Новости
28 Апреля 2005, 17:12

Радик Хасанов: «У POZISа есть мощный потенциал »

Производственное объединение «Завод им. Серго» сегодня одно из немногих динамично развивающихся промышленных предприятий Татарстана. Однако еще совсем недавно в производство на заводе было практически парализовано. Модернизация производства и эффективная политика генерального директора объединения Радика Хасанова позволяет теперь замахиваться предприятию на самые немыслимые проекты.

Радик Шавкятович, в перестроечные годы ваше предприятие, как и вся оборонка, остались практически без госзаказов. Производства находились в стагнации. С чего началось оздоровление POZIS?

За всю историю у предприятия было много взлетов и падений. Одним из самых тяжелых моментов в жизни завода стала перестройка: завод практически не работал, людей увольняли или отправляли в бессрочные отпуска. В 1997 году за целый год было выпущено 900 холодильников, а сейчас мы выпускаем 1000−1100 холодильников в день! Тогда на заводе числилось, (но не работало) 4,5 тысячи человек, а сейчас у нас на производстве занято 9 тысяч человек.

Я пришел на завод без какой-либо конкретной программы. Президент, премьер министр республики и руководство российского Агентства по боеприпасам мне поставили задачу возродить завод. Поэтому единственная установка у меня была «вкалывать». Это уже на месте, изучив состояние завода, мы составили программу вывода завода из кризиса.

У нас были предложения отделить холодильное производство, создать несколько акционерных обществ. Это был бы неправильный шаг, так как наши производства взаимно дополняют друг друга. Допустим, сейчас хорошо продается торговое оборудование, патроны, летом пойдут бытовые холодильники. Поздней осенью, зимой, весной бытовые холодильники продаются плохо — продукция сезонная и если бы этого дополнения не было, то наше производство не смогло выжить. Всегда хорошо реализуются только медицинское холодильное оборудование. Надо сказать, что мы его не успеваем производить. В этом году мы впервые получили госзаказ от правительства республики на поставку медицинских холодильников для наших медицинских учреждений.

Оздоровление требует инвестиций. Каким образом вам удавалось привлекать средства, когда ваше финансовое положение было, мягко говоря, «шатким»?

Финансовое состояние завода было удручающим. Только кредиторская задолженность была в 18 раз больше, чем дебиторская. Был случай, когда мне пришлось «заложить» самого себя. Когда я обратился в Национальный банк республики с просьбой дать заводу кредит, Евгений Борисович Богачев сказал исполнительному директору банка Марине Котельниковой: «Минтимер Шарипович просил помочь. Надо дать кредит», а она в ответ: «Какой им кредит? У них же все заложено…». Тогда я совершенно серьезно сказал: «Нет, не все. Меня еще не заложили». Евгений Борисович заулыбался: «Товар ликвидный, будет закладывать». Так мы получили кредит.

Это сейчас мы можем получать кредиты, так как мы заслужили доверие банков, они знают, что POZIS твердо стоит на ногах и всегда возвратит кредиты. Мы сегодня являемся VIP-клиентом Сбербанка России и имеем ряд преференций при получении банковских услуг. Кроме банковских кредитов в последние годы наше финансовое положение позволяет нам практически всю прибыль вкладывать в развитие производства.

Вы продолжаете успешно выпускать «спецпродукцию». Ваши патроны получают признание на различных выставках. Как в настоящее время обстоят дела с госзаказом?

Конечно, хотелось бы, чтобы объемы госзаказа были больше. Но мы делаем все, чтобы увеличить долю госзаказа в общем объеме производства. И надо сказать, что результаты есть. Использование современных технологий, новейших технологий позволяет нам находиться на плаву.

Недавно мы разработали охотничьи патроны «Удар» для охоты на крупного зверя. Теперь его собираются покупать силовые структуры для спецподразделений. Наши охотпатроны пользуются большим спросом в Якутии, Украине, Казахстане. У казахов даже есть примета: «Если ты пойдешь на охоту без патронов „POZIS“ — вернешься домой без добычи». Теперь нашими спортивными патронами заинтересовались англичане. Мы подписали с ними неплохое соглашение, и будем осуществлять поставки в Великобританию.

Как возник брэнд «POZIS»?

Брэнд «POZIS» помогли разработать наш партнер — компания «DOMO». У нас были два брэнда: «Свияга» и «Мир», но так как мы собирались выходить на мировые рынки, то нам был нужен новая марка. Брэнд ПОЗИС (П роизводственное объединение «Завод им. Серго») уже был, только на кириллице. Специалисты компании «DOMO» убедили нас, что наше население, покупая холодильник под брэндом «POZIS» на латыни, будут думать, что он импортный. И это сработало.

Кому принадлежит удачная идея с оранжевыми холодильниками для Украины?

Дело в том, что политика тесно связана с экономикой. И какие-то события иногда могут негативно сказаться на производстве. Поэтому приходится следить за политическими событиями. Когда на Украине началась оранжевая революция, появились оранжевые стяги, шарфы, мы с нашими маркетологами подумали: а что если выпустить апельсиновый холодильник. Позвонили нашему дилеру на Украине и спросили: как ты думаешь, пойдут оранжевые холодильники или нет? Он ответил: «Думаю, да». Мы стали срочно подбирать цвет, сделали первую партию и отправили на западную Украину и стали ждать: никаких вестей. Начальник отдела экспорта позвонил нашему дилеру, а тот говорит, что холодильники продаются вяло.

И вдруг, когда события на Украине накалились, звонит наш дилер и говорит: «Давайте еще партию. И синие давайте». Так мы стали поставлять синие холодильники на восток Украины, оранжевые — на запад. Несмотря на то, что сейчас на Украине страсти поутихли, сформировалась новая власть, холодильники все равно пользуются спросом. Кстати, оранжевые холодильники пользуются спросом и у нас в республике. Почему-то они активно продаются в Набережных Челнах.

Как строится экспортная политика предприятия?

Мы стараемся мягко входить на новые рынки: сначала изучаем спрос и предложение, ищем дилеров, создаем им определенные выгодные экономические условия, иногда даже в ущерб себе. А через год-два начинаются активные поставки.

Сегодня мы поставляем нашу продукцию на рынки Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Украины, Сербии, Черногории. Надо сказать, что доля экспорта увеличивается с каждым годом. Сейчас она составляет 10−12% в общем объеме выпускаемой холодильной продукции.

Сейчас мы осваиваем северо-западный регион: Санкт-Петербург, Архангельск. Там наши холодильники тоже пользуются спросом. И после того, как мы укрепим в этом регионе свои позиции, начнем экспансию Прибалтики.

Надо сказать, что рынок сегодня четко реагирует на нашу продукцию. Например, наш «народный» холодильник «Свияга — 404» стал меньше пользоваться спросом в России, так как для семьи из четырех человек он маловат. На базе этой модели мы разработали холодильник «Свияга — 445». Он больше, и активно продается. Зато наш «народный» холодильник пользуется большим спросом в Сербии и Черногории. Мы туда поставляем приличные партии.

Сейчас Европа заинтересована в том, чтобы мы поставляли наши маленькие холодильные и морозильные камеры для гостиниц. Мы изучаем технические характеристики, приемлемые в странах Евросоюза. И я думаю, что в ближайшее время, модернизировав наши модели, мы будем поставлять нашу технику и туда.

Когда вы планируете начать производство стиральных и посудомоечных машин?

Этим летом мы планируем выпустить небольшую партию стиральных машин. Посмотрим, как они будут реализовываться. Возможно, что-то нужно будет поменять. Но мы считаем, что эту нишу мы заполним.

Сейчас наши конструкторы активно работают над разработкой технической документации посудомоечных машин. Пока мы решили, что этот проект должен немножечко подождать. Начав производство этой техники второпях, можем не получить ожидаемого экономического эффекта.

На производство стиральных машин вашему предприятию требуется 5 млн евро. В марте вы встречались с представителями Сбербанка России. Были ли достигнуты конкретные договоренности?

Конкретные договоренности достигнуто, но мы их пока не афишируем.

Вы планируете освоить полную гамму бытовой техники. Но нельзя не отметить, что сегодня рынок бытовой техники перенасыщен и конкурировать с раскрученными брэндами будет очень сложно. Каким образом POZIS будет соперничать с конкурентами?

У нас есть для этого все условия, а самое главное — мы сохранили хороший инженерно-технический состав. Это наш золотой фонд.

Мы же
в свое время смогли составить конкуренцию «Стинолу» и «Бирюсе». Почему не сможем соперничать с другими производителями бытовой техники? Нам уже сейчас конкуренты предлагают выпускать стиральные машины под своими брэндами. Мы думаем выпускать стиральную машину под маркой POZIS, но если нам будет выгодно выпускать ее под европейским брэндом, то мы воспользуемся данным предложением. Вопрос в том, когда начать то или иное производство, нужно чутко реагировать на спрос рынка.

Новости
12 Декабря 2024, 16:22

Госучреждения РТ оказали платные услуги на ₽18,3 млрд За январь-ноябрь 2024 года

Это на 1,6 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2023 года.

За период с января по ноябрь 2024 года совокупный объем поступлений от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями региона, включая доходы, предназначенные для целевого использования, составил 18,3 млрд рублей. Это на 1,6 млрд рублей превышает показатель за аналогичный период 2023 года.

Поступления от государственных учреждений достигли 13,1 млрд рублей, а от муниципальных учреждений — 5,2 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: