— Рафаэль Равильевич, в странах дальнего зарубежья работают семь Торговых Домов Татарстана: в Казахстане, Кыргызстане, Иране, Латвии, Турции, Сингапуре и в Судане, которое Вы возглавляете с апреля 2008 года. Какие были успехи в работе, и с какими трудностями Вы столкнулись?
— Как говорит наш президент Рустам Минниханов, «надо меньше говорить и больше работать». Буду краток, чтобы не утомлять наших читателей. Важным показателем в успешной работе является открытость суданской стороны и большое желание сотрудничества с российскими компаниями. Авторитет России в Судане высок и его надо развивать и множить, желательно конкретными делами. Хотелось, чтобы в Судан приезжало как можно больше бизнесменов из России, и воочию убедились в огромном потенциале и возможностях сотрудничества. Что касается трудностей, они есть. Это, прежде всего, высокие тарифы наших монополистов на железнодорожные и морские перевозки.
— Как выстраиваются в целом российско-суданские экономические и политические отношения?
— Российско-суданские экономические связи в настоящее время характеризуются тенденцией к росту в результате осуществляемой «перезагрузки» с учетом новых международных вызовов в регионе (Египет, Тунис, Ливия, Йемен). Особенно следует отметить декларируемую в последнее время суданской стороной «востребованность присутствия российского бизнеса в Судане», с учетом растущих взаимных бизнес-интересов двух стран и стремления суданского руководства смягчить последствия экспансии китайского и саудовского капиталов, направленных на скупку национальных сырьевых ресурсов Судана. Реализацию этих намерений планируется осуществить за счет активизации роли России и ее участия в крупных национальных широкомасштабных проектах в области энергетики, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, строительства, транспорта и телекоммуникаций.
— В одном из интервью Вы назвали несколько направлений возможного сотрудничества Татарстана и Судана, в том числе создание совместных предприятий по переработке мяса, рыбы, молока, по производству сахара, растительного масла, развитие энергетики и транспортных сетей. Что реализовано за прошедшее время?
— За прошедшее время реализованы проекты в области сельского хозяйства, животноводства и строительства. В стадии разработки проекты по добыче полезных ископаемых и выпуску изделий из пластмасс. Но это не значит, что вопросы в этих областях сняты и все проблемы решены. Потребности очень большие и работы в этом направлении хватит всем, желающим работать в Судане. Что касается других компаний работающих в этой стране, могу сообщить следующее. В настоящее время активизировалась работа в Судане компаний из Турции, Египта и Ирана. Общий объем инвестиций турецкого частного сектора в Судане составил около $ 300 миллионов, в основном в области производства цемента, строительных материалов, текстиля и сельского хозяйства. Объем двусторонней торговли составил свыше $ 260 миллионов.
Посол Турции в Судане Эрдоган Варит отметил прочность отношений между Суданом и Турцией во всех областях, в частности в экономической, политической и социального развития. Посол Эрдоган заявил, что более трех тысяч турецких граждан работают в нескольких штатах Судана, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Он заявил, что этот успех достигнут благодаря подписанию соглашения о свободной торговле и защите инвестиций между двумя странами. Было бы значительным шагом в развитии двухсторонних отношений и в развитии торговли, подписание такого соглашения между Россией и Суданом.
В посольстве Ирана в Хартуме подписано Соглашение, предусматривающее создание сахарного завода в штате Кассала, в присутствии доктора Мустафа Осман Исмаил, советника президента Судана. Затраты на создание сахарного завода составят $ 155 миллионов. Создание завода является частью разработки проектов, утвержденных конференцией доноров для восточного Судана. Мощности будущего завода обеспечат потребности в сахаре стран Ближнего Востока и северной Африки, а также направлены на экспорт этанола в Европу.
Министр животноводства Судана доктор Фейсал Хасан Ибрагим сообщил, что планируется экспортировать 42 тыс. тонн мяса в следующем году и увеличение
экспорта живого скота до 3 млн. 240 тыс. голов. Он сказал в выступлении перед Национальным собранием, что план министерства для нового года в области экспорта кожи составил более чем 5 млн. штук, а также экспорт рыбы более 58 тонн. Он подчеркнул, что планы министерства направлены на развитие переработки мяса животных, развитие рыбных ресурсов, развитие производства кожи и развитие птицеферм. По самым скромным подсчетам в Судане насчитывается более 103 млн. голов крупнорогатого скота. Отсутствие заводов по первичной переработке мяса препятствует развитию экспортного потенциала в этой отрасли.
— В июле прошлого года делегация из Судана приезжала в Татарстан. Вы присутствовали на встрече с руководством республики. Какие проекты Татарстана заинтересовали суданскую делегацию?
— Судан заинтересован в экономической интеграции с Татарстаном, так как между нашими странами много общего. Это сотрудничество в нефтехимической отрасли, в области сельского хозяйства и животноводства. Например, в Судане выведены несколько сортов кормовых культур, стойких к засухе и вырастающих за 2−3 месяца высотой до 2-х метров. Я думаю, это должно заинтересовать наших аграриев, так как засуха и Россию не обходит стороной.
— Какие впечатления у них остались от нашей республики?
— Яркое впечатление суданцев о Татарстане оставило наше гостеприимство, красота Казани, Кремля и мечети Кул-Шариф, где была совершена молитва за развитие наших культурных и экономических связей. Как сказал руководитель суданской делегации доктор Осама Райис, «где бы мы ни были и с кем бы мы ни встречались, везде нас принимали как родных братьев. Мы чувствуем себя как дома».
— Чем ваш Торговый Дом может помочь предпринимателям, готовым вести свой бизнес в Судане?
— Мы открыты для сотрудничества и готовы оказывать помощь и поддержку представителям российского бизнеса. У нас высокий авторитет и достаточный административный ресурс для решения вопросов на самом высоком уровне. Мы оказываем юридическую помощь, консультации по ведению бизнеса в Судане, готовы предоставить информацию по инвестиционным проектам, тендерам и заявкам, уберечь от возможных рисков и потерь.
— Есть ли какие-то особенности в ведении бизнеса в Судане?
— Судан — мусульманская страна и необходимо придерживаться исламских канонов не только в бизнесе, но и в повседневной жизни. Честность и порядочность являются основополагающими качествами любого бизнесмена, работающего в Судане. В Судан надо приходить и работать. Времена заезжих корабейников ушли в прошлое. Настала эра интеграции в мировую экономическую систему. Кто это понял и работает в этом направлении, пожинает плоды успеха и процветания.
— По данным Министерства промышленности и торговли на 1 сентября 2011 года в регионах России и странах зарубежья работали 33
Торговых Дома Республики Татарстан. Но в интернете очень мало информации об их деятельности. Как вы думаете, почему такая информационная закрытость?
— Я думаю, тут дело не в информационной закрытости, а в положении дел в наших Торговых Домах. Я общаюсь со многими их руководителями. У всех одни и те же проблемы. Каждый крутится и выживает как может. К сожалению, о Торговых Домах вспоминают, когда министерствам необходимо собрать информацию о товарообороте и проведенном празднике Сабантуй. Нет четкой концепции и стратегии в работе с Торговыми Домами.
— Среди задач Торгового Дома — оказание финансовой помощи национально-культурным автономиям и соотечественникам. Какие есть традиции у наших соотечественников в Судане?
— В Судане проживает, по самым скромным подсчетам, более 3 тысяч наших соотечественников. Диаспора старается сохранить язык, культурные традиции и обряды. Ежегодно проводится праздник урожая, очень похожий на Сабантуй, где конные скачки заменены на страусиные бега и на скачки на верблюдах.
— Чем Вас удивляет эта страна?
— Каждая страна и каждый народ прекрасен по-своему. Люблю суданцев как своих татар.
Эльмира Гайнутдинова










Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: