренции на розничном рынке.

Степень участия государства в нефтяном секторе принципиального значения не имеет. Так, нефтяной сектор и Канады, и США полностью приватизирован. При этом в стране-импортере США, где налоги меньше, а конкуренция больше, цены на бензин значительно ниже, чем в экспортере-Канаде.

Наоборот, в Норвегии и Венесуэле государственное участие в нефтяном секторе значительно, но в первой цены на бензин среди самых высоких в мире, во второй — самые низкие.

Каждое правительство по определению стремится отсечь максимально возможную часть доходов всего производственного процесса. Вопрос в том, как оно распоряжается этими средствами. В случае богатых нефтяных держав-экспортеров этот вопрос можно перефразировать: в какой мере государство возвращает народу доходы от принадлежащей ему нефти в недрах?

В большинстве стран ОПЕК, где вся цепочка от скважины до бензоколонки находится в руках государства, росчерком пера назначаются низкие цены на бензин.

В Норвегии значительная часть доходов направляется на поддержку социальной сферы и экономического развития нынешнего поколения и на формирование фонда для обеспечения будущего поколения.

В России просто берут большие налоги. Поэтому мы имеем то, что имеем: у нас бензин всего лишь вдвое дешевле, чем в Норвегии, в то время как доходы россиянина в среднем в 15−20 раз меньше, чем у среднего норвежца, получающего $ 52 тыс. в год.

Новости
12 Декабря 2024, 11:17

В Казани открыли Горьковское шоссе после реконструкции

С открытием дороги схема движения на некоторых участках изменилась.

После завершения реконструкции в Казани открыли обновленное Горьковское шоссе, сообщили в пресс-службе мэрии столицы РТ. С открытием дороги схема движения на некоторых участках изменилась. Например, при выезде с улицы Осиновской запрещено движение прямо и налево. Чтобы попасть в город и поселок Юдино, водителю следует повернуть направо и развернуться на петле возле дома № 96 на улице Залесной. Если необходимо выехать из Юдино на улицу Залесную, разрешается поворачивать только направо. Для выезда из города нужно развернуться на петле рядом с лагерем «Восток».

При движении в город по улице Залесной на пересечении с улицей Осиновской можно ехать только прямо и направо. Такая же схема движения предусмотрена и для трассы М-7. Выезд налево в поселок Юдино будет запрещен. Разрешено движение прямо и направо с использованием разворотной петли.

Ранее TatCenter писал, что на Горьковском шоссе в Казани завершили установку пролетных строений и лестниц на всех шести надземных пешеходных переходах.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: