На суд Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам сегодня попала инициатива коллег Калининградской областной думы — депутаты предложили запретить банкам в одностороннем порядке повышать ставки по кредитам для юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Дискуссия вокруг предмета инициативы — изменения в федеральный закон о банках и банковской деятельности — разделила депутатов республиканского парламента на два лагеря, четко обозначив промышленников и финансистов.
Глава профильного комитета Леонид Якунин инициативу сразу рекомендовал поддержать, ссылаясь на непростое положение бизнеса в кризис и положительное заключение Нацбанка РТ.
Возможно, одобрение закона прошло бы без обсуждения и прений, по крайней мере, на открытой встрече в присутствии журналистов. Но сегодня заседание комитета посетила депутат и по совместительству председатель правления ЗАО «Татсоцбанк» Анастасия Колесова.
Избежать дискуссии не удалось…
Колесова сразу призвала депутатов не вмешиваться в отношения банков и заемщиков.
«Повышение ставки — это отношения клиента и банка, все регулируется в кредитном договоре. Если эта инициатива пройдет, банки просто перестанут выдавать долгосрочные кредиты реальному сектору экономики», — предупредила она депутатов.
Проблема роста кредитных ставок, в том числе по ранее выданным ссудам, характерна для всей страны. После резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ до 17% в декабре 2014 года, банки не только изменили условия по новым кредитам, но и повысили стоимость ранее выданных на 5−8 п.п.
Татарстанские предприниматели уже жаловались на банки врио президента РТ Рустаму Минниханову 26 марта в ходе встречи «Бизнес и власть». Выслушав претензии, Минниханов пообещал, что все действующие в республике кредитные договоры с МСБ проанализируют и за 15 дней будут выработаны возможные варианты выхода предпринимателей из «кредитной ловушки».
Пока никакой информации по официальному обещанию Минниханова не обнародовано, но в запасе у власти еще есть несколько дней.
По словам Колесовой, возможность и условия повышения кредитором процентной ставки в одностороннем порядке прописывается в допсоглашении. «Если допсоглашение клиент не подписывает, то элементарно теряют силу договоры залога, поручительства
На сторону депутата-банкира встал и единорос Роман Мугерман.
«Если в договоре прописано, что банк имеет право в одностороннем порядке поднять ставку, то это уже не односторонний порядок, так как обе стороны подписали документ и согласовали его обоюдно. Фактически это будет вариант отхода от договора», — прокомментировал он инициативу калининградских депутатов.
По мнению Анастасии Колесовой, предлагаемые изменения в ФЗ «О банках и банковской деятельности» — палка о двух концах: в любом случае, кто-то да пострадает. Вопрос только в том, кто — бизнес или банки.
Последние, в случае, если инициатива пройдет в Госдуме РФ, по словам Колесовой, будут отказываться от убыточных продуктов или закладывать риски в стоимость, что также негативно отразится на привлекательности и без того недешевых кредитов.
«Но если не поддержать [инициативу, — ред.], клиенты будут страдать при сегодняшней ситуации в экономике. Я считаю, поддержать надо», — заявил зампредседателя комитета Ильдус Касымов.
Колесова пояснила, какие последствия для заёмщиков будет иметь инициатива — банк придерётся к финансовому состоянию кредитополучателя и потребует досрочного погашения кредита.
«Кредит клиент погасить не сможет — начнется банкротство. Ничего хорошего для реального сектора экономики этот закон не несет», — стояла на своём Анастасия Колесова.
Нового смысла дальнейшие прения не обрели.
Председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» Дмитрий Самаренкин и другие промышленники настаивали на необходимости поддержки бизнеса и принуждении банков договариваться с заемщиками.
«Вы говорите, банки перестанут выдавать кредиты? Мы вам ответим — не выдавайте», — парировал Самаренкин на протесты Колесовой.
Леонид Якуни
н примирительно предложил инициативу одобрить и приложить к ней рекомендации всех депутатов…
Неожиданно в дискуссию вмешался депутат Сергей Раковец. Неожиданностью стали не столько слова доселе молчавшего депутата, сколько заданный им вопрос: «А в связи с чем поднялся этот вопрос. Что, есть проблема какая-то?» — поинтересовался Раковец.
«Проблема есть, как проблемы нет? Конечно, есть. В одностороннем порядке ставки все взяли и подняли…», — опешил Якунин.
В итоге, депутаты поддержали инициативу калининградских коллег: «за» проголосовали пять из восьми членов профильного комитета, присутствовавших на заседании.
Однако победу праздновать им не пришлось — сразу же после голосования к дискуссии подключилась юрист аппарата президента РТ, и законодательная фортуна повернулась к Анастасии Колесовой и двум другим депутатам, проголосовавшим «против».
Дело в том, что решение в отношении законодательной инициативы другого субъекта РФ должно быть поддержано большинством членов профильного комитета, в данном случае, как минимум восемью, вне зависимости от их присутствия на заседании. «Решение не считается принятым», — безапелляционно заключила юрист.
Якунину ничего не оставалось делать, как принять поправку де-юре.
«Хорошо. Значит, не приняли», — констатировал он, завершив прения.
Юлия Амочаева
Фото: gossov.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: