В поисках ответа имеет смысл посмотреть на ситуацию c ценами на бензин в других странах-экспортерах нефти.
Канада
Около 68% добываемой нефти, в сыром виде и частично как нефтепродукты, Канада экспортирует, и почти все это весь этот объем идет в США. Среди отдельно взятых стран северный сосед является крупнейшим поставщиком в США нефти и нефтепродуктов. Тем не менее, канадский потребитель платит за литр бензина на 24% больше, чем средний американец.
Основной причиной разницы в конечной цене на американской и канадской бензоколонке являются более низкие налоги в США, утверждает Shell. Ссылаясь на агентство Fuel Facts, компания показывает, что в период с января по август 2005 года средневзвешенная розничная цена бензина в Канаде составляла 56,9 центов за литр плюс 36% налогов (налоги федеральные, провинций и муниципалитетов), а в США — 56,1 цент плюс 21% налогов.
Более того, в соответствии со статистикой Oil&Gas Journal, акцизы на горючее в США по мере роста мировых цен на сырую нефть прогрессивно снижаются: если в 2004 году в среднем по стране они составляли 29,6%, то в августе 2005 года 20,4%, а к началу сентября — 19,2%.
Сейчас, в связи с высокими ценами на горючее, в стране, как и у нас, на всех уровнях обсуждается вопрос о необходимости регулирования правительством розничных цен на бензин. Однако президент CIPMA, Ассоциации канадских независимых нефтетрейдеров, заостряет эту дискуссию, ставя вопрос о том, что может и должно, и что не должно делать правительство.
Канада не испытывает нехватки нефти, и владельцы НПЗ могли бы держать оптовые цены на умеренном уровне, рассуждают в CIPMA. Но канадская ценовая проблема связана как раз с высокой степенью консолидации добычи, переработки и транспортировки нефти в руках нескольких компаний, то есть на оптовом рынке конкуренция выражена слабо. Отчасти именно этим объясняются более высокие цены на бензин в Канаде, чем в США, где конкуренция в оптовом секторе несравненно выше.
Что касается розничной торговли, то в ней участвует большое количество независимых игроков, конкуренция среди которых в какой-то мере сдерживает рост цен на бензоколонках. Вывод CIPMA, таким образом, состоит в том, что интервенция государства в лице его монопольных органов необходима именно в оптовом секторе. Государственное же регулирование цен на уровне бензоколонки только ухудшит ситуацию, в конечном счете вызвав искусственный дефицит бензина.
Норвегия
Норвегия — третий по значению экспортер нефти, но цены на бензин в стране почти самые высокие в мире.
В нефтяном секторе страны доминирует государство, которому принадлежит 71% акций Statoil, контролирующей 60% добычи нефти и газа, и 44% компании Norsk Hydro. Помимо долей в ведущих нефтегазодобывающих компаниях, норвежское правительство напрямую владеет почти 40% добычи нефти через структуру «Прямые государственные финансовые интересы в нефтяном секторе» (SDFI).
На внутреннем рынке Норвегии потребляется менее 8% добываемой в стране нефти. Остальное количество экспортируется, в том числе и в виде нефтепродуктов.
Тем не менее, государство упорно держит высокие налоги на продажу бензина, которые формируют более двух третей его цены на бензоколонке. Основная причина в том, что в энергетической политике Норвегии большое место занимает направление на снижение потребления топливных ресурсов во имя экологической чистоты, что в суммарном энергетическом балансе компенсируется гидроэнергетикой. Помимо налога на бензин, для сдерживания роста потребления транспортного топлива в стране с каждого автомобиля берется ежегодный налог в размере $ 395.
По некоторым оценкам аналитиков, правительство Норвегии только на топливном налоге ежегодно получает $ 2,4 млрд, или $ 520 на душу населения страны. Значительная часть этих средств в виде социальной поддержки возвращается гражданам, уровень жизни которых один из самых высоких в мире.
Каждому свое
Получается, что цены на бензин не зависят, и в принципе не должны зависеть, от наличия или отсутствия собственной нефти в стране, поскольку нефтедобывающие компании ориентируются не на географию, а на коммерческую прибыль. Оптовые цены на нефтепродукты базируется на ценах спотовой торговли на нефтепродукты на мировых торговых площадках, которые в свою очередь исходят из общемировых цен на сырую нефть,
Широко расходятся они уже на розничном уровне, после
налогов, которые являются отражением главным образом трех факторов: соотношения спроса и предложения, налоговой политики и степени конкуренции на розничном рынке.
Степень участия государства в нефтяном секторе принципиального значения не имеет. Так, нефтяной сектор и Канады, и США полностью приватизирован. При этом в стране-импортере США, где налоги меньше, а конкуренция больше, цены на бензин значительно ниже, чем в экспортере-Канаде.
Наоборот, в Норвегии и Венесуэле государственное участие в нефтяном секторе значительно, но в первой цены на бензин среди самых высоких в мире, во второй — самые низкие.
Каждое правительство по определению стремится отсечь максимально возможную часть доходов всего производственного процесса. Вопрос в том, как оно распоряжается этими средствами. В случае богатых нефтяных держав-экспортеров этот вопрос можно перефразировать: в какой мере государство возвращает народу доходы от принадлежащей ему нефти в недрах?
В большинстве стран ОПЕК, где вся цепочка от скважины до бензоколонки находится в руках государства, росчерком пера назначаются низкие цены на бензин.
В Норвегии значительная часть доходов направляется на поддержку социальной сферы и экономического развития нынешнего поколения и на формирование фонда для обеспечения будущего поколения.
В России просто берут большие налоги. Поэтому мы имеем то, что имеем: у нас бензин всего лишь вдвое дешевле, чем в Норвегии, в то время как доходы россиянина в среднем в 15−20 раз меньше, чем у среднего норвежца, получающего $ 52 тыс. в год.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: