Новости
18 Октября 2011, 06:21

Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств РТ: «Этот год тяжелый для туризма»

О том, как после трагедии с теплоходом «Булгария» восстановить утраченное доверие пассажиров к речному туризму и как власти планируют в ближайшее время очистить рынок от недобросовестных туристических агентств, деловому еженедельнику «где Деньги» рассказал президент Ассоциации туристских агентств РТ, генеральный директор агентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов.


Р.Мифтахов — Рамиль Зуфарович, в конце 2010 года власти республики планировали в течение 2011 года увеличить количество посещающих Казань туристов с 1 до 1,5 млн человек. По итогам трех кварталов текущего года эти планы выглядят реалистично?

— За год увеличить поток туристов в полтора раза трудно, почти невозможно. К тому же 2011 год был тяжелым как для въездного, так и для выездного туризма. Несколько громких катастроф, случившихся в стране, внесли свои коррективы в планы игроков рынка и туристов. Особенно это касается рынка речных круизов, который сильно просел после трагедии с «Булгарией» — туристы отказывались от путевок, от поездок в Казань. Более точно о последствиях пока говорить сложно — только в феврале следующего года, когда будут сделаны все подсчеты, мы выясним, вырос турпоток или как минимум сохранился прошлогодний уровень.

— Как изменились цены в этом году?

— Если говорить о въездном туризме, то цены не изменились. Стоимость программного пакета «Уикенд в Казани» сохраняется уже два года, нам удается договариваться с перевозчиками и гостиницами, чтобы по массовым направлениям цена оставалась адекватной. Что касается выездного туризма, то цена путевок в этом сегменте выросла. Но это был не резкий скачок цен, явного роста не прослеживается: что-то дорожает максимум на 15\%, что-то дешевеет. Это во многом связано с курсом валют, с колебаниями на мировых рынках. На турецком направлении стоимость путевок увеличилась на 10\% и более. Путевки в Европу в июне заметно подешевели — на 5−10\%, а в августе подорожали на столько же по сравнению с прошлым годом.

— Уже известно, какие направления этим летом пользовались особенной популярностью у татарстанцев?

— Я думаю, что в этом году на 10\% увеличилось число граждан Татарстана, посетивших Турцию. Кроме того, вырос спрос и на европейские направления, особенно греческое и испанское. Можно сказать, весь пляжный европейский рынок в этом году у нас прирос на 30−40\%.

— Руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков предупредил о том, что Турция и Египет стали наиболее проблемными направлениями для российских туристов. По его данным, за восемь месяцев 2011 года в Турции погибли 43 туриста и 167 россиян попали в ДТП, 41 россиянин депортирован, 34 осуждены турецким судом и более 100 задержано правоохранительными органами этой страны. Как бы вы прокомментировали эти цифры?

— Чтобы все стало ясно, нужно понять соотношения. Во-первых, есть соотношение числа туристов, прибывающих из России в Турцию, и числа погибших из них. Во-вторых, есть соотношение числа туристов, прибывающих, например, в Европу, и число пострадавших там. Возможно, если провести такие расчеты, показатели Европы окажутся хуже, как и подобная статистика курортов Краснодарского края. Кроме того, не все 46 туристов погибли в туристических зонах Турции: кто-то приехал по делам, кто-то, являясь гражданином России, уже полгода жил в Турции. Каждый случай надо рассматривать отдельно.

Египет в этом году стал проблемным для наших туристов в связи со сменой власти и уличными столкновениями. Ситуация там до сих пор не стабилизировалась. Цены на отдых в Египте снизились на 15−20\%, но это не помогло — количество отдыхающих в этой стране россиян сократилось на 50\% по сравнению с прошлым годом. Количество рейсов на Египет уменьшилось, билеты всегда есть. Спрос, который был изначально нацелен на Египет, переориентировался на юго-восточные страны, например, Таиланд.

— Как отразилась на участниках туристического рынка трагедия с теплоходом «Булгария»?

— Те компании, которые занимаются речными круизами, получили большие убытки по сезону. В августе (обычно самом прибыльном месяце) дела у компаний обстояли даже еще хуже, чем в начале сезона. И все-таки, я думаю, эти игроки не уйдут с рынка. Государство обещает проверить все суда. И если оно сдержит свои обещания, то в следующем году эти же компании будут продавать другие круизы, другие суда. На самом деле туристы-речники — это постоянные клиенты, они из года в год плавают на теплоходах, им нравится такой вид отдыха, они не любят самолеты. Я думаю, что люди, которые в этом году отложили поездки, на следующий год все-таки поедут.
Как это ни страшно звучит, но именно благодаря трагедии проблема речного туризма выползла наружу. На самом деле, эта проблема существует давно, но, к сожалению, власти не хотели слышать о ней. Представители турагентств в этом году говорили на коллеги Минспорттуризма РТ о проблемах речного туризма, о том, что флот устарел, что государству нужно инвестировать какие-то средства в эту отрасль, потому что туристические компании не могут за свои деньги построить корабль. Подобная проблема в свое время была с самолетами. Тогда вводились нулевые пошлины для определенного количества судов, вкладывались средства в постройку самолетов Sukhoi Superjet 100.

Почему государство не заинтересовано в развитии круизного флота? Может быть, потому, что суда в России ходят только пять месяцев в году. Самолеты же летают круглый год. Но, с другой стороны, если мы не будем заниматься судоходством, через 5−10 лет оно у нас вообще умрет, не будет кораблей как таковых, только лодочки и катера.

Ситуация назрела, государство должно поддержать отрасль. Можно даже не разрабатывать новые стандарты, поскольку существуют международные стандарты к современным судам. Мы предлагали правительству много схем на основе государственно-частного партнерства. Например, найти лизинговые компании, которые могли бы на 25−30 лет сдавать турагентствам корабли в аренду.

— Как, по вашему мнению, турфирмам можно восстановить утраченное доверие пассажиров?

— Очень просто. Нужно показать, что реально было сделано государством, какое количество старых судов было списано. Не просто сказать об этом, а показать картинки: как старые суда распилили на куски. Ведь наши люди недоверчивы, они скажут: суда не списали, а просто отогнали, перекрасили, дали новое название, как было в случае с «Булгарией». Это должно быть что-то вроде рекламной акции, нужно показать новые корабли, новые лайнеры. И это должно делать государство. Мы, туристические компании, не обладаем такими возможностями, чтобы действовать в российском масштабе. А доверие к речному туризму восстанавливать нужно, иначе люди будут сомневаться и остерегаться.

— А что можно сказать о татарстанском парке судов?

— Речного круизного флота как такового у нас не существует. Мы арендуем два или три корабля. Насколько я знаю, у компании «Адмирал» есть трехпалубный корабль, у кого-то еще есть двухпалубный, штук пять «омиков», сколько-то ракет. И это весь наш судоходный флот. Позор. Все распродано или сгнило. В Казани прекрасный порт, но это направление не развивается. Кроме того, в Зеленодольске есть завод, который может строить корабли, у этого завода есть проекты современных комфортабельных кораблей. Почему эти проекты не реализуются? Почему нет заказов?

— В конце прошлого года вы рассказывали, что Татарстан может стать первым регионом в России по внедрению СРО в туристическую отрасль. На какой стадии реализация этих планов сегодня?

— Тогда мы говорили о создании СРО на базе Ассоциации туристских агентств, готовились к этому. Но затем приостановили процесс, поскольку законодатели в Госдуме инициативу о создании саморегулируемых организаций в туризме не поддержали. Депутаты предложили внести изменения в закон об основах туристической деятельности и обязать турагентства работать только от имени и по поручению туроператора, по агентскому договору. Но сегодня и этот вариант отложили. Мы ждем, какую позицию выработает законодательное собрание России: пойдет по пути СРО или по пути «от имени и по поручению». Одно из двух в любом случае будет принято.

Весной АТА РТ выступала в поддержку агентского договора. Однако операторов не устраивает этот вариант, они боятся, что их обманут агентства, которые будут заключать договоры от имени оператора, брать деньги, а потом исчезать, тогда как по договору туроператор будет обязан исполнить свои обязательства. Да, есть риск. Но, с другой стороны, туроператоры будут более тщательно подходить к выбору агентств, работать только с теми, кому доверяют, а не со всеми подряд. Эта мера оздоровила бы рынок и очистила его от хлама.

Но создание СРО тоже позволит урегулировать рынок. Чтобы работать на туристическом рынке, нужно будет обязательно быть членом СРО и вносить существенную сумму в стабилизационный фонд. Объем фонда серьезный — 50−100 млн. рублей. Вход на рынок для игроков в этом случае будет стоить немало, зато клиенты будут уверены: компания входит в СРО и если она исчезнет или обанкротится, то из фонда СРО клиенту будут оплачены его расходы.

— А для вас что предпочтительнее — СРО или работа «от имени и по поручению»?

— Мы можем работать и так, и так. Но, на мой взгляд, мера «от имени и по поручению» быстрее оздоровила бы рынок. Сегодня в Казани много плохих агентств. И за вход на рынок сегодня ничего платить не нужно: арендовал помещение, повесил табличку и начал продавать путевки. Раньше, чтобы получить лицензию, нужно было иметь опыт работы в туризме не менее трех лет. Тот бардак, который творится на туристическом рынке, связан с отменой лицензирования. Туристические компании довольно часто сегодня кидают туристов, в том числе и в Казани. Больше половины участников рынка работают «вчерную». Если зайти подряд в 20 туристических компаний, то, я боюсь, у половины из них не окажется в наличии кассового аппарата.

Если будет разрешено создание СРО, то будем работать жестко, будет четкий контроль, не будет демпинга. Мы предварительно вели переговоры с некоторыми операторами. Достигнута договоренность, что в Татарстане будет работать одно крупное СРО, которое поддержат, я думаю, органы исполнительной власти, ведь мы сами заинтересованы в высоком профессионализме компаний и обелении рынка. Все решится в октябре-ноябре, если Дума нынешнего созыва успеет принять поправки, или в начале следующего года.

— Какие у вас прогнозы до конца 2011 года и на следующий, 2012 год?

— Нынешний год тяжел даже психологически: все говорят о второй волне кризиса. Одни и те же финансовые аналитики дают противоречивые прогнозы. А что же делать простым людям, которые не экономисты? Мы просто сидим и ждем, какой же прогноз сбудется. Но не отчаиваемся и хотим верить, что спрос до конца года сохранится на прошлогоднем уровне. Хотя, скорее всего, показатели нынешнего бархатного сезона будут немного хуже, чем показатели прошлого года, — по количеству туристов, уехавших на отдых за рубеж. Но в следующем году все должно нормализоваться, надеемся, что вторая волна кризиса пробежит незаметно и все будет хорошо.

«где Деньги»

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: