Успех радиостанции во многом определяет ее музыкальный формат — популярность, а значит, и востребованность аудиторией и рекламодателями заведомо выше у радиокомпании с так называемым широким форматом, в котором представлены направления поп-музыки. Однако в последние годы эксперты наблюдают ферментацию рынка по типу радиостанций.
Айдар Салимгараев, заместитель генерального директора Агентства РТ по массовой коммуникации «ТАТМЕДИА»:
— Интересно отметить, что каждая появляющаяся радиостанция сегодня находит своего слушателя. Именно поэтому рынок радиостанций, представленных в Казани, далек от своего полного насыщения. Вопрос сегодня состоит в том, что частотный ресурс рано или поздно будет исчерпан. Впрочем, в дальнейшем предусмотрено цифровое вещание, что позволит существенно расширить количество присутствующих радиостанций, а значит, и увеличить выбор радиослушателя.
Сегодня в радиоэфире Казани представлена 21 радиостанция, 4 из которых вещают в УКВ-диапазоне, 17 представлены в FM. Именно этот тип вещания наиболее востребован аудиторией — на «коротких волнах» можно послушать музыку в автомобиле и легко настроить радиоприемник в офисе.
Однако казанскими радиостанции можно назвать весьма условно, так как большая часть их является подразделением федеральных радиокомпаний (сетевых), и местное вещание заключается в осуществлении прямых студийных включений (новости, прогноз погоды, реклама). Остальное время заполнено музыкой и программами исключительно «московского» содержания.
Глеб Ваталев, директор радиостанции «Настроение»:
— Сетевое вещание существенно сокращает расходы регионального подразделения, ведь при высоком качестве продукта себестоимость становится ниже. Проще получать готовый качественный продукт и продавать его, не заботясь о контенте. Сегодня в Казани представлено большое количество рекламных предложений, конкуренция постоянно усиливается — это чувствуют все участники рынка. И если несколько лет назад отдельно взятые казанские радиокомпании чувствовали себя уверенно, то сегодня можно констатировать перераспределение рекламных бюджетов, и как ни печально — отсутствие некогда популярных и успешных радиопроектов.
Радиостанции «Татурос» и «Пассаж» — достаточно успешные и перспективные проекты в самом начале становления казанского рынка FM-радиостанций — были закрыты по разным причинам. По словам Вячеслава Лопатина, генерального директора Love-радио в Казани и экс-директора радио «Пассаж», проект «Пассажа» мог бы существовать и в наши дни вполне успешно, оправдывая вложенные в него средства.
Вячеслав Лопатин:
— Радио — это прежде всего бизнес, и он должен приносить стабильный доход. Именно поэтому сегодня мы можем наблюдать тенденцию продажи казанских частот под вещание московских радиокомпаний — это максимум прибыли и минимум затрат при получении качественного продукта.
Для многих участников рынка остается загадкой успех такого проекта, как БИМ-радио — последние несколько лет радиостанция прочно занимает лидирующие позиции в рейтингах.
Наиля Тимерханова, главный редактор БИМ-радио:
— В последние годы и до сегодняшнего дня сетевые московские радиостанции активно занимают частоты казанских, вытесняя их. Такой подход очень удобен, ведь учредитель имеет готовый продукт, а отделу продажи остается только предлагать рекламодателям местное рекламное время. Но, несмотря на большие ресурсы сетевиков, рейтинг показывает, что лидирующее место на протяжении последних лет занимает региональный продукт — казанское БИМ-радио. Это редкое явление в России — обычно пальма первенства у сетевиков — федеральных радиостанций. Нам приятно быть исключением. В отличие от сетевиков, концепция которых унифицирована, мы предлагаем оригинальный продукт, ориентированный на местных слушателей.
Однако не все сетевые проекты были удачными. Один из примеров — «ПУЛЬС-радио». По замыслу одного из соучредителя — американской компании — сеть радиостанций с названием «Пульс» должна была стать одним из первых российских сетевых проектов. Тогда ставилась цель привлечь на эти станции рекламу американских производителей. Но политические катаклизмы и экономические реалии тех лет заставили американцев отказаться от идеи продвигать проект. Осколки сетевого проекта в виде нескольких радиостанций с названием «Пульс» до сих пор сохранились в Казани, Улан-Удэ, Азове, Йошкар-Оле и других городах. Изначальной целью учредителей было создать качественное радиовещание. Поэтому постепенно стала вырисовываться модель: «ПУЛЬС-радио» это радиостанция для образованных, интеллигентных активных людей. Одним из главных приоритетов стала трансляция качественной музыки. Сегодня «ПУЛЬС-радио» — это абсолютно автономная радиостанция.
Рустем Муртазин, программный директор «ПУЛЬС-радио»:
— Глобализация — так можно охарактеризовать то, что происходит сегодня с рынком радиостанций в Казани. Продаются те радиостанции, которые оказались неуспешными, не смогли конкурировать в современных условиях. Рынок развивается, и многие его участники поняли, что проще купить готовый продукт, нежели трудиться над ним в течение нескольких лет. Да, в Казани появляются новые сетевые радиостанции, однако половина из них повторяет традиции и концепцию уже существующих.
Помимо радиостанций развлекательного формата в Казани в FM-диапазоне представлены сугубо информационные радиостанции — «Эхо Москвы» и «Маяк». Они успели найти своего слушателя, для которого не столько важна развлекательная составляющая, сколько качественная и оперативная информация. Нишу информационных радиоресурсов недавно покинула «Яна Гасыр радиосы» — радио «Новый век», перейдя в статус информационно-развлекательной радиостанции. Этот шаг позволил подняться ей на несколько ступеней выше в заветных строчках рейтинга.
… Сегодня у казанского радиослушателя есть возможность выбора — радиоэфир представлен разными направлениями, в скором времени в нем будет представлен еще один сетевой продукт — «Юмор FM». Однако право выбора все же за потребителем и рекламодателем — именно они решают, стоит ли переключаться на новую волну. А это значит, что конкуренция за слушателя и рекламодателя будет только усиливаться.
Daily reach
БИМ радио | 169.1 | 18.3\% |
Милицейская Волна | 129.2 | 14.0\% |
Европа Плюс | 128.2 | 13.9\% |
Русское Радио | 104.3 | 11.3\% |
Авторадио | 103.5 | 11.2\% |
Маяк | 89.9 | 9.7\% |
Радио Шансон | 81.1 | 8.8\% |
DFM | 69.8 | 7.6\% |
Love Radio | 61.7 | 6.7\% |
Татарское радио (Татар Радиосы) | 61.4 | 6.6\% |
Maximum | 54.7 | 5.9\% |
Настроение | 52.1 | 5.6\% |
Хит FM | 46.6 | 5.0\% |
Курай | 40.4 | 4.4\% |
Яна Гасыр Радиосы (Новый век) | 35.8 | 3.9\% |
Радио Татарстана | 34.1 | 3.7\% |
Пульс-Радио | 33.5 | 3.6\% |
Радио России | 29.5 | 3.2\% |
Эхо Москвы | 29.5 | 3.2\% |
Мелодия | 4.4 | 0.5\% |
Рейтинг за сентябрь 2006 — январь 2007 г. Источник — Gallup Media.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: