Стабилизация цен на нефть изменила фокус экономических дискуссий в России.
На смену споров о сценарных параметрах экономики при разных ценах на нефть пришли разночтения в приоритетах действий правительства и бизнеса.
Одна линия разночтения касается приоритетов бюджетной политики. Правительство продолжает настаивать на возможности реализовать жесткую бюджетную политику в 2016 году, что позволит растянуть использование Резервного фонда до конца 2017 года и в целом всячески приучает бизнес-сообщество к мысли, что рассчитывать на поддержку бюджета не стоит.
Тем не менее, опыт прошлых электоральных циклов заставляет усомниться в том, что этот сценарий можно будет реализовать так легко, как об этом говорят.
В первую очередь проблема заключается в значительных накопленных социальных обязательствах: по состоянию на конец 2015 года суммарные пенсионные обязательства российского бюджета составляли 7 трлн рублей, еще 3,5 трлн рублей приходилось на прочие социальные выплаты, и 6,5 трлн рублей составляет общий уровень зарплат занятых в госсекторе.
Суммарная величина этих обязательств — 17 трлн рублей — составляет 21% ВВП и показывает масштаб негативного воздействия жесткой бюджетной политики на динамику и ожидания в экономике. С учетом электорального цикла заморозка зарплат госсектора и индексация пенсий всего на 4% в феврале 2016 год выглядит возможной в первом полугодии, но маловероятна на вторую половину этого года. Как минимум это касается индексации пенсий — с учетом 12,9-процентной инфляции в 2015 году, ожидаю как минимум 10-процентную индексацию пенсий в этом году.
Связанный с этим аспект расхождения прогнозов касается прогнозной инфляции и действий ЦБ.
В случае реализации жесткой бюджетный политики шансы на снижение инфляции до 6−7% в 2016 году возрастают, что в теории могло бы позволить ЦБ снизить ставку ниже 10%. Однако в сценарии увеличения бюджетных расходов во втором полугодии инфляционные риски не выглядят предсказуемыми, и это является сильным аргументом против снижения ставки ЦБ.
На заседании 18 марта ЦБ принял решение оставить ставку без изменения, несмотря на некоторое улучшение внешней конъюнктуры и замедление инфляции, напрямую мотивировав данное решение риском дополнительных индексаций зарплат и социальных платежей.
Жесткая тональность комментария ЦБ подтверждает мнение о том, что сохранение ключевой ставки на уровне 11% пока остается наиболее вероятным сценарием развития событий не только на ближайшие месяцы, но и на весь год.
Наконец, разночтения касаются и динамики основных экономических показателей.
Значительное ослабление рубля поддержало доходы в ряде экспортно-ориентированных секторов и, с другой стороны, повысило конкурентоспособность внутреннего производства. В результате, ряд экспертов полагают, что это создает потенциал для роста инвестиций, который может материализоваться уже в 2016 года даже на фоне общего снижения экономической активности.
Однако, на мой взгляд, этот сценарий маловероятен, поскольку в промышленности на данный момент наблюдается недостаточная загрузка мощностей, которая демотивирует инвестиционный рост. Кроме того, значительная часть роста корпоративной прибыли отражает переоценку валютных депозитов и по факту не может быть использована для финансирования инвестиционных проектов.
В этом сценарии ставка на рост бюджетных расходов становится тем более вероятной.
Жесткая бюджетная политика в первом полугодии 2016 года оставит экономику в рецессии, и в отсутствие инвестиционного роста необходимость стимулировать конечное потребление станет приоритетной уже к осени 2016 года.
главный экономист ОАО «Альфа Банк»
Наталия Орлова
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: